ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1020/19 от 07.11.2019 Дальнегорского районного суда (Приморский край)

№ 2а-1020/2019

25RS0015-01-2019-002023-30

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Дальнегорск 07.11.2019

Дальнегорский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Гуцалова И.В.

при секретаре Шевченко Е.В.

с участием

представителя административного истца – Игумновой Н.О.,

представителя административного ответчика – Вовкодав Н.С.,

а также ст.помощника прокурора г.Дальнегорска Пушкеля Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Дальнегорского городского округа Приморского края к отделу судебных приставов по Дальнегорскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю об уменьшении исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Дальнегорского городского округа Приморского края обратилась в суд с административным иском, указав, что <дата> судебным приставом-исполнителем ОСП по Дальнегорскому городскому округу вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения в размере 50 000 руб. Данное постановление было получено Истцом <дата> вх.-юр. Согласно указанному постановлению по исполнительному листу от <дата>, выданному Дальнегорским районным судом по делу , на Истца была возложена обязанность устранить беспрепятственный доступ людей в здание многоквартирного <адрес> в г.Дальнегорске. В связи с чем судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании с Истца исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Оплатить который для Истца не представляется возможным, поскольку доведенные бюджетные ассигнования на оплату административных платежей и сборов в размере 200 000 руб. были использованы в первом полугодии 2019 года, а также бюджет Дальнегорского городского округа является дотационным. Кроме того, Истцом неоднократно исполнялся судебный акт, путём муниципального контроля за объектом недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> г.Дальнегорск, где с целью предотвращения беспрепятственного доступа людей в здание сотрудниками МКУ «Обслуживающее учреждение» забивались входные двери и окна в многоквартирном доме. Данное обстоятельство также подтверждается постановлением УФССП по ПК ОСП по Дальнегорскому району от 03.10.2019 об окончании исполнительного производства -ИП. В соответствии со ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», просят уменьшить на одну четверть размер исполнительского сбора в размере 50 000 руб., назначенный постановлением судебного пристава-исполнителя по Дальнегорскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю по исполнительному производству -ИП.

От представителя ответчика 01.11.2019 поступили письменные возражения на иск, в которых указано, что в ОСП по Дальнегорскому ГО на исполнении находится исполнительное производство не имущественного характера -ИП, возбуждённое 17.04.2017 на основании решения Дальнегорского суда по делу от 15.03.2017, предметом которого является: обязать администрацию Дальнегорского городского округа устранить беспрепятственный доступ людей в здание многоквартирного дома, расположенного по адресу: Приморский край г.Дальнегорск <адрес>. В срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа должником исполнены не были. Кроме того должник Администрация Дальнегорского городского округа по истечении шестимесячного срока со дня вступления решения суда в законную силу обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда по объективным причинам, препятствующим исполнению решения суда в полном объёме. Суд удовлетворил заявление администрации Дальнегорского ГО и с учётом объективных причин и дальнейшего срока для исполнения решения суда и 08.06.2017 вынес определение об отсрочке исполнения судебного решения до 08.12.2018 и 13.12.2018 вынес определение об отсрочке исполнения судебного решения до 01.06.2019. Впоследствии должник администрация Дальнегорского городского округа о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в суд не обращался. 07.08.2019 в ответ на требование судебного пристава-исполнителя исполнить решение суда в отдел судебных приставов поступил ответ, что решение суда исполнено должником в полном объеме. Выйдя по адресу нахождения объектов, являющихся предметом исполнения, судебным приставом был зафиксирован факт того, что должником не исполнено решение суда, о чем составлен акт совершения исполнительных действий от 29.08.2019. Таким образом, решение суда исполнено должником не было. В соответствии с ч.1 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Должнику дважды предоставлялся срок для добровольного исполнения, должник должен был осознавать, что в случае неисполнения решения суда в срок отсрочки, предоставленный ему судом, с него будет взыскан исполнительский сбор. Судебный пристав-исполнитель, не получив документы от должника об исполнении решения суда после истечения срока отсрочки, 29.08.2019 принял решение о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. 26.09.2019 судебным приставом-исполнителем совместно с представителем администрации был совершен выход по месту исполнения решения суда и составлен акт, что должником решение суда было исполнено, о чем составлен акт совершения исполнительных действий. Должнику дважды судом давалась возможность исполнить решение суда. В своём заявлении об отсрочке должник просил конкретное время для исполнения решения суда. Считает, что должник не подтвердил факт, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами. В связи с чем считает данное заявление не подлежащим удовлетворению.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержала доводы административного иска в полном объёме.

Представитель административного ответчика возражала против удовлетворения исковых требований по изложенным в возражениях доводам.

Представитель прокуратуры г.Дальнегорка полагала возможным иск удовлетворить и уменьшить исполнительский сбор в связи с материальным положением истца.

Изучив административное исковое заявление и возражения на него, выслушав представителей сторон, а также представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, решением Дальнегорского районного суда Приморского края от 25.05.2016 по делу на администрацию Дальнегорского городского округа Приморского края возложена обязанность устранить беспрепятственный доступ людей в здание многоквартирного дома, расположенного по адресу: Приморский край г.Дальнегорск <адрес>. Решение вступило в законную силу и обращено к исполнению. На основании исполнительного документа судебным приставом-исполнителем Гумённой было возбуждено исполнительное производство -ИП от 17.04.2017. Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ не был исполнен, то постановлением судебного пристава-исполнителя Рыжаковой от 29.08.2019 с должника Администрации Дальнегорского городского округа был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

Согласно положениям ч.3 ст.363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным ч.2 ст.358 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3).

По смыслу закона, изложенного в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", относительно взыскания исполнительского сбора, суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания; уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечёт за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным; это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве); при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ); иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования; если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобождён от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объёме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учётом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

В связи с чем суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнёс установление этих оснований к полномочиям суда.

Исполнительский сбор имеет двойную правовую природу: с одной стороны он служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно, вопреки принятому на себя по своей воле обязательству, а с другой стороны является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершённое должником в процессе исполнительного производства, в период, начиная с момента, когда должником добровольно не исполнено решение суда, до момента окончания исполнительного производства.

Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

При этом в соответствии с п.2 ст.401 Гражданского кодекса РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть в настоящем деле - должником.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст.112 Закона N 229-ФЗ.

На основании изложенного, учитывая отсутствие у администрации ДГО достаточных бюджетных ассигнований на оплату административных платежей и сборов, суд полагает, что установленная по обстоятельствам дела степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, допускает возможность уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве.

Руководствуясь ст.ст.175-179, 358 ч.2, 363 ч.3 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Администрации Дальнегорского городского округа Приморского края к отделу судебных приставов по Дальнегорскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю об уменьшении исполнительского сбора – удовлетворить.

Уменьшить исполнительский сбор, подлежащий взысканию с Администрации Дальнегорского городского округа Приморского края по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Дальнегорскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю о взыскании исполнительского сбора от 29.08.2019 по исполнительному производству -ИП с 50 000 руб. на одну четверть, то есть до 37 500 руб.

На основании ст.177 ч.2 КАС РФ составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд Приморского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

(мотивированное решение составлено 11.11.2019)

Судья И.В. Гуцалов