УИД 38RS0003-01-2021-000122-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 30 марта 2021 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Павловой Т.А.,
при помощнике судьи Миличенко Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1021/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области к Федяеву Евгению Викторовичу о взыскании задолженности по неуплате штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Центральному округу г. Братска Иркутской области (далее по тексту ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области) обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Федяеву Е.В. о взыскании задолженности в общем размере 3683,14руб., в том числе: штраф по решению налогового органа от 26.12.2019 № 2136 за несвоевременную уплату за период 2017 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 1387,02 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование с бюджет Федерального фонда ОМС в размере 272,06 руб., штраф по решению налогового органа от 25.12.2019 № 2109 за несвоевременную уплату за период 2018 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 1659,06 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование с бюджет Федерального фонда ОМС в размере 365,00 руб.
В обоснование предъявленного административного иска ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области указала, что Федяев Е.В. состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области, прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что к обязательным платежам относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений. Согласно п. 6 ст. 3 Федерального Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.
В законодательство Российской Федерации были внесены соответствующие изменения (№ 243-ФЗ от 03.07.2016, № 250-ФЗ от 07.07.2016), согласно которым с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ, база для исчисления страховых взносов, определяется по истечении каждого календарного месяца, как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом. В соответствии со ст. 423 НК РФ, расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
В отношении Федяева Е.В. вынесены решения от 25.12.2019 № 2109 и от 26.12.2019 № 2136 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе мероприятий налогового контроля установлено непредставление налогоплательщиком Главой КФХ Федяевым Е.В. в установленный законодательством о налогах и сборах срок, расчета по страховым взносам за 12 месяцев 2017 года и 12 месяцев 2018 года в налоговый орган по месту учета, тем самым совершено налоговое правонарушение, п. 1 ст. 119 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.11.2011 № 336-ФЗ) предусмотрена налоговая ответственность - штраф 3683,14 руб.
Инспекцией в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ были выставлены и направлены в адрес налогоплательщика требования об уплате налога от 25.02.2020 № 14040, от 26.02.2020 № 14054.
В связи с тем, что срок исполнения требований истек, но суммы штрафа не оплачены. Инспекцией было принято решение о взыскании штрафов с физического лица через суд, в порядке ст.48 НК РФ, за взысканием общей суммы задолженности 3683,14 руб.
Учитывая, что указанное требование об уплате штрафа направлено в адрес ответчика в течение 3-х месяцев со дня выявления недоимки, Инспекцией, срок, установленный п. 1 с. 70 НК РФ, соблюден.
В связи с неуплатой штрафа в установленные законом сроки, срок исполнения требования истек, налоговым органом принято решение о взыскании налога штрафов с физического лица через суд в порядке ст. 48 НК РФ.
Мировым судьей судебного участка № 45 Центрального района г. Братска Иркутской обл., по заявлению налогового органа, вынесен 03.07.2020 судебный приказ № 2а-2390/2020, который был отменен, согласно определению от 24.07.2020, в связи с тем, что налогоплательщик не согласен с вынесенным приказом.
В соответствии со ст. 129 ГПК РФ заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства.
Относительно довода налогоплательщика, Инспекция пояснила, что по состоянию на текущую дату задолженность по судебному приказу № 2а-2390/2020 от 03.07.2020 не погашена.
Кроме того, Федяев Е.В. является пользователем Личного кабинета налогоплательщика с 12.12.2017 по настоящее время.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области не явился, извещен надлежащим образом о времени и дате рассмотрения дела, просит рассмотреть административное дело в его отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик Федяев Е.В. не явился, будучи извещен судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Причин уважительности неявки суду не сообщил и не ходатайствовал об отложении слушания дела.
Административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.ст. 3, 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что к обязательным платежам относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Федеральный закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» НК РФ.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
В соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 настоящего Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 423 НК РФ, расчетным периодом признается календарный год; отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяце календарного года.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из материалов дела судом установлено, что согласно выписке из информационных ресурсов электронной базы данных налоговых органов, Федяев Е.В. состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области.
В ходе мероприятий налогового контроля установлено непредставление налогоплательщиком главой крестьянского (фермерского) хозяйства Федяевым Е.В., в установленный законодательством о налогах и сборах срок, расчета по страховым взносам за 12 месяцев 2017 года и 12 месяцев 2018 года в налоговый орган по месту учета, тем самым совершено налоговое правонарушение, п. 1 ст. 119 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.11.2011 № 336-ФЗ) предусмотрена налоговая ответственность - штраф 3683,14 рублей.
Административным истцом в отношении Федяева Е.В. вынесены решения от 25.12.2019 № 2109 и от 26.12.2019 № 2136 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
По решению налогового органа от 25.12.2019 № 2109 Федяеву Е.В. был начислен штраф за несвоевременную уплату за период 2018 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 1659,06 руб. и страховых взносов на обязательное медицинское страхование с бюджет Федерального фонда ОМС в размере 365,00 руб.
По решению налогового органа от 26.12.2019 № 2136 Федяеву Е.В. был начислен штраф за несвоевременную уплату за период 2017 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 1387,02 руб. и страховых взносов на обязательное медицинское страхование с бюджет Федерального фонда ОМС в размере 272,06 руб.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора ответчику были направлены требования административному ответчику Федяеву Е.В. были выставлены требования о добровольной уплате задолженности по штрафам:
- от 25.02.2020 № 14040, по сроку уплаты до 18.03.2020, на сумму 2024,06 руб.,
- от 26.02.2020 № 14054, по сроку уплаты до 19.03.2020, на сумму 1659,08 руб.
Указанные требования были направлены должнику через личный кабинет налогоплательщика. Однако, требования административным ответчиком в установленные сроки исполнены не были.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества.
В пункте 3 ст. 48 НК РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, п. 3 ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 45 Центрального района г. Братска от 24.07.2020 отменен судебный приказ № 2а-2390/2020 от 03.07.2020 о взыскании с Федяева Е.В. задолженности по страховым взносам.
Как следует из штампа входящей корреспонденции Братского городского суда Иркутской области административное исковое заявление поступило в суд 15.01.2021, направленное посредством почтовой корреспонденции 25.12.2020.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец обратился в суд с данным иском к административному ответчику в пределах установленных законом сроков.
При таких обстоятельствах, поскольку обязанность по уплате штрафа за налоговые правонарушения в добровольном порядке в установленные законом сроки административным ответчиком исполнена не была, административным истцом соблюден порядок применения принудительной меры исполнения обязанности по уплате штрафа, сроки и порядок направления налогоплательщику налогового требования об уплате штрафа, а также сроки для обращения в суд с исковым заявлением нарушены не были, учитывая, что задолженность в настоящее время административным ответчиком не погашена, каких-либо возражений по заявленным административным исковым требованиям от административного ответчика суду не поступило, в том числе о неполучении требований налогового органа об уплате штрафов, суд приходит к выводу, что требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области о взыскании с административного ответчика задолженности в общем размере 3683,14 руб. обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствие с п. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая положения Налогового кодекса Российской Федерации, освобождающие государственные органы от уплаты государственной пошлины в бюджет (п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ), тогда как ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден, суд находит необходимым взыскать с административного ответчика государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования города Братска Иркутской области в размере 400,00 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 АС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области удовлетворить.
Взыскать с Федяева Евгения Викторович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>, ИНН ***, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу города Братска Иркутской области задолженность в общем размере 3683,14руб., в том числе:
- штраф по решению налогового органа от 26.12.2019 № 2136 за несвоевременную уплату за период 2017 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 1387,02 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование с бюджет Федерального фонда ОМС в размере 272,06 руб.,
- штраф по решению налогового органа от 25.12.2019 № 2109 за несвоевременную уплату за период 2018 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 1659,06 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование с бюджет Федерального фонда ОМС в размере 365,00 руб.,
Взыскать с Федяева Евгения Викторович в доход бюджета муниципального образования г. Братска Иркутской области государственную пошлину в размере 400,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 12 апреля 2021 года.
Судья Т.А. Павлова