Дело № 2а-1021/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Володарск 28 ноября 2017 года
Володарский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Микучанис Л.В.,
при секретаре Зудиной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску администрации г.п.р.п. Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области к Поселковому Совету городского поселения рабочий поселок Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области о признании решения недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г.п.р.п. Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области обратилась в суд с указанным иском, просит суд признать недействительным решение поселкового Совета городского поселения рабочий поселок Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об отчете главы администрации городского поселения рабочий поселок Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области ФИО1 и деятельности администрации р.п. Юганец в 2016 году».
Требования административного истца мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ. на заседании поселкового Совета городского поселения рабочий поселок Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области принято решение № «Об отчете главы администрации городского поселения рабочий поселок Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области ФИО1 и деятельности администрации п.Юганец в 2016 году», в котором депутаты признают отчет главы неудовлетворительным. Данное решение противоречит действующим нормам законодательства и нормативно-правовым актам поселения, является недействительным.
По результатам заседания комиссии по бюджету, местным налогам, муниципальной собственности, по вопросам местного самоуправления, Регламенту поселкового Совета ДД.ММ.ГГГГ. каких-либо замечаний по представленному отчету главы администрации не было. По результатам заседания поселкового совета ДД.ММ.ГГГГ. в адрес администрации были направлены вопросы депутатов для отражения в отчете главы администрации. ДД.ММ.ГГГГ. в поселковый Совет был направлен скорректированный отчет главы администрации с ответами на поставленные депутатами вопросы. ДД.ММ.ГГГГ. было принято решение № в котором указано: «Отчет главы администрации городского поселения р.п. Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области ФИО1 о результатах ее деятельности администрации п.Юганец в 2016 году признать неудовлетворительной». Решением поселкового Совета г.п.р.п. Юганец от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении Положения о ежегодном отчете главы администрации» утверждено Положение о ежегодном отчете главы администрации. Согласно п.п.5 ст.4 Положения по результатам заслушивания отчета главы администрации поселковый Совет принимает решение о принятии отчета главы администрации муниципального образования. Таким образом, вынесенное решение поселкового Совета № от ДД.ММ.ГГГГ. не соответствует действующим нормам законодательства, по тексту решения не ясно, что признано неудовлетворительным – отчет главы администрации или сама работа администрации. Администрация г.п.р.п. Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области направляла письмо председателю поселкового Совета № от ДД.ММ.ГГГГ. с просьбой рассмотреть вопрос об отмене решений, принятых с нарушением норм действующего законодательства. Однако, ДД.ММ.ГГГГ. был получен ответ №, что нарушений не имеется. Данное решение поселкового Совета непосредственно затрагивает интересы администрации городского поселения рабочий поселок Юганец в части незаконного признания отчета главы администрации неудовлетворительным, даже при принятии отчета об исполнении бюджета за 2016г., данное решение не мотивировано, не подтверждено никакими документами или доводами, принято только для дискредитации администрации.
Представитель административного истца – глава администрации г.п.р.п. Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области ФИО1 в судебном заседании иск поддержала, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что по ее мнению в случае принятия отчета об исполнении бюджета, дача неудовлетворительной оценки деятельности администрации не возможна. Отчет о результатах ее деятельности и деятельности администрации п.Юганец в 2016 году она подала в поселковый Совет ДД.ММ.ГГГГ. Первоначально отчет заслушивался на комиссии по бюджету, голосование по нему не поводилось, т.к. из 4-х членов комиссии было только двое. Затем отчет заслушивался на заседании поселкового Совета ДД.ММ.ГГГГ., депутатам не понравилось содержание отчета, они рассмотрение вопроса отложили, голосование не проводили, направили ей депутатские вопросы, которые она получила ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. представила скорректированный отчет. Пояснила также, что срок обращения в суд был пропущен на один день, т.к. она обсчиталась со сроками, а также длительное время запрашивала у поселкового Совета дополнительные документы для обращения в суд.
Представитель административного ответчика председатель поселкового Совета г.п.р.п. Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, обратилась с ходатайством об отложении слушания дела ввиду нахождения ее в больнице, в удовлетворении которого судом отказано, ввиду отсутствия подтверждающих документов и возможности поселкового Совета в таком случае направить в суд другого своего представителя. В предварительном судебном заседании председатель поселкового Совета г.п.р.п. Юганец ФИО2 с иском не согласилась. Пояснила, что согласно пп.5 п.2 ст.121 «Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании городского поселения рабочий поселок Юганец» Контроль поселкового Совета предусматривает право поселкового Совета на вынесение оценки деятельности поселковой администрации, исполняющей бюджет. При этом, сам отчет уже размещен в сети Интернет на официальном сайте администрации п. Юганец, не обращая внимания на то, какая оценка данного отчета была дана депутатами. В протоколе заседания комиссии поселкового Совета подробно дана мотивация для принятия данного решения, копия протокола была запрошена администрацией. В обращении администрации п.Юганец от ДД.ММ.ГГГГ. исх. №, настоящим письмом администрация уведомляла поселковый Совет о нарушении Регламента поселкового Совета, Положения об отчете главы администрации на очередном заседании ДД.ММ.ГГГГ. и просила обеспечить соблюдение Регламента и предоставить ответ. В данном обращении нет просьбы рассмотреть вопрос об отмене решения.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно ч. 11.1 ст. 35 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
В соответствии с п. 2 ч. 6.1 ст. 37 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
В соответствии с п.2 ст.24 Устава поселка Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области Поселковый Совет заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования о результатах его деятельности, деятельности поселкового Совета; главы администрации о результатах его деятельности, деятельности администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных поселковым Советом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. на заседании поселкового Совета городского поселения рабочий поселок Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области был заслушан отчет главы администрации городского поселения рабочий поселок Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области ФИО1 о деятельности главы администрации и деятельности администрации р.п. Юганец в 2016 году. Указанный вопрос внесен в повестку дня.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ. поселкового Совета городского поселения рабочий поселок Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области отчет Главы администрации городского поселения р.п. Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области ФИО1 о результатах ее деятельности и деятельности администрации п.Юганец в 2016 году признать неудовлетворительной.
Согласно выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. заседания поселкового Совета г.п.р.п. Юганец, за принятие решения о признании деятельности администрации в 2016 году неудовлетворительной проголосовало 4 из 6 присутствующих на заседании депутатов поселкового Совета, 2 депутата проголосовали против такого решения.
Согласно п.2 ст.121 Положения о Бюджетном процессе в муниципальном образовании городского поселения рабочий поселок Юганец контроль поселкового Совета предусматривает право поселкового Совета на: утверждение (не утверждение) отчета об исполнении бюджета (пп.3); вынесение оценки деятельности поселковой администрации, исполняющей бюджет (пп.5).
В соответствии с п.1 ст.3 Положения о ежегодном отчете главы администрации, утвержденного решением поселкового Совета г.п.р.п. Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области (далее Положение) отчет главы администрации представляется в поселковый Совет не позднее 1 мая года, следующего за отчетным годом, но не ранее представления отчета об исполнении бюджета муниципального образования за отчетный год.
Согласно ч.1 ст.4 Положения отчет главы администрации муниципального образования заслушивается на открытом заседании поселкового Совета в течение 30 дней со дня его регистрации в поселковом Совете. Допускается перенесение даты заслушивания отчета главы администрации муниципального образования, но не более чем на 30 дней (п.2 ст.4 Положения). Не позднее чем за 3 дня до заседания поселкового Совета главе администрации муниципального образования в письменной форме могут быть направлены вопросы и предложения от депутатов поселкового Совета (п.3 ст.4 Положения). По результатам заслушивания отчета главы администрации муниципального образования поселковый Совет принимает решение о принятии отчета главы администрации муниципального образования (п.5 ст.4 Положения). Решение поселкового Совета об отчете главы администрации муниципального образования принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании поселкового Совета депутатов поселкового Совета (п.7 ст.4 Положения).
Согласно ст.6 Положения решение поселкового Совета и текст отчета главы администрации муниципального образования подлежат официальному обнародованию, а также размещению на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» в течение десяти дней со дня принятия решения поселкового Совета.
В соответствии с п.2 ст.21 Устава п.Юганец заседание поселкового Совета городского поселения рабочий поселок Юганец не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов. Юганецкий поселковый Совет состоит из 10 депутатов…(ч.1 ст.21 Устава).
Как следует из выписки из протокола № заседания поселкового Совета р.п. Юганец от ДД.ММ.ГГГГ., на нем присутствовало 6 из 10 депутатов поселкового Совета, т.е. более 50% от числа избранных депутатов. За принятие решения о признании деятельности администрации р.п. Юганец в 2016 году неудовлетворительной проголосовало 4 из 6 присутствующих на заседании депутатов, т.е. решение принято большинством голосов.
Отчет главы администрации г.п.р.п. Юганец и деятельности администрации в 2016 году представлен в поселковый Совет г.п.р.п. Юганец ДД.ММ.ГГГГ. и рассмотрен на заседании поселкового Совета ДД.ММ.ГГГГ. в установленные ч.1,2 ст.4 Положения о ежегодном отчете главы администрации сроки, вопросы от депутатов поселкового Совета направлены в администрацию р.п. Юганец не позднее чем за 3 дня до заседания поселкового Совета.
Таким образом, оспариваемое решение принято поселковым Советом г.п.р.п. Юганец без нарушений установленного порядка его принятия. Мотивы принятого решения подробно изложены в выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. заседания поселкового Совета и доведены до сведения административного истца.
Не согласие административного истца с указанным решением не может являться основанием для признания его недействительным, поскольку суд не вправе оценивать деятельность главы муниципального образования и администрации муниципального образования, т.к. это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.
Подтверждая данную позицию, Конституционный Суд РФ в своем Определении от 25.01.2012 N 114-О-О указал, что оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с дискрецией этого органа.
Доводы административного истца о том, что принятие отчета об исполнении бюджета исключает дачу неудовлетворительной оценки деятельности администрации, судом отклоняются, т.к. из буквального толкования п.2 ст.121 Положения о Бюджетном процессе в муниципальном образовании городского поселения рабочий поселок Юганец следует, что, поселковый Совет вправе как утвердить (не утвердить) отчет об исполнении бюджета, так и вынести оценку деятельности поселковой администрации, исполняющей бюджет. Указанные полномочия поселкового Совета являются различными по своему содержанию и изложены в разных пунктах ст.121 Положения о Бюджетном процессе, и вопреки утверждениям административного истца не содержат каких-либо условий для дачи оценки деятельности администрации. Не содержит таких условий и Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом, доводы административного истца о том, что п.5 ст.4 Положения о ежегодном отчете главы администрации предусматривает только возможность вынесения решения о принятии отчета главы администрации, являются не состоятельными, т.к. указанная норма, изложенная в Положении не исключает права административного ответчика оценивать деятельность администрации. Отчет главы администрации о результатах деятельности в 2016 году принят поселковым Советом и его текст размещен на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет».
При таких обстоятельствах, нарушений прав административного истца принятым решением, судом не установлено.
Кроме того, административным истцом пропущен срок обращения в суд.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.5 ст.219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
В силу ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из материалов дела и объяснений главы администрации ФИО1 следует, что о решении поселкового Совета г.п.р.п. Юганец № от ДД.ММ.ГГГГ. ей стало известно ДД.ММ.ГГГГ., т.к. на заседании она присутствовала и решение ей было оглашено.
Вместе с тем, с иском об оспаривании указанного решения администрация г.п.р.п. Юганец обратилась в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ., уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не представила, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска в соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ.
Причем, по мнению суда, установленного КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, является явно достаточным для составления административного искового заявления и сбора документов для приложения к нему.
Как следует из материалов дела, к административному исковому заявлению административном истцом приложены лишь оспариваемое решение, Положение о ежегодном отчете главы администрации и переписка главы администрации р.п. Юганец с поселковым Советом р.п. Юганец, в связи с чем, оснований считать, что для сбора названных документов административному истцу могло потребоваться большое количество времени у суда не имеется, поэтому причины пропуска обращения в суд, указанные главой администрации г.п.р.п. Юганец ФИО1 не могут быть признаны судом уважительными, а процессуальный срок подлежащим восстановлению, тем более что с таким ходатайством административный истец к суду не обращался.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 177, 180, 219, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Администрации г.п.р.п. Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области в удовлетворении иска к Поселковому Совету городского поселения рабочий поселок Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области о признании решения недействительным, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.
Судья: Л.В. Микучанис