РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 ноября 2017 года г. Тула
Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Сониной А.В.,
помощника прокурора г.Тулы Закалкиной М.В.,
при секретаре Виноградовой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г. Тулы административное дело № 2а-1096/17 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 к администрации г.Тулы об оспаривании нормативных правовых актов,
установил:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО25, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО10 обратились в суд с иском к администрации г.Тулы об оспаривании нормативных правовых актов, а именно постановление администрации города Тулы от дата№ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, включенных в состав имущества казны муниципального образования город Тула» в части внесения <адрес> в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, включенных в состав имущества казны муниципального образования город Тула незаконным; исключить пункт 104 из Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, включенных в состав имущества казны муниципального образования города Тулы автомобильных дорог общего пользования местного значения, включенных в состав имущества казны муниципального образования город Тула, утвержденного постановление администрации города Тулы от дата№ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, включенных в состав имущества казны муниципального образования город Тула»; исключить пункт 235 из Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, включенных в состав имущества казны муниципального образования города Тулы автомобильных дорог общего пользования местного значения, включенных в состав имущества казны муниципального образования город Тула, утвержденного постановление администрации города Тулы от дата№ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, включенных в состав имущества казны муниципального образования город Тула».
Признать постановление города Тулы от дата№ «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» незаконным в части установления линии градостроительного регулирования по границам <адрес>, <адрес> незаконным; исключить из приложения Проект линии градостроительного регулирования в городе Туле к постановлению города Тулы от дата№ «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле», линии градостроительного регулирования, установленные по границам <адрес>, <адрес>.
В обоснование иска указали, что они являются жителями бывшего пос. «<адрес>» Привокзального района г.Тулы, дома которых были построены региональным внебюджетным фондом развития жилищного строительства и ипотечного кредитования администрации Тульской области по индивидуальным проектам.
Поселок является полностью обособленным (проведены газ, электроэнергия, дренаж, водоснабжение, водоотведение, канализация), огороженный бетонным забором, выстроенным на основании п.5.7 постановления Главы города Тулы № от 14.09.1998г, а также организованы придомовые проезды на выделенном Фонду земельном участке.
Все вышеуказанные работы проводились по договорам инвестирования Региональным фондом развития жилищного строительства и ипотечного кредитования Администрации Тульской области, за счет собственных средств жителей поселка, на специально выделенной под строительство поселка земле.
Оспаривая постановление администрации города Тулы от дата№ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, включенных в состав имущества казны муниципального образования город Тула» ссылались на следующее.
Из Постановления Президиума Тульского областного суда от дата, по гражданскому делу № Привокзального районного суда <адрес> по иску жителей поселка 12 лет Октября о признании права собственности на сооружения дорожного хозяйства, указано, что указанные выше постановления препятствуют реализации их права собственности.
Оспаривая постановление города Тулы от дата№ «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» ссылались на то, что дороги по <адрес>, а также по <адрес> опушка не относится к территории общего пользования, они находятся внутри забора, сведений в Генеральном плане г.Тулы и Правилах землепользования и застройки г.Тулы, как о территории общего пользования ограниченного красными линиями нет. Дороги сделаны за счет жителей и являются подъездными к их домам, а не проездными.
Административные истцы ФИО7, ФИО14, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО13, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО15, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, предоставили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административных истцов по доверенностям ФИО26 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель административного истца ФИО13 по доверенности ФИО27, представитель истца ФИО9 по доверенности ФИО28, представитель истца ФИО10 –ФИО25 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации города Тулы ФИО29 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношения Тульской области ФИО30 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска отказать, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что согласно постановлению Главы города Тулы № от 14.09.1998г. «О предоставлении Региональному внебюджетному фонду развития жилищного строительства земельный участков, расположенных в пос.<адрес> в Привокзальном районе г.Тулы, для проведения проектно-изыскательских работ и последующего строительства жилых домов», земельный участок площадью 23157 кв.м., расположенный по <адрес> и используемый в соответствии со свидетельством о праве бессрочного (постоянного) пользования землей от дата№/к изъят у МУП «<...>», а региональному внебюджетному фонду развития жилищного строительства и ипотечного кредитования администрации Тульской области по индивидуальным проектам предоставлены земельные участки площадью 30898 кв.м. и 3180 кв.м., расположенные по адресу: г.Тула, пос. «<адрес>» в аренду на 3 года для поведения проектно-изыскательских работ и последующего строительства жилых домов.
Постановлением главы города Тулы от дата№ «О предоставлении Региональному фонду развития жилищного строительства и ипотечного кредитования и ТМУП «Спецавтохозяйство» земельный участков, расположенных в бывшем пос.<адрес> в Привокзальном районе г.Тулы», утверждены проекты границ земельных участков по <адрес> г.Тулы; Региональному фонду развития жилищного строительства и ипотечного кредитования в аренду предоставлены земельные участки по <адрес> г.Тулы, по ул. <адрес> для завершения строительства индивидуальных жилых домов.
Истцы, в обоснование иска указали, что они являются жителями бывшего пос. «<адрес>» Привокзального района г.Тулы, дома которых были построены региональным внебюджетным фондом развития жилищного строительства и ипотечного кредитования администрации Тульской области по индивидуальным проектам.
Поселок является полностью обособленным (проведены газ, электроэнергия, дренаж, водоснабжение, водоотведение, канализация), огороженный бетонным забором, выстроенным на основании п.5.7 постановления Главы города Тулы № от 14.09.1998г, а также организованы придомовые проезды (автодороги) на выделенном Фонду земельном участке.
Все вышеуказанные работы проводились по договорам инвестирования Региональным фондом развития жилищного строительства и ипотечного кредитования Администрации Тульской области, за счет собственных средств жителей поселка, на специально выделенной под строительство поселка земле.
Постановлением Главы города Тулы от дата№ у МУП «<...>» был изъят земельный участок площадью 23157 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, используемый в соответствии со свидетельством о праве бессрочного (постоянного) пользования землей.
В соответствии с указанным постановлением земельные участки площадью 30898 кв.м. и 3180 кв.м., расположенные бывшем в поселке 12 лет Октября предоставлены Региональному внебюджетному фонду развития жилищного строительства (далее - региональный фонд) в аренду сроком на три года для проведения проектно-изыскательских работ и последующего строительства жилых домов.
Согласно указанному постановлению Региональный фонд обязан был в установленном порядке осуществить отвод земельных участков и разбивку осей объектов в натуре (на местности), заключить договора аренды земли, разработать проектную документацию на объекты строительства, согласовав со всеми необходимыми службами и осуществить строительство. Дополнительными условиями необходимые для включения вдоговор аренды были следующие обязательства фонда: выполнить работы по благоустройству, в т.ч. озеленению арендованной земли и прилегающей к ней территории; после завершения строительства оформить планы земельных участков на каждый объект и переоформить права долгосрочного пользования земельными участками (п. 5-6 постановления № от 14.09.1998).
В соответствии с Постановлением главы администрации города Тулы от дата№ «О предоставлении региональному фонду развития жилищного строительства и ипотечного кредитования и ТМУП «<...>» земельных участков, расположенных в бывшем пос. <адрес> в Привокзальном районе г. Тулы», в связи с завершением строительства, Главархитектурой Управы г. Тулы согласован проект границ земельных участков и на его основании проведено межевание участков с постановкой на кадастровый учет.
Прилагаемый к указанному постановлению проект границ земельных участков устанавливает наличие земельного участка под каждым индивидуальным жилым домом, а земельные участки, занимаемые сооружениями дорожного транспорта, относятся к неразграниченным землям.
В преамбуле к постановлению № указано, что оно издается в связи с заявлением Регионального фонда об изменении границ земельного участка, используемого в соответствии с договором аренды земельного участка № от дата,заключенным до дата на основании постановления Главы города Тулы от дата№, в связи с завершением строительства и передачей выстроенных индивидуальных жилых домов.... Пунктом 2 указанного постановления региональному фонду предоставлено в аренду на 11 месяцев для завершения строительства индивидуальных жилых домов 16 самостоятельных земельных участков (пункты 2.1-2.16 постановления).
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ от дата № 136-ФЗ в редакции от дата, действующей на дату издания постановления № от дата, земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (абзац первый пункта 2 статьи 6 ЗК РФ). Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок.
Таким образом, с даты издания постановления № от дата, земельный участок, выделенный в соответствии с постановлением № от дата прекратил свое существование путем его раздела и образования из него самостоятельных земельных участков, поставленных на кадастровый учет, соответственно прекратил свое действие и договор аренды земельного участка № от дата, о чем и указано в п. 4.1 постановления. Так, согласно аб. 4 п. 4.1 постановления № от дата региональному фонду необходимо было заключить с Комитетом по управлению имуществом Управы города Тулы соглашение о прекращении договора аренды земельного участка № от дата и новые договоры аренды земельных участков.
В октябре 2013 года на сооружения дорожного транспорта по <адрес> было зарегистрировано право собственности муниципального образования город Тулы.
На дату регистрации права собственности муниципального образования город Тула (октябрь 2013 года) спорные дороги ни за кем зарегистрированы не были, обращений жителей с просьбой сформировать и предоставить земельные участки под автодороги в администрацию города Тулы не поступали, что сторонами не оспаривалось.
Судебной коллегией по гражданским делам Тульского областного суда от дата решение Привокзального районного суда г.Тулы от дата, которым исковые требования ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО25, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ООО «Племенное хозяйство «Лазаревское», ФИО31, ФИО24, ФИО22, ФИО23 к Муниципальному образованию город Тула о признании права собственности на сооружение дорожного транспорта (автодороги) отсутствующим, признании права общей долевой собственности, были удовлетворены; было признано право собственности Муниципального образования город Тула на 23/24 доли в праве на сооружение дорожного транспорта (автодорога) с № протяженностью 208 м., расположенное по адресу Тульская область, г.Тула, Привокзальный район <адрес> отсутствующим; ризнано право собственности Муниципального образования город Тула на 23/24 доли в праве на сооружение дорожного транспорта (автодорога) с № протяженностью 182 м., расположенное по адресу Тульская область, г.Тула, Привокзальный район, <адрес> отсутствующим; признано право общей долевой собственности на сооружение дорожного транспорта (автодорога) с № протяженностью 208 м., расположенное по адресу Тульская область, г.Тула, Привокзальный район <адрес> за ФИО7 на 1/48 долю в праве, ФИО8 на 1/48 долю в праве, ФИО9 на 1/24 долю в праве, ФИО25 на 1/24 долю в праве, ФИО11 на 1/24 долю в праве, ФИО12 на 1/24 долю в праве, ФИО13 на 1/24 долю в праве, ФИО14 на 1/24 долю в праве, ФИО15 на 1/24 долю в праве, ФИО16 на 1/24 долю в праве, ФИО17 на 1/24 долю в праве, ФИО18 на 1/48 долю в праве, ФИО19 на 1/48 долю в праве, ФИО20 на 1/24 долю в праве, ФИО21 на 1/24 долю в праве, Обществом с ограниченной ответственностью «Племенное хозяйство «Лазаревское» на 1/24 долю в праве, ФИО31 на 1/24 долю в праве, ФИО24 на 1/24 долю в праве, ФИО22 на 1/24 долю в праве, ФИО23 на 1/24 долю в праве; признано право общей долевой собственности на сооружение дорожного транспорта(автодорога) с № протяженностью 182 м., расположенное по адресу Тульская область, г.Тула, Привокзальный район, <адрес> за ФИО7 на 1/48 долю в праве, ФИО8 на 1/48 долю в праве, ФИО9 на 1/24 долю в праве, ФИО25 на 1/24 долю в праве, ФИО11 на 1/24 долю в праве, ФИО12 на 1/24 долю в праве, ФИО13 на 1/24 долю в праве, ФИО14 на 1/24 долю в праве, ФИО15 на 1/24 долю в праве, ФИО16 на 1/24 долю в праве, ФИО17 на 1/24 долю в праве, ФИО18 на 1/48 долю в праве, ФИО19 на 1/48 долю в праве, ФИО20 на 1/24 долю в праве, ФИО21 на 1/24 долю в праве, Обществом с ограниченной ответственностью «Племенное хозяйство «Лазаревское» на 1/24 долю в праве, ФИО31 на 1/24 долю в праве, ФИО24 на 1/24 долю в праве, ФИО22 на 1/24 долю в праве, ФИО23 на 1/24 долю в праве; требования ФИО6 оставить без удовлетворения- было отменено и вынесено новое решение, которым в удовлетворении указанных требований отказано.
Разрешая требование о признании незаконным постановления администрации города Тулы от дата№ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, включенных в состав имущества казны муниципального образования город Тула», суд приходит к следующему.
В силу пункта 7 статьи 213 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, включенных в состав казны муниципального образования город Тула, утвержденный Постановлением Администрации города Тулы от 09.10.2013 года N 3319, в целях учета и регламентированного употребления наименований элементов улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения), элементов планировочной структуры, расположенных на территории города Тулы.
Пункт 104 Перечня содержит отнесение <адрес>, а пункт 235 –<адрес> к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, включенных в состав имущества казны муниципального образования город Тула.
В силу части 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 5 ст. 12 того же Федерального закона утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу части 8 статьи 5 того же Федерального закона критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
Частью 9 той же статьи предусмотрено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Исходя из положений вышеназванного Федерального закона (п. 6 ст. 3, п. 6 ст. 12, ч. 1 ст. 13, ст. 14, ч. 1 ст. 16) а также Градостроительного кодекса Российской Федерации (ч. 3 ст. 14, ч. 3 ст. 19), ст. 23) строительство автомобильной дороги осуществляется в соответствии с проектной документацией и на основании разрешения, выдаваемого в установленном ГрК РФ порядке, однако доказательства того, что указываемый истицами объекты были запланированы и созданы в качестве частных автомобильных дорог, и являются подъездными к их домам, а не проездными, суду не представлены.
Действительно, существование улицы <адрес> необходимо для обеспечения подъезда к земельным участкам административных истцов и ряду других участков, однако обеспеченность подъездами являлось одним из необходимых условий формирования земельного участка на момент формирования (ст. 41 ГрК РФ в соответствующей редакции), и не свидетельствует о безусловном удовлетворении иска.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" разграничена государственная собственность в Российской Федерации. В силу пункта Приложением N 3 к данному постановлению к муниципальной собственности отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов, за исключением входящих в состав имущества предприятий.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1, пунктами 2 и 10 статьи 5 Закона N 257- ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" спорное сооружение является автомобильной дорогой общего пользования местного значения. При этом в пункте 10 статьи 6 Закона N 257-ФЗ установлена презумпция муниципальной собственности на дороги данного типа.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорные дороги, в отсутствие достоверных доказательств того, что на момент вынесения оспариваемого постановления, были зарегистрированы как частные, в силу прямого указания закона отнесены к муниципальной собственности. Суд также учитывает, что подъездные дороги находятся на территории муниципального образования и являются общедоступными.
При таких обстоятельствах требование истцов о признании незаконным постановления администрации города Тулы от 09.10.2013 года № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, включенных в состав имущества казны муниципального образования город Тула» удовлетворению не подлежит.
Разрешая требование об оспаривании постановления города Тулы от 13.10.2014 года № «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле», суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования.
Генеральный план является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия.
Генеральный план муниципального образования город Тула был утвержден решением Тульской Городской Думы 5-го созыва 33-е внеочередное заседание от дата N 33/838.
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ).
На основе материалов Генерального плана муниципального образования город Тула, в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий и проекты планировок территории города Тулы.
Решением Тульской городской Думы 5-го созыва 33-е внеочередное заседание от 23.12.2016 года N 33/839 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула» утверждены поименованные правила, в том числе приложение N 1 «Карта градостроительного зонирования».
Постановлением Администрации г. Тулы от 13.10.2014 года № утвержден проект линий градостроительного регулирования в городе Туле. Указанный акт опубликован в официальном печатном издании "Тула", также на официальном сайте администрации.
В силу части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, к которым в том числе относятся автомобильные дороги (статья 1 ГрК РФ). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).
Согласно статье 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации и отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории.
В соответствии с частью 5 статьи 45 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Частью 1 статьи 41.1 ГрК РФ, введенной Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ, также предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон.
Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30).
Порядок установления красных линий в городе Туле установлен постановлением администрации города Тулы от 29.08.2013 года №2829 «Об утверждении положения о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Туле».
Согласно положению проект линий градостроительного регулирования может разрабатываться и утверждаться в виде отдельного проекта красных линий (п.1.4).
В соответствии с п.2.1 Проект линий градостроительного регулирования разрабатывается в соответствии со СНиП 11-04-2003 «Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации», РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуальная редакция СНиП 2.07.01-89, региональными нормативами градостроительного проектирования, утвержденными Постановлением правительства Тульской области от 03.09.2012 №492.
В соответствии с п.2.12 проект линий градостроительного регулирования подлежит рассмотрению на публичных слушаниях, по итогам которых может быть произведена доработка проекта линий градостроительного регулирования.
В п.2.13 указано, что после проведения публичных слушаний управление градостроительства и архитектуры направляет главе администрации города Тулы протокол и итоги (рекомендации) о результатах публичных слушаний и проект линий градостроительного регулирования.
Глава администрации города Тулы с учетом протокола и итогов (рекомендаций) о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении проекта линий градостроительного регулирования или об отклонении и направлении его на доработку с учетом указанных протокола и итогов (рекомендаций) –п.2.14.
Утвержденный проект линий градостроительного регулирования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте администрации города Тулы в сети «Интернет» (п.2.15).
Руководствуясь вышеуказанным порядком, администрацией было издано постановление администрации города Тулы № от дата «О подготовке проекта сводного плана красных линий на территории муниципального образования город Тула», заключен муниципальный контракт с ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «ГИПРОГОР» на разработку линий градостроительного регулирования в городе Туле.
Исходными материалами, как указала в судебном заседании допрошенная в качестве специалиста Р, заместитель начальника управления –начальник градостроительного планирования и землеустройства Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Тулы, для выполнения работ проекта линий градостроительного регулирования явились: документы территориального планирования и градостроительного зонирования; документы по планировке и межевания территорий; сведения государственного кадастра недвижимости; топографические планы (планшеты) территорий; отчет топографо- геодезических работ по административным районам города Тулы 2014.
Проект линий градостроительного регулирования на территории муниципального образования город Тула входит в общую систему проектно- планировочной документации градостроительного развития города Тулы и подчинен общим целям и задачам ее территориального планирования.
17.06.2014 года на сайте Тульской городской Думы было опубликовано постановление главы муниципального образования город Тула «О назначении публичных слушаний по обсуждению проекта Сводного плана красных линий на территории муниципального образования город Тула в части населенного пункта Тула», в соответствии с которым проведение публичных слушаний назначено на дата в 15.00.
Согласно итогам (рекомендациям) публичных слушаний проект Сводного плана был одобрен.
Проект планировки прошел процедуру публичных слушаний, доказательств наличия замечаний по проекту планировки территории в составе градостроительной документации, в том числе относительной красных линий, в материалы дела не представлено.
Итоги публичных слушаний были опубликованы в общественно- политической газете «Тула» № от 31.07.2014 года и размещены на сайте Тульской городской Думы в сети Интернет.
На основании итогов (рекомендаций) публичных слушаний было принято спорное постановление № от 13.10.2014 года «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле», которое опубликовано в газете «Тула» № от 23.10.2014 года с графическими приложениями по районам.
Спорное постановление принято при наличии всех необходимых согласований, в том числе территориальных управлений по районам города Тулы, Министерства культуры и туризма Тульской области, Управлению ГИБДД УМВД России по Тульской области, с учетом заключения прокурора города Тулы от дата, согласно которому проект соответствует актам более высокой юридической силы, относится к полномочиям местной администрации.
Ходатайство об исключении из числа доказательств в виде недопустимости предоставленного администрацией города Тулы в электронном виде проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле судом отклоняется, поскольку на момент рассмотрения настоящего административного дела, удовлетворению не подлежит по изложенным выше основаниям. Суд считает, что проект линий градостроительного регулирования в городе Туле, является в соответствии со ст. 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации допустимым доказательством.
Часть 1 статья 57 ГрК РФ предусматривает осуществление органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществлении градостроительной деятельности, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Требование к информации, правила и порядок ведения системы, закрепленные названной нормой и установленные Правительством РФ, порядок подготовки документации по планировке территории в соответствии с материалами и результатами инженерных изысканий в предусмотренных законом случаях (статья 41.2 ГрК РФ) не позволяют произвольно исключать либо ставить под сомнение законность сведений, полученных по запросу уполномоченного органа на стали составления градостроительного плана.
Судом установлено, что красные линии, определенные в составе документации по планировке территории, утвержденной оспариваемым постановлением постановления города Тулы от дата№ «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле», соответствуют генеральному плану города Тулы.
Следует отметить, что генеральный план, являясь документом территориального планирования, является обязательным для органов местного самоуправления при принятии ими решений и их дальнейшей реализации. При этом разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории.
Установление красных линий в целях реализации генерального плана муниципального образования, вопреки мнению административных истцов, имеет непосредственное правовое значение для разрешения настоящего дела, доводы об обратном на нормах права не основаны.
Административные истцы в обоснование своих требований фактически ссылаются на то, что красная линия, утвержденная оспариваемым Постановлением, проходит по земельным участкам, используемым в настоящих границах длительное время. Однако МИЗО по Тульской области инициировало процедуру по освобождению самовольно занятой ими земли. Установление красных линий лишает их возможности для решения вопроса о передачи земельных участков.
Суд полагает, что положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки и расположенных на них объектов в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 г. N, от 15 июля 2010 г. N и от 25 февраля 2016 г. N 242-О).
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Требования к содержанию и оформлению плана красных линий установлены в Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция N 18-30).
В пункте 1 Инструкции N 18-30 о порядке проектирования и установления красных линий предусматривает обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территории поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабах 1:500, 1:1000 и 1:2000 (пункт 4.1 Инструкции N 18-30).
В силу пункта 5.2 Инструкции N 18-30 разбивочный чертеж красных линий имеет текстовую часть, которая включает в том числе пояснительную записку, содержащую ссылку на разработанную градостроительную документацию, положенную в основу разбивочного чертежа, а также краткое обоснование установления (изменения, отмены) красных линий.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 42, частям 4, 5 статьи 23 ГрК РФ красные линии являются частью проекта планировки территории города, который разрабатывается на основании генерального плана.
Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 (далее - Инструкция N 150).
На плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по следующим направлениям: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения (пункт 7 статьи 3.2.1 Инструкции N 150).
Согласно пункту 4 статьи 3.2.1 Инструкции план современного использования территории (опорный план) и план красных линий (основной чертеж) являются самостоятельными графическими материалами проекта планировки, что не свидетельствует о том, что красные линии должны проектироваться исключительно с учетом существующей застройки.
Обратное толкование перечисленных норм законодательства существенным образом ограничило бы полномочия органов местного самоуправления в части развития существующих поселений, что не являлось целью законодателя, поскольку как земельное, так и гражданское законодательство предусматривают детальный механизм компенсационных выплат при ущемлении прав конкретного собственника в публичных интересах.
Таким образом, доводы представителя истцов о том, что при осуществлении территориального планирования неправомерно не учитывается существующий порядок землепользования, его длительный характер и прочее, на нормах права не основан.
По смыслу ГрК РФ проект планировки и межевания конкретной территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Следует отметить, что постановлением администрации города Тулы № от дата в постановление № от дата внесены изменения, в соответствии с которыми текст «Планируемые красные линии» замене на текст «Красные линии».
При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемые Постановления принято органом муниципального образования в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия оспариваемых нормативно правовых актов, правил введения нормативного правового акта в действие и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод представителя административного ответчика, а также представителя заинтересованного лица, изложенные ими в письменных возражениях, относительно срока исковой давности является неубедительным и необоснованным.
Согласно ч. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемые Постановления своего действия не прекратили, поэтому при обращении в суд требования о признании частично недействующим нормативного правового акта административные истцы не пропустили срок, установленный законом для его обжалования.
Руководствуясь ст. ст. 227, 175-180 КАС Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 к администрации г.Тулы об оспаривании нормативных правовых актов, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течении одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10.11.2017 года.
Председательствующий