Дело № 2а-101/2021 Деперсонификация
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 марта 2021 г. г. Екатеринбург
Екатеринбургский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Палеева А.П.,
при секретаре судебного заседания Диулиной Е.В.,
с участием представителя административного ответчика – ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» – ФИО1, представителя заинтересованного лица – ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело, возбужденное по административному исковому заявлению ФИО3 к должностному лицу – бухгалтеру ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» и ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» об оспаривании действий должностного лица – бухгалтера ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» – ФИО4, связанных с отказом в согласовании проекта приказа командира войсковой части <данные изъяты> об установлении административному истцу окладов по воинской должности и воинскому званию в двойном размере за период нахождения в Республике Таджикистан с 3 апреля по 5 июня 2019 г.,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия бухгалтера ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» (далее ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО») – ФИО4, связанные с отказом в согласовании проекта приказа командира войсковой части <данные изъяты> об установлении административному истцу окладов по воинской должности и воинскому званию в двойном размере за период нахождения в Республике Таджикистан с 3 апреля по 5 июня 2019 г., и обязать это должностное лицо согласовать проект данного приказа.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании указаний начальника штаба Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ№ он был направлен в служебную командировку в войсковую часть <данные изъяты>, <адрес>, в которой находился в период с 3 апреля по 5 июня 2019 г., выполняя задачи по организации информационной работы в целях поддержания мира и правопорядка. Факты прибытия, период пребывания в командировке и убытия отражены в приказах командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, в которых помимо этого, отражен факт выполнения административным истцом задач при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан.
В этой связи, ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» и приказ Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. № 9 «О предоставления дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим вооружённых сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооружённых конфликтах», ФИО3 полагал, что ему должна быть установлена и произведена выплата окладов по воинской должности и воинскому званию за указанный период в двойном размере.
Вместе с тем, в согласовании подготовленного должностными лицами войсковой части <данные изъяты> в 2020 г. проекта приказа командира этой части об установлении административному истцу названных окладов в двойном размере за периоды нахождения в служебных командировках 10 ноября 2020 г. бухгалтером ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» ФИО4 было отказано в связи с несоответствием целей командировки подпункту «б» п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. № 9.
Выражая несогласие с действиями бухгалтера ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО», административный истец также указал, что названный пункт Приказа содержит лишь перечень лиц, которым положено установление окладов по воинской должности и воинскому званию в двойном размере без указания на цель командировки.
В судебное заседание административный истец ФИО3 не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержав заявленные им требования.
Представитель административного ответчика ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» Зубарева в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, указав на законность решения бухгалтера финансового органа ФИО4 от 10 ноября 2020 г. об отказе в согласовании проекта приказа командира войсковой части <данные изъяты> об установлении административному истцу окладов по воинской должности и воинскому званию в двойном размере за период нахождения в служебной командировке в Республике Таджикистан и его принятие на основании имеющихся в ее распоряжении документов, в которых обязательные для согласования сведения о целях командировок ФИО3, предусмотренные подп. «б» п. 1 приказа Министра обороны РФ от 4 января 1996 г. № 9, а также сроках выполнения административным истцом этих задач отсутствовали.
Представитель заинтересованного лица – ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» - ФИО2 в судебном заседании поддержав позицию представителя административного ответчика – ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу», возражала против удовлетворения административного иска ФИО3.
Административный ответчик – бухгалтер ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» Пермикина, извещенная о времени и месте рассмотрения административного дела, ходатайствовала о его рассмотрении в ее отсутствие, направив в суд возражения, в которых, не признав требования административного истца, просила в их удовлетворении отказать, указав в обоснование своей позиции, что проект приказа командира войсковой части <данные изъяты> не согласован ввиду отсутствия необходимых для требуемой административным истцом выплаты условий, предусмотренных подп. «б» п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. № 9.
Заинтересованные лица – командир войсковой части <данные изъяты>, врио старшего офицера названной воинской части ФИО5 и ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не прибыли, ходатайствовали, каждый в отдельности, о проведении судебного заседания без их участия.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований, предусмотренных ст. 150 КАС РФ для отложения судебного разбирательства, и, в соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов административного дела, капитан ФИО3 проходит военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты>.
В соответствии с выпиской из указаний начальника штаба Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО3 согласно графика служебных командировок направлен в войсковую часть <данные изъяты> (<адрес>) в периоды со 2 апреля по 5 июня 2019 г.
Обстоятельства направления ФИО3 в командировку, его пребывания в Республике Таджикистан, а также период командировки подтверждаются также выписками из приказов командиров войсковых частей <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№ и <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, а также копией командировочного удостоверения на имя административного истца с отметками о его убытии и прибытии.
Вышеназванное командировочное удостоверение ФИО3 содержат также сведения о цели командировки – организации информационной работы.
Из рапорта ФИО3 от 19 октября 2020 г. видно, что он обратился к командиру войсковой части <данные изъяты> по вопросу выплаты окладов по воинской должности и воинскому званию в двойном размере как выполнявшему задачи в условиях чрезвычайного положения при вооруженном конфликте в период нахождения в служебной командировке в Республике Таджикистан.
Согласно подготовленного на основании рапорта административного истца проекта приказа командира войсковой части <данные изъяты>, ФИО3 установлены оклады по воинской должности и воинскому званию в двойном размере за выполнение задач при вооруженном конфликте за нахождение в служебной командировке в Республике Таджикистан в период с 3 апреля по 5 июня 2019 г.
Из листа согласования к указанному проекту приказа следует, что 10 ноября 2020 г. бухгалтером ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» ФИО4 отказано в согласовании проекта данного приказа в связи с отсутствием в командировочном удостоверении указания на цели командировки согласно подп. «б» п. 1 приказа Министра обороны РФ от 4 января 1996 г. № 9 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах», и отсутствием сведений о сроках выполнения этих задач.
В сообщении командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что сведения о выполнении ФИО3 задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах в период нахождения его в служебной командировке в этой воинской части отсутствуют.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются дополнительные социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с действовавшим в период возникновения спорных правоотношений Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700, денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, состоит оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно ч. 32 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с ч. 23 ст. 2 названного Федерального закона, военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, а также военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на отдельных территориях Российской Федерации, устанавливаются повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию. Правила выплаты денежного довольствия, размеры повышающих коэффициентов и надбавок к денежному довольствию на соответствующих территориях устанавливаются Правительством Российской Федерации в зависимости от мест дислокации воинских формирований и выполняемых военнослужащими задач.
Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», указанной категории военнослужащих установлены основные льготы и компенсации, регламентирован порядок их предоставления, а также круг лиц, на которых распространяются данные льготы.
К числу военнослужащих, которым устанавливаются повышенные оклады по воинским должностям и званиям, данный Закон, помимо военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, относит военнослужащих постоянно или временно выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 определен порядок предоставления указанных в названном Законе льгот и компенсаций, а также порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, в соответствии с которым установленные Законом дополнительные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим, в том числе направленным в составе воинских частей, подразделений и групп, или командированным на территорию, где введено чрезвычайное положение, или в зоны вооруженных конфликтов, выполняющим задачи:
- по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение или на территориях государств - республик бывшего СССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями);
- в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с п. 5 вышеуказанного Постановления, перечни воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должны быть определены Министерством обороны Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами, в которых законом предусмотрена военная служба, а конкретные периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в соответствии с п. 2 Постановления должны оформляться приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Анализ положений Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 позволяет прийти к выводу, что для предоставления военнослужащим установленных Законом дополнительных гарантий и компенсаций необходимо соблюдение ряда условий, как то:
- отнесение в установленном порядке соответствующих местностей, в которых они проходили службу, к территориям, где введено чрезвычайное положение или к зонам вооруженных конфликтов решениями Правительства РФ;
- в случае выполнения задач в условиях чрезвычайного положения - выполнение задач определенного вида: по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на указанной территории;
- включение воинской части, в которой они проходят военную службу, в перечень воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
- наличие приказа с указанием конкретного периода выполнения этими военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Как видно из приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. № 9 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах», на который, в частности, ссылается в обоснование своих требований административный истец, в нем закреплены аналогичные по своему содержанию положения, согласно которых дополнительные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или дня отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или дня отмены решения об отнесении местности к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). При этом, периоды фактического выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров соответствующих воинских частей.
Из изложенного следует, что для установления административному истцу требуемых им окладов по воинской должности и званию в двойном размере необходимо определение правового положения местности, в которой он выполнял возложенные на него служебные задачи, как зоны вооруженного конфликта либо чрезвычайного положения.
В данной связи, несмотря на внесение 25 февраля 2009 г. Правительством Российской Федерации изменений в редакцию п. 3 Постановления от 31 марта 1994 г. № 280, согласно которым Республика Таджикистан по настоящее время внесена в список территорий, входящих в зоны вооружённых конфликтов, эта правовая норма подлежит применению во взаимосвязи с иными нормативно-правовыми актами, устанавливающими конкретные периоды времени названных вооруженных конфликтов.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», устанавливающим перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, в том числе при выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, отнесены периоды сентябрь - ноябрь 1992 г. и с февраля 1993 г. по декабрь 1997 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня
2011 г. № 438 установлены перечни государств со сложной общественно-политической обстановкой и государств, которые находятся в условиях чрезвычайного положения или в состоянии вооруженного конфликта. При этом Республика Таджикистан включена в перечень государств со сложной общественно-политической обстановкой, тогда как в перечень государств, которые находятся в условиях чрезвычайного положения или в состоянии вооружённого конфликта она не включена.
Исследованные судом доказательства во взаимосвязи с приведенными нормативными предписаниями позволяют прийти к выводу, что с 1 января 1998 г. территория Республики Таджикистан не является зоной вооруженного конфликта, в связи с чем правовые основания для установления административному истцу окладов по воинской должности и воинскому званию в двойном размере за период нахождения в служебной командировке на территории указанной Республики в 2019 году отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах с учетом отсутствия иных сведений о выполнении административным истцом задач по поддержанию мира и правопорядка в условиях чрезвычайного положения или при вооруженном конфликте, суд констатирует, что действия бухгалтера ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» ФИО4, связанные с отказом в согласовании проекта приказа командира войсковой части <данные изъяты> об установлении административному истцу окладов по воинской должности и воинскому званию в двойном размере за период нахождения в служебной командировке в Республике Таджикистан, являются законными, прав ФИО3 не нарушают, а требования административного истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО3 об оспаривании действий должностного лица – бухгалтера ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» – ФИО4, связанных с отказом в согласовании проекта приказа командира войсковой части <данные изъяты> об установлении административному истцу окладов по воинской должности и воинскому званию в двойном размере за период нахождения в Республике Таджикистан с 3 апреля по 5 июня 2019 г. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Палеев
Согласовано: «_____» ___________________ 2021 г. _______________ А.П. Палеев