ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-101/2021 от 23.03.2021 Нововаршавского районного суда (Омская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Р.п. Нововаршавка 23 марта 2021 года.

Дело №2а-101/2021

УИД 55RS0024-01-2021-000160-59

Резолютивная часть решения оглашена 23.03.2021 года.

Мотивированное решение суда изготовлено 25.03.2021 года.

Нововаршавский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Губер Е.В.

При секретаре Кошара Н.Г.

С участием помощника прокурора Нововаршавского района Левиной Д.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Нововаршавского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зареченского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нововаршавского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации Зареченского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области с настоящим административным исковым заявлением, с уточнением в последствие заявленных требований, которым просит: признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не проведении оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов на территории Зареченского сельского поселения и обязать административного ответчика провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения на территории Зареченского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области в соответствии с требованиями законодательства.

В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что прокуратурой Нововаршавского района Омской области проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства должностными лицами администрации Зареченского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области. В ходе проведенной проверки прокуратурой района было установлено, что администрацией Зареченского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения, отвечающая требованиям Порядка, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 27.08.2009 №150, действовавшего до 01.01.2021, в 2020 году не проводилась. В вязи с изложенным прокурором района в адрес главы сельского поселения 29.01.2021 внесено представление, по результатам рассмотрения которого 24.02.2021 направлен ответ о том, что администрацией будут приняты меры по проведению диагностики автомобильных дорог местного значения в текущем 2021 году. Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства, несмотря на принятые меры прокурорского реагирования, Администрацией Зареченского сельского поселения Нововаршавского района Омской области в 2020-2021 году ежегодная оценка технического состояния автомобильных дорог, за исключением дорог по <адрес>, до настоящего времени не проведена. Вышеуказанные нарушения в деятельности администрации, как исполнительного органа местного самоуправления, напрямую затрагивают интересы неопределенного круга лиц, использующих для передвижения дороги общего пользования на территории Зареченского сельского поселения Нововаршавского района Омской области. Обращение прокурора района в суд с настоящим административным исковым заявлением обусловлено тем, что невыполнение ответчиком возложенных на него обязанностей по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог приводит к несвоевременному выявлению фактов несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов, и соответственно, к несвоевременному проведению работ по их ремонту и капитальному ремонту, что в свою очередь повышает риск дорожно-транспортных происшествий на территории поселения с участием заранее неопределенного круга лиц.

Административный истец, руководствуясь ст.ст. 39 КАС РФ, ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», просит суд удовлетворить уточненные заявленные им требования.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Нововаршавского района Омской области Левина Д.В. поддержала в полном объеме уточненные прокурором района административные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, и просит суд данные требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика – глава администрации Зареченского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области Николаева Т.А. в судебном заседании показала, что с уточненными административным истцом требованиями она согласна, исковые требования признает в полном объеме.

Суд, изучив материалы административного дела, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные участниками процесса доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст.3 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) одними из задач административного судопроизводства являются в том числе: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Аналогичное положение содержит пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу п.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Частью 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно части 10 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Пунктами 6, 12 статьи 3 указанного выше Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 № 150, действовавшего до 01.01.2021 был утвержден Порядок оценки технического состояния автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 2 Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

В силу пункта 3 Порядка в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения оценка технического состояния автомобильных дорог проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.

В соответствии с пунктом 4 Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год. Согласно приложению к Порядку оценки технического состояния автомобильных дорог повторная диагностика (инструментальное и визуальное обследование с выборочным количеством параметров, влияющим на транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорог) должна проводиться один раз в год.

Согласно Приложению к Порядку оценки технического состояния автомобильных дорог повторная диагностика (инструментальное и визуальное обследование с выборочным количеством параметров, влияющих на транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорог) должна проводиться один раз в год.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07 августа 2020 №288 (зарегистрирован в Минюсте России 20.11.2020 №61024), действующим с 01.01.2021 года, утвержден новый Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог.

Настоящий Порядок устанавливает состав и периодичность работ по определению владельцами автомобильных дорог соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов (пункт 10). Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации (пункт 2) Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (пункт 3).

В соответствии с пунктом 4 Порядка, при оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования: 1) первичное обследование, которое проводится один раз в 3-5 лет со дня проведения первичного обследования; 2) повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится); 3) приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги).

Согласно пункта 6 Порядка, по результатам оценки технического состояния владельцем автомобильной дороги: 1) устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; 2) обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам.

В соответствии с пунктом 5 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Омской области от 24.09.2015 № 1789-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Нововаршавского района Омской области проведена проверка исполнения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности администрации Зареченского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области.

Так, в ходе проверки установлено, что в нарушение действующих норм законодательства в 2020 году в Зареченском сельском поселении Нововаршавского муниципального района оценка технического состояния автомобильных дорог не проводилась.

29 января 2021 года в адрес Главы Зареченского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области было внесено представление №... об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 13-16).

Из ответа Главы Зареченского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области № 15 от 24.02.2021 следует, что один раз в год Администрация проводит осмотр отремонтированных дорог и составляет акт. Будут приняты меры к проведению оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения (л.д. 17).

Решением Совета Зареченского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области от 27.04.2006 №42 принят Устав Зареченского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области. Согласно подпункта 4 пункта 1 статьи 4 Устава, к вопросам местного значения Зареченского сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения и обеспечение безопасности на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Как следует из Специализированного реестра дорожного хозяйства и связи в Перечень автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Зареченского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области включены 16 автомобильных дорог на территории Зареченского сельского поселения, общей протяженностью 1010 м. (л.д.21).

Таким образом, как установлено в судебном заседании, в 2020 году в нарушение требований вышеназванных норм законодательства РФ, ежегодная оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения, отвечающая требованиям указанного выше Порядка, административным ответчиком не проводилась надлежащим образом и в полном объеме, периодичность оценки технического состояния дорог не соблюдалась, что не оспаривается в судебном заседании представителем административного ответчика.

Учитывая изложенное, суд находит заявленные уточненные требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц – пользователей автомобильных дорог.

В соответствии со ст.187 КАС РФ при принятии решения суд вправе указать предельные сроки его исполнения в соответствии с характером соответствующих требований.

В данном случае, с учетом характера и степени сложности обязывающего действия, времени года и погодных условий, суд полагает необходимым определить срок исполнения судебного акта в срок, предложенный представителем административного истца, с которым согласен представитель административного ответчика, до 01.09.2021 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 п.1 ч.2 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Уточненное административное исковое заявление прокурора Нововаршавского муниципального района Омской области в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Зареченского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, выразившееся в непроведении оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов на территории Зареченского сельского поселения.

Обязать администрацию Зареченского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области в срок до 01 сентября 2021 года, провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов на территории Зареченского сельского поселения в порядке, установленном Приказом Минтранса России от 07.08.2020 №288.

Решение может быть обжаловано в Омский Областной суд с подачей жалобы через Нововаршавский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.

Судья Е.В. Губер