ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-101/2022 от 18.05.2022 Чухломского районного суда (Костромская область)

УИД

Дело № 2а-101/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2022 года г. Солигалич

Чухломский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего - судьи Андриановой Н.М.,

с участием заместителя прокурора Солигаличского района Смирнова Д.В.,

при секретаре Басовой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Солигаличского района Костромской области к администрации Солигаличского муниципального района Костромской области о возложении обязанности в срок до 31 декабря 2022 года организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Солигаличского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Солигаличского муниципального района Костромской области о возложении обязанности заключить договор (государственный контракт) со специализированной организацией по отлову животных, указав в исковом заявлении, что прокуратурой Солигаличского района, в соответствии с поручением прокуратуры области, в январе 2022 года проведена проверка исполнения бюджетного законодательства, законодательства об ответственном обращении с животными, в ходе которой в деятельности администрации Солигаличского муниципального района выявлены нарушения указанного законодательства. Проведенной проверкой установлено, что бюджету Солигаличского муниципального района в 2021 году из областного бюджета была выделена субвенция на выполнение переданных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в размере 102450 руб. Законом Костромской области от 21.04.2020 № 679-6-ЗКО органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Костромской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Постановлением администрации Костромской области от 06.04.2020 № 116-а утвержден порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Костромской области (далее - Порядок). При этом администрацией Солигаличского муниципального района допущены факты ненадлежащей реализации переданных государственных полномочий. Согласно п. 5 Порядка отлов животных без владельцев осуществляется специализированной организацией по отлову в соответствии с письменными обращениями (заявлениями) физических и юридических лиц, направляемыми в уполномоченный орган по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку. Согласно пп. 2,3 п. 7 Порядка уполномоченный орган в течение 1 рабочего дня со дня регистрации рассматривает обращения (заявления) заявителей, направляет обращения (заявки) заявителей в адрес специализированной организации по отлову в соответствии с заключенным договором (государственным контрактом), информирует жителей населенного пункта о предстоящем отлове животных без владельцев специализированной организацией по отлову; не позднее 30 календарных дней со дня поступления обращения (заявления) заявителей уведомляет заявителя о результатах рассмотрения в письменном виде либо в виде электронного документа, если заявление содержит адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ.

Из указанных требований законодательства следует, что для исполнения данных полномочий органами местного самоуправления должен быть заключен договор (государственный контракт) со специализированной организацией по отлову.

При этом проведенной проверкой установлено, что в 2021 году администрацией Солигаличского муниципального района договор (государственный контракт) со специализированной организацией по отлову не заключен, что препятствует надлежащей реализации данных полномочий.

По результатам проверки 18.01.2022 главе Солигаличского муниципального района внесено представление, которое 18.02.2022 рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем соответствующий договор до настоящего времени не заключен.

В свою очередь ненадлежащая реализация полномочий в рассматриваемой сфере влечет за собой нарушение прав неопределенного круга граждан и может повлечь за собой угрозу их жизни и здоровью, в том числе несовершеннолетних.

Так, количество нападений животных (собак) без владельцев на территории района составило: в 2020 году - 2, в том числе укушенных граждан - 1; в 2021 году - 4, в том числе укушенных граждан - 4, из них несовершеннолетних детей - 2.

В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании изложенного прокурор просил суд обязать администрацию Солигаличского муниципального района Костромской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор (государственный контракт) со специализированной организацией по отлову животных, которые не имеют владельцев, а также животных, владельцы которых неизвестны.

В судебном заседании прокурор Смирнов Д.В. изменил исковые требования: просил суд обязать администрацию Солигаличского муниципального района принять меры по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, включающие в себя: отлов на территории Солигаличского муниципального района Костромской области животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных, содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессии, на прежние места обитания после проведения мероприятий, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона Костромской области от 21.04.2020 № 679-6-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев»; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных. Также в судебном заседании пояснил, что материалами дела подтверждается, что администрацией Солигаличского района до настоящего времени до настоящего времени не организованы мероприятия по исполнению переданных полномочий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Данные полномочия переданы в 2020 году, субвенция впервые была выделена в 2021 году. При этом на протяжении 2021 года и в 2022 году до подачи административного искового заявления в суд администрацией Солигаличского муниципального района в целях исполнения переданных полномочий предпринята попытка заключить договор с одной организацией, которая оказалась не эффективной. Других мер не предпринималось до тех пор, пока не был подан иск в суд. Запрос ценовой информации был направлен только 12 мая 2022 года. Иных доказательств того, что принимались меры по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, не представлено. То есть работа начата только после подачи иска в суд, и говорить об эффективности предпринятых мер в настоящее время не представляется возможным. Ответчиком использованы не все возможности для исполнения переданных полномочий. Администрация может создать свое учреждение по передержке животных. Довод ответчика о том, что им приняты все меры по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, не обоснован, все сводится к трудностям, которые возникли, когда ответчик начал проводить работы по организации мероприятий. Это не является основанием для освобождения ответчика от обязанности исполнить переданные им полномочия. Срок увеличен до 31 декабря 2022 года. Считает, что этого достаточно для организации мероприятий по переданным полномочиям. Денежные средства на указанные мероприятия выделяются.

Представитель административного ответчика – Митрофанова Е.А. исковые требования не признала, представила суду отзыв на исковое заявление, в котором указала, что способ исполнения переданных полномочий законом № 679-6-ЗКО не определен. То есть, органы местного самоуправления свободны в выборе способа осуществления переданных полномочий. Указанным законом не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления исполнить полномочия, равно как не предусмотрено обязанности заключения договора со специализированной организацией по отлову животных. Статьей 9 Закона № 679-6-ЗКО предусмотрен порядок и условия прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона № 679-6-ЗКО, осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий прекращается в случае вступления в силу Закона Костромской области, в соответствии с которым органы местного самоуправления утрачивают соответствующие государственные полномочия, переданные Законом № 679-6-ЗКО. В соответствии с частью 1 статьи 9 указанного закона основанием для этого является: неисполнение либо ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления переданных государственных полномочий; невозможность исполнения переданных государственных полномочий по причинам, не зависящим от органа местного самоуправления; нецелесообразность дальнейшего осуществления органами местного самоуправления переданным государственных полномочий. Удовлетворение требований административного ответчика приведет к нарушению основных принципов заключения договора.

В дополнении к отзыву, направленному в суд после изменения административным истцом исковых требований, административный ответчик указал, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 3 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 6 апреля 2020 № 116-а, Государственное полномочие по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев передано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области (далее - уполномоченные органы). К исполнению указанных мероприятий уполномоченными органами привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - специализированная организация по отлову). Таким образом, организация мероприятий по отлову предусматривает проведение работы по заключению договора на отлов и прочие виды деятельности со специализированной организацией. В соответствии с частью 5 Порядка отлов животных без владельцев осуществляется специализированной организацией по отлову. Предельно расстояние транспортировки животных без владельцев от места отлова до приюта для животных не может превышать 500 километров. В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон № 44-ФЗ), закупка может быть произведена у единственного поставщика, в случаях, предусмотренных статьей 93 Закона № 44-ФЗ, либо конкурентными способами, такими, как конкурс, аукцион, запрос котировок. В соответствии с пунктом 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика производится в случае осуществления закупки товаров, работы или услуги на сумму, не превышающую шестьсот тысяч рублей. На основании этого пункта администрация инициировала заключение договора на отлов животных с МКУ города Костромы «Центр передержки животных», направив проект договора в указанную организацию. Проект договора получен учреждением 24 марта 2022 года. Ответа администрация не получила. 9 марта 2022 года администрация вручила под личную подпись представителю МКУ города Костромы «Центр передержки животных» проект договора. Ответа также не последовало. В настоящее время администрация разработала проект конкурсной документации на оказание услуги по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев. Однако для размещения документации и проведения конкурса необходимо формирование начальной (максимальной) цена контракта. Цена контракта - это существенное условие контракта. В соответствии со статьей 22 Закона № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

нормативный метод;

тарифный метод;

проектно-сметный метод;

затратный метод.

В соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7-11 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ. В целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет"). Администрация направила 12 мая 2022 года за № 1398 запросы о предоставлении ценовой информации (копия и скриншот приложены) в следующие организации:

Кировская региональная Общественная организация защиты животных «Дари добро», Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Бородулина, 12.

otlov43@mail.ru - расстояние от места отлова до приюта для животных 576 км.

АССОЦИАЦИЯ «БЛАГОПОЛУЧИЕ ЖИВОТНЫХ», 119180, г. Москва, ул. Б. Полянка, д. 51А/9, эт.8, оф.123, пом.1, ком.1, e-mail: info@blagozoo.ru - расстояние от места отлова до приюта для животных 555 км.

Муниципальное казенное учреждение города Костромы «Центр передержки животных», г. Кострома, ул. Костромская, 50, cpg-drug@mail.ru — расстояние от места отлова до приюта для животных 219 км;

ИП НЕВОЛИНА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ Г. ЧЕРЕПОВЕЦ, УЛ. ОЛИМПИЙСКАЯ, Д.49, OSVCHER@YANDEX.RU - расстояние от места отлова до приюта для животных 428 км

ИП ШАРИПОВА БИБИОДЖАРМОХ ТАГОЙЕВНА, ОБЛ МОСКОВСКАЯ 50, Г НОГИНСК, 9264221078@mail.ru - расстояние от места отлова до приюта для животных 566 км.

СОКОЛЬСКАЯ РАЙОННАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ЖИВОТНЫХ "ШАНС" (СОКОЛЬСКАЯ РАЙОННАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ЖИВОТНЫХ "ШАНС"), 160014, обл Вологодская 35, г Вологда, пер Некрасовский, 19, 83, veles-vologda@mail.ru - расстояние от места отлова до приюта для животных 251 км.

Ответы на запросы не получены.Без формирования начальной (максимальной) цены контракта размещение сведений о закупке незаконно.

В Костроме и Костромской области отловом животных занимается Муниципальное казенное учреждение города Костромы «Центр передержки животных», г. Кострома, ул. Костромская, 50, работать отказались.

БФПБЖ «Добрый дом» г. Иваново, контактной информации в интернете нет, кроме страницы в ВК, доступ в ВК сотрудникам администрации заблокирован.

В Ярославле заявки на отлов животных подаются через диспетчерскую МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ», работают только по Ярославлю.

В Рыбинске договор заключен с ИП Рычаговой Натальи Владимировны (адрес: 141014, Московская область, г. Мытищи, 1-й Красноармейский переулок, д. 4), расстояние до Солигалича 536 км.

Таким образом, администрация надлежащим образом с учетом норм федерального и областного законодательства ведет работу по организации мероприятия по обращению с животными без владельцев. Каким-либо образом понудить потенциальных контрагентов заключить договор или предоставить информацию для формирования начальной (максимальной) цены контракта администрация правовых оснований не имеет. Требования прокуратуры не могут повлиять на скорость или результативность исполнения органами местного самоуправления переданных полномочий. Кроме того, прокуратура в своих требованиях по сути дела дублирует требования Закона № 679-6-ЗКО, произвольно устанавливая сроки исполнения администрацией полномочий. Выводы прокуратуры о неисполнении администрацией полномочий, переданных Законом Костромской области от 21 апреля 2020 года № 679-6-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», являются неправомерными, так как Законом № 679-6-ЗКО не установлен срок окончания исполнения переданных полномочий. Срок исполнения администрацией полномочий - 31 декабря 2022 года прокуратурой не мотивирован.

Кроме того, прокуратурой не указано какие мероприятия, в соответствии с требованиями Закона № 679-6-ЗКО, Закона № 44-ФЗ направленные на организацию отлова животных без владельцев, администрацией не исполнены.

При таких обстоятельствах, выводы прокуратуры о неисполнении администрацией переданных полномочий являются, безосновательными, а требования административного истца являются неправомерными.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет средств предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с частью 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

В бюджете Солигаличского муниципального района Костромской области:

В 2021 году налоговые и неналоговые доходы составили 62 485 400 рублей, размер дотаций составил 34 930 000 рублей;

В 2022 году план налоговых и неналоговых доходов составляет 56 079 800 рублей, размер дотаций - 40 502 000 рублей.

В 2021 и 2022 годах доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превысила 50 процентов доходов бюджета.

Таким образом, органы местного самоуправления Солигаличского муниципального района Костромской области не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Просит в удовлетворении требований прокурора Солигаличского района отказать.

В судебном заседании представитель административного ответчика Митрофанова Е.А. дала аналогичные показания.

Заинтересованное лицо МКУ г. Костромы «Центр передержки животных» представителя в судебное заседание не направило, в отзыве указано, что в соответствии с частью 1 статьи 420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом, или добровольно принятым обязательством.

Законом Костромской области № 679-6 ЗКО не предусмотрена обязанность заключать договор специализированной организации с муниципальным образованием.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 3 Закона Костромской области № 679- 6 ЗКО «Государственными полномочиями Костромской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Костромской области (далее - государственные полномочия) наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Костромской области (далее - органы местного самоуправления)». Администрация Солигаличского района имеет полномочия организовать работу самостоятельно. Учредителем МКУ города Костромы «Центр передержки животных» является администрация города Костромы, обслуживаемая территория Учреждения - территория города Костромы. Исходя из этого расчитан штат и ресурсная база учреждения. Наше специализированное Учреждение единственная муниципальная организация в Центральном федеральном округе, но не единственная по специализации, есть и другие, с другой организационно правовой формой.

В настоящее время в Учреждении свободных мест для временного содержания животных (вольеры) нет (все переполнено).

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Законом Костромской области от 21.04.2020 № 679-6-ЗКО органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Костромской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев

Постановлением администрации Костромской области от 06.04.2020 № 116-а утвержден порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Костромской области (далее - Порядок), которым установлены требования к осуществлению на территории Костромской области следующих мероприятий: отлов животных, которые не имеют владельцев, а также животных, владельцы которых неизвестны (далее - животные без владельцев), в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных, деятельность которых осуществляется в соответствии с порядком организации деятельности приютов для животных и нормами содержания животных в них, утверждаемыми администрацией Костромской области в соответствии с методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормами содержания животных в них, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - приюты для животных); возврат потерявшихся животных их владельцам; возврат животных без владельцев, содержащихся в приютах для животных, на прежние места обитания.

Как указано в п. 3 Порядка, государственное полномочие по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев передано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области (далее - уполномоченные органы). К исполнению указанных мероприятий, уполномоченными органами привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - специализированная организация по отлову).

Исходя из пп. 2,3 п. 7 Порядка уполномоченный орган в течение 1 рабочего дня со дня регистрации рассматривает обращения (заявления) заявителей, направляет обращения (заявки) заявителей в адрес специализированной организации по отлову в соответствии с заключенным договором (государственным контрактом), информирует жителей населенного пункта о предстоящем отлове животных без владельцев специализированной организацией по отлову; не позднее 30 календарных дней со дня поступления обращения (заявления) заявителей уведомляет заявителя о результатах рассмотрения в письменном виде либо в виде электронного документа, если заявление содержит адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ.

Согласно соглашению № СПП-26 о предоставлении субвенций из областного бюджета местному бюджету на осуществление переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, бюджету Солигаличского муниципального района в 2021 году из областного бюджета была выделена субвенция на выполнение переданных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев: на 2021 год - в размере 102450 руб., на 2022 год – 102450 руб., на 2023 год – 102450 руб. В п. 3.2 указано, что муниципальное образование вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для обеспечения исполнения переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в случаях и порядке, предусмотренном уставом муниципального образования (л.д. 7-11).

17 февраля 2021 года в администрацию Солигаличского муниципального района поступило заявление ФИО9 на отлов безнадзорного животного (л.д. 6).

Данное обращение в адрес специализированной организации по отлову не направлялось, так как соответствующий договор не заключен. О результатах рассмотрения заявления заявитель уведомлен только 07 апреля 2021 года (л.д. 13).

08 июня 2021 года главе Солигаличского муниципального района вынесено представление об устранении нарушений законодательства об ответственном обращении с животными, с требованием, в том числе, обеспечить заключение договора со специализированной организацией по отлову в течение месяца со дня вынесения представления (л.д. 15-17).

13 июля 2021 года главой Солигаличского муниципального района дан ответ прокурору Солигаличского района, в котором указано, что 19 марта 2021 года направлен проект договора на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев в МКУ города Костромы «Центр передержки животных». Ответ не получен (л.д. 18-19).

Из сообщения главы Солигаличского муниципального района Костромской области от 19 января 2022 года на имя прокурора Солигаличского района следует, что договор на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев между администрацией Солигаличского муниципального района Костромской области и МУП города Костромы «Центр передержки животных» не был заключен. Проект договора был направлен в МКУ «Центр передержки животных 18 июня 2021 года, ответ не поступил. Повторно проект договора был направлен 23 июля 2021 года, но ответа также не последовало(25-26).

18 января 2022 года главе Солигаличского муниципального района вынесено представление об устранении нарушений законодательства об ответственном обращении с животными, с требованием, в том числе, обеспечить заключение договора со специализированной организацией по отлову в течение месяца со дня вынесения представления (л.д. 27-29). Соответствующий договор до настоящего времени не заключен.

В свою очередь ненадлежащая реализация полномочий в рассматриваемой сфере влечет за собой нарушение прав неопределенного круга граждан и может повлечь за собой угрозу их жизни и здоровью, в том числе несовершеннолетних.

В сообщении администрации Солигаличского муниципального района Костромской области в прокуратуру Солигаличского района от 28 февраля 2022 года отражено, что количество поступивших обращений и материалов проверок по факту нападений домашних животных без владельцев в 2020 году составило 2, из них нападений на несовершеннолетних детей не было, укус получил 1 гражданин, в 2021 году обращений и материалов проверок поступило 4, из них 4 нападения на несовершеннолетних, укусы получили 4 гражданина, из них 2 несовершеннолетних детей, в 2022 году обращений не было (л.д. 31).

Администрации Солигаличского муниципального района управлением ветеринарии Костромской области 10 февраля 2022 года было вынесено предостережение, в котором указано, что в ходе анализа информации, размещенной в социальных сетях о нахождении бродячих собак на территории Солигаличского муниципального района Костромской области выявлены признаки нарушений обязательных требований администрацией Солигаличского муниципального района Костромской области при исполнении переданных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. За текущий период 2022 года администрацией Солигаличского муниципального района Костромской области не организованы мероприятия по проведению отлова животных без владельцев на территории Солигаличского муниципального района. Таким образом, бездействие администрации Солигаличского муниципального района Костромской области приводит к нарушению обязательных требований по исполнению переданных государственных полномочий в части организации мероприятий по проведению отлова животных без владельцев на территории Солигаличского муниципального района Костромской области. Предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований закона № 679-6-ЗКО от 20 апреля 2020 года (л.д. 79-80)

Довод ответчика о том, что законом № 679-6-ЗКО не предусмотрена обязанности органов местного самоуправления исполнять переданные полномочия суд признает основанными на неверном толковании норм права, так как законом Костромской области от 21.04.2020 № 679-6-ЗКО органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Костромской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на неопределенный срок. Осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Таким образом, администрация Солигаличского района должна надлежащим образом осуществлять на территории муниципального образования в рамках полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации и Костромской области, отдельные государственные полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

При этом Постановлением администрации Костромской области от 06.04.2020 № 116-а утвержден порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Костромской области (далее - Порядок), которым установлены требования к осуществлению на территории Костромской области следующих мероприятий: отлов животных, которые не имеют владельцев, а также животных, владельцы которых неизвестны (далее - животные без владельцев), в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных, деятельность которых осуществляется в соответствии с порядком организации деятельности приютов для животных и нормами содержания животных в них, утверждаемыми администрацией Костромской области в соответствии с методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормами содержания животных в них, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - приюты для животных); возврат потерявшихся животных их владельцам; возврат животных без владельцев, содержащихся в приютах для животных, на прежние места обитания

Обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий установлены в части 2 статьи 5 Закона Костромской области от 21 апреля 2020 года N 679-ЗКО, а именно: использовать выделенные для осуществления переданных государственных полномочий финансовые средства по целевому назначению; представлять отчеты об осуществлении переданных государственных полномочий и расходовании предоставленных на осуществление переданных государственных полномочий субвенций; представлять в соответствии с запросами органов государственной власти Костромской области информацию, материалы, документы, связанные с осуществлением переданных государственных полномочий.

Первоначально административный ответчик полагал, что способ исполнения переданных полномочий Законом № 679-ЗКО не определен, то есть, органы местного самоуправления свободны в выборе способа осуществления переданных полномочий. Впоследствии, в дополнении к отзыву указано, что организация мероприятий по отлову предусматривает проведение работы по заключению договора на отлов и прочие виды деятельности со специализированной организацией.

Однако до настоящего времени такой договор не заключен. Предпринимались попытки заключить договор с МКУ г. Костромы «Центр передержки животных», но результата нет, как пояснил административный ответчик, им было известно, что договор указанная организация с ним не будет заключать, однако никаких мер по заключению договора с другими организациями до направления иска прокурором в суд не предпринималось.

Суд полагает, что принятых администрацией Солигаличского района в настоящее время мер недостаточно, принятые меры не эффективны, в том числе, по заключению договоров по отлову и содержанию животных без владельцев, нет сведений о приятии мер по наличию возможности осуществления полномочий через муниципальные учреждения; возможности определения необходимой суммы для строительства или реконструкции имеющего объекта муниципальной собственности достаточного для удовлетворения минимальной потребности муниципального образования по содержанию отловленных животных без владельцев до возврата их владельцами или в прежнюю среду; установления объекта недвижимости, находящегося в муниципальной собственности, с целью организации муниципального либо частного приюта посредством реконструкции и передачи в целевое пользование (владение) на безвозмездной или иных льготных условиях муниципального учреждения, юридического лица или предпринимателя, в том числе, например, на условиях несения владельцем расходов по реконструкции и содержанию помещения.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

В Законе Костромской области от 21 апреля 2020 г. № 679-6-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обращению с животными без владельцев» указано, что при осуществлении переданных полномочий органы местного самоуправления получают средства в виде субвенции из областного бюджета и вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, установленных уставами муниципальных образований Костромской области.

В Соглашении № СПП-26 о предоставлении субвенций из областного бюджета местному бюджету на осуществление переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев говорится о том, что муниципальное образование вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для обеспечения исполнения переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в случаях и порядке, предусмотренном уставом муниципального образования

Отсутствие достаточного финансирования, а также иные обстоятельства, на которые ссылается административный ответчик, не могут служить основанием для неисполнения возложенной законом обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 46, 157, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Солигаличского муниципального района Костромской области в срок до 31 декабря 2022 года организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, включающие в себя

- отлов на территории Солигаличского муниципального района Костромской области животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных,

- содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

- возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессии, на прежние места обитания после проведения мероприятий, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона Костромской области от 21.04.2020 № 679-6-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев»;

- размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд (в гор.Солигаличе ) в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Н.М. Андрианова

Решение в окончательной форме

принято 20 мая 2022 года