ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1020/2015 от 22.01.2016 Забайкальского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-32/2016

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

«_22_» января 2016 года пгт. Забайкальск

Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Горбатковой Е.В.,

при секретаре Данзановой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Забайкальского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Забайкальский район» о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указал на следующие обстоятельства.

Прокуратурой района проведена проверка на предмет исполнения требований федерального законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Забайкальского района. В ходе проверочных мероприятий установлено, что ЕДДС муниципального района «Забайкальский район» не укомплектована надлежащим образом, отсутствуют специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования и метеостанция. Необходимость наличия указанного шкафа и метеостанции предусмотрена Положением о единой дежурно – диспетчерской службе муниципального района «Забайкальский район» и Положением о единых дежурно – диспетчерских службах муниципальных образований, утвержденным Распоряжением Правительства Забайкальского края № 629-р от 26.11.2013. Неисполнение ответчиком установленных законодательством обязанностей способствует несвоевременному предупреждению, обнаружению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что создает угрозу жизни, здоровью и имуществу населения муниципального района «Забайкальский район». Исходя из изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального района «Забайкальский район», выразившееся в ненадлежащем укомплектовании ЕДДС Забайкальского района. Обязать ответчика в срок до 31.06.2016 приобрести и доукомплектовать ЕДДС Забайкальского района специально оборудованным металлическим сейфом для хранения пакетов на изменение режимов функционирования и метеостанцией.

В письменном возражении на административный иск представитель административного ответчика выразил несогласие с заявленными требованиями. В обоснование своей позиции представитель ответчика указал на то, что Распоряжением Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 № 629-р утверждено примерное положение о ЕДДС, которым органам местного самоуправления рекомендовано организовать работу по укомплектованию ЕДДС минимальным составом оборудования. Примерное положение не обязывает, а дает право руководителю муниципального района принимать решения по минимальному укомплектованию ЕДДС. Следовательно, у Администрации района нет бездействия по факту ненадлежащего укомплектования ЕДДС муниципального района «Забайкальский район». Кроме того, документы (пакеты) режимов функционирования поступают в администрацию района под грифом секретно и хранятся в сейфе спецчасти, у лица, которое имеет допуск к режиму секретного делопроизводства. Сотрудники ЕДДС не имеют допуск к режиму секретности. Кроме того, нет оснований для возложения обязанности по приобретению метеостанции, поскольку между Администрацией и ФГБУ «Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» заключено бессрочное соглашение от 21.01.2014. Данное соглашение заключено с целью повышения уровня гидрометеорологической безопасности населения и инфраструктуры муниципального района, экологической безопасности населения района в части реализации его права на получение достоверной гидрометеорологической информации и информации о состоянии окружающей среды.

В дополнениях к возражению представитель административного ответчика указал на то, что метеостанция не дает столько информации, как ФГБУ «Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», которое предоставляет Администрации предупреждения об угрозе возникновения опасных природных явлений. Кроме того, по мнению представителя ответчика, ссылка административного истца на Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 не обоснована. ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ФЗ от 21.12.1994 №68ФЗ и Указ Президента РФ от 28.12.2010 № 1632 не устанавливают требования и обязанности по укомплектованию или оснащению ЕДДС.

В письменном отзыве представитель ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, указал на обоснованность заявленных административным истцом требований.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что на территории Забайкальского района создана ЕДДС муниципального района «Забайкальский район».

20 декабря 2013 года на основании Распоряжения Администрации муниципального района «Забайкальский район» № 289 утверждено Положение о ЕДДС муниципального района «Забайкальский район».

Согласно материалам дела, в ходе проведенной прокуратурой района проверки был выявлен факт неукомплектованности ЕДДС муниципального района «Забайкальский район».

Из акта проверки от 27.11.2015, оформленного помощником прокурора совместно с начальником ЕДДС муниципального района «Забайкальский район» следует, что на момент проверки в данной службе отсутствуют метеостанция и специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования (л.д.4). Сведения, отраженные в названном акте, в ходе рассмотрения дела стороной ответчика не оспаривались.

Статьей 4 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Согласно п. «з» ч. 2 ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу п. 7 и п. 21 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» определен порядок организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Частью 1 ст. 24 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии с п. 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

Как следует из Положения о ЕДДС, утвержденного распоряжением Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 № 629-р, целью создания ЕДДС муниципального образования является: повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (п.4).

Пункт 1.4 Положения о ЕДДС муниципального района «Забайкальский район» содержит аналогичные цели создания ЕДДС района, что и п. 4 названного выше Положения.

Положения о ЕДДС, утвержденные распоряжением Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 № 629-р, разработаны на основании Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного решением Правительственной комиссии Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 № 5.

Так, согласно разделу 3.4 Положения о ЕДДС, утвержденного решением Правительственной комиссии Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности определены требования к оборудованию ЕДДС муниципального образования.

В соответствии с п. 3.4.2 названного Положения в состав оборудования должны входить, как минимум: специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования и метеостанция (л.д.___)

С учетом того, что Положением о ЕДДС, утвержденным решением Правительственной комиссии Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности определен обязательный минимум оборудования ЕДДС муниципального образования, ссылка ответчика на факт хранения документов режимов функционирования в сейфе в спецчасти и заключение с ФГБУ «Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» соглашения во внимание не принимается.

Кроме того, из Соглашения о предоставлении информации в области гидрометеорологии и смежных с ней областей от 21.01.2014 следует, что информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды предоставляется по запросу Администрации. Указанное позволяет сделать вывод о том, что такой порядок предоставления информация об опасности, связанной с гидрометеорологическими условиями лишает возможности ЕДДС муниципального района «Забайкальский район» оперативно реагировать на возможную опасность и принимать действенные меры.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что финансовое обеспечение ЕДДС муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования и, учитывая, что ЕДДС муниципального района «Забайкальский район» не обеспечена надлежащим оборудованием, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы стороны ответчика относительно того, что Распоряжением Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 № 629-р утверждено примерное положение о ЕДДС, и оно не носит обязательного характера, по мнению суда, не заслуживают внимания.

Указанное Положение разработано на основании Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного решением Правительственной комиссии Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 № 5, которое в свою очередь обязательно для исполнения.

В соответствии с п. 1 Положения «О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.01.2003 № 11, правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее именуется - Комиссия) является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов исполнительной власти, государственных и иных организаций в целях реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и обеспечения пожарной безопасности.

Согласно п. 4 Положения «О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности», комиссия с целью выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции: рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности; разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 8 Названного Положения предусмотрено, что решения Комиссии оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании, а при необходимости - в виде проектов распоряжений и постановлений Правительства Российской Федерации, которые вносятся в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

В силу п. 9 Положения «О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности», решения Комиссии, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Исходя из изложенного, суд находит ошибочными доводы ответчика о том, что действующим законодательством не установлены требования и обязанности по укомплектованию или оснащению ЕДДС.

Кроме того, суд не принимает во внимание указания заинтересованного лица о необходимости возложения на ответчика обязанности по укомплектованию ЕДДС в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.01.- 99, обеспечению определенной численности сотрудников, обеспечению помещениями, соответствующими нормам действующего законодательства и СанПин.

В соответствии с ч. 3 ст. 47 КАС РФ заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности одной из сторон, за исключением права на изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска или заключение соглашения о примирении, подачу встречного административного иска.

Таким образом, заинтересованное лицо не имеет права на дополнение предмета иска.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

р е ш и л:

Административный иск прокурора Забайкальского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района «Забайкальский район», выразившееся в ненадлежащем укомплектовании ЕДДС муниципального района «Забайкальский район».

Обязать администрацию муниципального района «Забайкальский район» в срок до 31.06.2016 приобрести и доукомплектовать ЕДДС муниципального района «Забайкальский район» специально оборудованным металлическим сейфом для хранения пакетов на изменение режимов функционирования и метеостанцией.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Забайкальский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено «_ 26_» января 2016 года.

Судья Забайкальского

районного суда Горбаткова Е.В.