К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Устинов О.О., с участием представителя административного истца помощника прокурора <адрес> г.Краснодара ФИО3, представителя административного ответчика по доверенности ФИО4, при секретаре Свиридовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным бездействий,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов Краснодарского края, выраженного в непринятии комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайной ситуации природного характера, а именно, не проведении работ по расчистке русла ФИО1ФИО1 на территории <адрес>, обязать министерство в течение 4-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда произвести расчистку русла ФИО1ФИО1 от заиливания и зарастания ее кустарниково-древесной растительностью.
В обоснование требований указывает, что в результате проверки коллективного обращения жителей домов по <адрес> установлено, что при прохождении паводковых вод ФИО1ФИО1 выходит из берегов и частично затапливает прибрежную полосу <адрес>.
Министерством природных ресурсов Краснодарского края в 2013 году разработана проектная документация по расчистке русла ФИО1ФИО1, однако, до настоящего времени расчистка русла ФИО1 не произведена.
В результате бездействия административного ответчика, выраженного в неисполнении предоставленных законодательством РФ полномочий по принятию комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайной ситуации природного характера, имеются предпосылки к негативному воздействию водного объекта р.ФИО1, расположенного в границах <адрес>, на жизнь, здоровье и имущество неопределенного круга лиц, проживающих на территории <адрес>, в связи с чем, предъявлен настоящий иск.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Западного округа г.Краснодара ФИО3 заявленные требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности ФИО4 против удовлетворения заявленных требований возражал, указывая, что министерство выполняет возложенные на него функции в пределах финансирования. В 2013 году за счет средств краевого бюджета разработана проектно-сметная документация по увеличению пропускной способности ФИО1ФИО1, основные виды работ планируется на 2016-2017г.<адрес> осуществление фактически работ на местности не представляется возможным в связи с отсутствием доступа к водному объекту по причине застройки берега ФИО1. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители третьих лиц – администрации <адрес>, Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам
Как видно из материалов дела, в результате проверки коллективного обращения жителей домов по <адрес> по вопросу непринятия мер по расчистке, дноуглублению, спрямлению русла ФИО1ФИО1 установлено, что при прохождении паводковых вод ФИО1ФИО1 выходит из берегов и частично затапливает прибрежную полосу <адрес>.
В июне 2015 года на территории муниципального образования город-курорт Сочи был введен режим функционирования «чрезвычайной ситуации», <адрес>, расположенная на территории <адрес> попала в зону подтопления.
В соответствии со ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Согласно ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия: осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края осуществляет деятельность в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктом 1.1 Положения о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ министерство природных ресурсов Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в установленном законодательством порядке реализацию государственной политики в сфере охраны водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод (водных отношений) и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений на территории Краснодарского края.
Кроме того, в соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ Положения министерство природных ресурсов Краснодарского края в целях выполнения поставленных задач в установленном законодательством порядке осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Краснодарского края, в том числе по увеличению пропускной способности русел рек, их расчистке, дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов и водотоков, включая проектные работы; по противопаводковой защите, включая уполаживание берегов, иное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной нэп тоской на наиболее проблемных участках, а также проектные работы.
Финансирования данных мероприятий производится за счёт средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджету субъекта Российской Федерации и носит планово-заявительный характер.
В 2013 году за счёт средств краевого бюджета разработана проектно-сметная документация по увеличению пропускной способности ФИО1ФИО1 на участке протяжённости 3 км. вверх по течению от <адрес>.
На основании приказа Федерального агентства водных ресурсов ( Росводресурсы) от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении регламента и организационных мероприятий по формированию бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» министерством проведена работа по защите бюджетных проектировок Краснодарского края.
В результате данной работы в перечень мероприятий, финансируемых за счёт вышеуказанных средств включена реализация проекта «Расчистка русла ФИО1ФИО1 в с. Орёл-Изумруд <адрес> Краснодарского края», которым предусмотрено выполнение первоочередных противопаводковых мероприятий, направленных на увеличения пропускной способности ФИО1ФИО1 при прохождении паводковых расходов до 10 % обеспеченности, что не исключает вероятность затопления и подтопления прибрежных территорий при прохождении критических паводков. Основные виды работ по проекту включают расчистку русла ФИО1 от древестно-кустарниковой растительности в объёме 48 м3 и от донных отложений в объёме 37700 м3. Плановый срок выполнения работ 2016-2017 годы. Плановое финансирование объекта - 19,6 млн. рублей, в том числе в 2016 году - 1,52 млн. рублей.
В настоящее время министерством, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подготовлена документация на проведение закупок работ для государственных нужд (определение подрядной организации).
В ходе подготовке проектной документации проведены натурные обследования и инженерно-гидрологические изыскания, которые установили, что ФИО1ФИО1 на рассматриваемом участке, из-за сложившейся застройки береговой черты, не может пропустить нормативный паводок без сноса существующих строений.
Кроме того, сотрудниками министерства природных ресурсов Краснодарского края совместно с представителями администрации муниципального образования <адрес>, представителями министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края в 2015 году проведены обследования состояния русла ФИО1ФИО1, а также факторов, способствующих подтоплению прибрежной полосы.
По результатам проверки составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ с приложением фотоматериалов, в соответствии с которым в районе лиц Петрозаводская и Гастелло отсутствует организованная система отведения поверхностных стоков.
В районе впадения в Черное море ФИО1ФИО1 в береговой полосе от устья и вверх по течению на протяжении примерно 500 метров, ведется строительство многоэтажных зданий. Осуществление строительства в береговой полосе привело к искусственному заужению русла ФИО1.
В районе торгового центра «Апельсин» с объекта, осуществляющего хозяйственную деятельность, в ФИО1ФИО1 идет сброс стоков производства.
В районе торгового центра «Апельсин» и жилых домов по <адрес> имеются участки русла ФИО1ФИО1, поросшие древесно-кустарниковой растительностью, а также скопления песчано-глинистой смеси. В результате хозяйственной деятельности русло ФИО1 заужено.
В районе гаражного кооператива «Таврия» по <адрес> в прибрежной защитной полосе и в береговой полосе водного объекта расположены жилые постройки. Русло ФИО1 искусственно заужено. На левом берегу ФИО1 наблюдается захламление русла хозяйственно-бытовым мусором, идет сброс предположительно канализационных стоков в русло ФИО1ФИО1. Сооружения, обеспечивающие охрану водного объекта от загрязнения, отсутствуют.
В районе впадения ФИО1 и малой ФИО1 в русле ФИО1 построено сооружение (автомойка). Строительство данного объекта привело к искусственному заужению русла ФИО1.
В районе <адрес> в русле ФИО1 возведена бетонная площадка, русло ФИО1 искусственно заужено, также на данном участке прибрежно-защитная полоса застроена.
ФИО1 в районе домов № и 26\3 по <адрес> представляет собой бетонный лоток длиной около 300 метров. Русло ФИО1 искусственно заужено и неспособно к пропуску паводка высокой обеспеченности. Построенный совмещенный автомобильный пешеходный мост послужил препятствием для прохождения паводковых вод, выпавших осадков 25.06.2015г. Это способствовало выходу ФИО1 из берегов, вследствие чего были затоплено многочисленные жилые постройки.
ФИО1ФИО1, ФИО1 и малая ФИО1 пересекают многочисленные коммуникационные линейные объекты: трубопроводы, пешеходные и автомобильные мосты. Данные объекты расположены на незначительной высоте от поверхности водного объекта, что способствует ограничению движения паводковых вод и возможному искусственному подпору.
В районе <адрес> сооружен совмещенный автомобильный пешеходный мост шириной приблизительно 80 метров. При прохождении повышенных расходов вод он является существенной преградой на пути потока. Данный мост не способен пропускать катастрофические паводковые расходы.
В районе производственной площадки по <адрес> русле ФИО1ФИО1 имеются строительные отходы.
В водоохраной зоне ФИО1ФИО1 вблизи гаражного кооператива «Таврия» по <адрес> на правом берегу имеются скопления строительных и бытовых отходов.
На всем протяжении обследуемого участка прибрежно-защитная полоса плотно застроена, а также частично застроена береговая полоса водного объекта, что ограничивает беспрепятственный к нему доступ.
Русло ФИО1 пересекает ФИО1 количество хаотично расположенных разноплановых линейных сооружений, мостов и переходных мостиков, ливневых стоков, сечение которых располагается на высоте 1-1,5 м от поверхности воды, что приводит в недостаточной пропускной способности паводков высокой обеспеченности.
В результате нарушения природоохранного и водного законодательства происходит подтопление берегов и прибрежных строений вдоль ФИО1ФИО1.
С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, считать что министерство природных ресурсов Краснодарского края бездействует в выполнении возложенных на него обязанностей по расчистке русла ФИО1ФИО1 на территории <адрес>, оснований не имеется.
Расположение в береговой полосе от устья ФИО1ФИО1 объектов с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, требований пожарной безопасности, требований природоохранного законодательства, приводят к искусственному заужению русла ФИО1, ее выходу из берегов в период паводков.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования о признании незаконным бездействия министерства в виде неисполнения требований законодательства, непринятия мер по расчистке ФИО1ФИО1, не подлежат удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд не ожжет признать состоятельными довода административного истца о том, что возникновение чрезвычайных ситуаций в связи с подтоплением береговой полосы вдоль ФИО1ФИО1 вызвано бездействием министерства.
Министерство не является специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в установленном законодательством порядке реализацию государственной, региональной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учитывая, что чрезвычайная ситуация носила муниципальный характер в границах (на территории) муниципального образования <адрес>, то в соответствии со статьей 24 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ -ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций является расходным обязательством муниципального образования. Аналогичные положения отражены и в пункте «г» части 2 статьи 11 № 68-ФЗ, указывающим, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Кроме этого пунктом 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного правления в Российской Федерации» также установлено, что полномочия по организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и иного характера относятся к вопросам местного значения муниципального района.
При этом министерство не является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Администрация муниципального образования <адрес> в силу своих полномочий в области предупреждения чрезвычайных ситуаций обязана принимать меры для защиты населения и территории муниципального образования, в том числе путем строительства берегозащитных сооружений.
Специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в установленном законодательством порядке реализацию государственной, региональной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций Краснодарского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175.180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным бездействий, выразившихся в непринятии комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайной ситуации природного характера, а именно, не проведении работ по расчистке русла ФИО1ФИО1 на территории <адрес>, обязании министерства в течение 4-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда произвести расчистку русла ФИО1ФИО1 от заиливания и зарастания ее кустарниково-древесной растительностью, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара.
Председательствующий –