ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1022/20 от 16.07.2020 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Дербент 16 июля 2020 года

Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего - судьи Гаджиева Д.А., при секретаре Бахышевой Л.А., с участием административного истца ФИО1, представителя административных ответчиков - администрации городского округа «город Дербент», главы администрации городского округа «город Дербент» ФИО2, начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент» ФИО3, Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент» - ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО5 к администрации городского округа «город Дербент», главе администрации городского округа «город Дербент» ФИО2, Управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент» и начальнику Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент» ФИО3 о признании незаконными решений и совершенных ими действий (бездействий) и обязать устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 и ФИО5 обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа «город Дербент», главе администрации городского округа «город Дербент» ФИО2, Управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент» и начальнику Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент» о признании незаконными решений и совершенных ими действий (бездействия) и обязать устранить допущенные нарушения.

В административном иске административные истцы, с учетом уточненных административных исковых требований, просят:

о признании бездействий главы администрации городского округа «город Дербент» ФИО2 незаконными:

- по факту нарушения установленных сроков рассмотрения обращений граждан, на основании Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

- по факту нарушения сроков принятия решения о проведении публичных слушаний, которое оформляется постановлением о Внесении изменений в правила застройки и землепользования по их заявлению от 18.05.2020г., на основании ст.33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.17 Устава муниципального образования городского округа «город Дербент», принятого решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 1 февраля 2016 года №24-1, Правилами землепользования и застройки на территории городского округа «город Дербент» разработанными и утвержденными решением Собрания депутатов от 11.09.2012 №20-7, положением о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «город Дербент», утвержденное решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 27.11 2019 №11-6;

- об обязании главы администрации городского округа "Город Дербент" принять решения о проведении публичных слушаний, которое оформляется постановлением о Внесении изменений в правила застройки и землепользования по их заявлению от 18.05.2020г., на основании ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

о признании бездействия начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент» незаконными:

- по факту не уведомления в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица, главы города Дербента о поступившем заявлении для принятия муниципального правового акта о назначении публичных слушаний, согласно п.31 положением о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «город Дербент» утвержденное Решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 27.11.2019 №11-6;

- по факту не уведомления в течение 10 дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о проведении публичных слушаний, согласно п.31 положением о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «город Дербент» утвержденное Решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 27.11.2019 №11- 6;

об обязании начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент» уведомить административных истцов о проведении публичных слушаний, согласно п.31 положением о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «город Дербент» утвержденное Решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 27.11.2019 №11-6;

о признании действия начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент» незаконными по факту:

- отсутствия полномочий у должностного лица на принятие оспариваемого решения, ответ начальника УАиГ от 18.06.2020 года №316;

- несоответствия порядка принятия оспариваемого решения, ответ начальника УАиГ от 18.06.2020 года №316 согласно ч.4 ст.33 ГРК РФ;

- отсутствия основания для принятия оспариваемого решения, ответ начальника УАиГ от 18.06.2020 года №316 извещаются комиссией о проведении публичных слушаний в письменном виде не позднее чем через пятнадцать дней со дня принятия муниципального правового акта о назначении публичных слушаний (ст.42 Положение о ПС, ст. 39 ГрК РФ);

- не соответствия содержания оспариваемого решения, ответов начальника УАиГ федеральному закону ч.6 ст. 5.1 ГрК РФ;

о признании ответа от 18.06.2020 года №316 начальника управления архитектуры и градостроительства ГО Дербента - незаконным, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ,

Мотивируя свои требования тем, что они обратились в администрацию г. Дербента с заявлением на имя главы ГО г. Дербента от 18.05.2020г., со следующими требованиями:

1. Устранить несоответствия правил землепользования и застройки схеме территориального планирования муниципального района ГО «г.Дербент», утвержденной решением собрания депутатов ГО «г.Дербент» 25.10.2013 №2-2, возникшие в результате внесения в схему территориального планирования муниципального района изменений ГО «г.Дербент», на основании ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

2. Установить подзону или изменить зону с особыми условиями использования территории земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят>, площадью 700 кв.м, и <номер изъят> площадью 600 кв.м, с зоны «Границы единой зоны охраняемого природного ландшафта, г. Дербент "Участок ЗОЛ-1"» на зону «Единая зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности в границах г. Дербент "Регламент Р-2"» на основании от. 106 Земельного кодекса Российской Федерации.

3. Внести изменения в правила застройки и землепользования (в т.ч. в карту градостроительного зонирования), а именно: изменить границы территориальной зоны земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят>, площадью 700 кв.м, и <номер изъят> площадью 600 кв.м, с зоны Р-2 (Зона охраняемого ландшафта) на зону ОД - 2 (Зона делового, общественного и коммерческого назначения).

4. Организовать и провести по данным вопросам публичные слушания в установленном законом порядке.

По данному обращению в адрес главы ГО г. Дербента поданное в приемную канцелярию администрации г.Дербента по средствам общедоступной сети Интернет на официальный электронный адрес: derbent@e-daq.ru. указанный на официальном сайте ГО «г. Дербент»: http://derbent.ru/. для обращений граждан, на день подачи данного административного иска ответ уполномоченного должностного лица в их адрес не поступил.

На основании ст.17. Устава МО ГО г. Дербента, главой городского округа могут проводиться публичные слушания, на публичные слушания должны выноситься, вопросы, установленные ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ «ГОРОД ДЕРБЕНТ», утвержденное

Решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 27.11.2019 №11-6 (далее Положение о ПС), установлено:

Организатором публичных слушаний по вопросам, установленные на основании ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации. (ст.32 Положение о ПС).

В течение трех рабочих дней со дня поступления в комиссию заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства комиссия уведомляет главу города Дербента о поступившем заявлении для принятия муниципального правового акта о назначении публичных слушаний (ст.31 Положение о ПС).

Комиссия в течение 10 дней со дня поступления заявления заинтересованного лица направляет сообщения о проведении публичных слушаний лицам, в отношении которых подготовлены данные проекты (ст.33 Положение о ПС).

Правилами землепользования и застройки на территории городского округа «город Дербент» разработаны и утверждены решением Собрания депутатов от 11.09.2012 №20-7 (далее ПЗЗ) установлено:

Комиссия по землепользованию и застройке муниципального образования городского округа «город Дербент» (далее - Комиссия) является постоянно действующим консультативным органом и формируется главой администрации городского округа «город Дербент» для обеспечения реализации настоящих Правил.

Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, Положением о Комиссии, иными муниципальными правовыми актами.

Деятельность Комиссии обеспечивается органом администрации городского округа «город Дербент», уполномоченным в области градостроительной деятельности (п. 1 ст.6 ПЗЗ).

На основании ст.36. Устава МО ГО г.Дербента, администрация городского округа может создавать свои органы, функции, полномочия, организация и порядок деятельности которых определяются Положениями об органах местной администрации, утверждаемыми Собранием депутатов.

Так, на основании Утвержденным Решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 25.09.2019 г. № 9-5, ПОЛОЖЕНИЕМ об Управлении архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент» (далее Положение о УАИГ) зарегистрированным, как юридическая организация 21.11.2019 года, в функции данного Управления входят:

организация проведения публичных слушаний и иных мероприятий с участием населения города Дербента по вопросам архитектуры и градостроительства.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N59-ФЗ:

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные обращения, в органы местного самоуправления и их должностным лицам, на которые возложено осуществление публично значимых функций (ч.1 ст.2 ФЗ-59).

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч.1 ст.9 ФЗ-59).

На основании подпункта 29. пункта 1. ст.32. Устава МО ГО г.Дербента в полномочия главы городского округа входит рассмотрение заявлений и жалоб граждан, принимает по ним решения.

По данному обращению в адрес главы ГО г.Дербента поданное в приемную канцелярию администрации г.Дербента по средствам общедоступной сети Интернет на официальный электронный адрес: derbent@e-dag.ru, указанный на официальном сайте ГО «г.Дербент»: http://derbent.ru/. для обращений граждан. 29.06.2020 года в запечатанном конверте было направлено в их адрес решение от 18.06.2020 года №316 начальника управления архитектуры и градостроительства, в котором указано что их обращение, направление в администрацию ГО «город Дербент», рассмотрено Управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент», и что в соответствии с частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта Правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Земельные участки с кадастровыми номерами <номер изъят> и <номер изъят> расположены, согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от 27.05.2016 года № 148, в зоне охраняемого природного ландшафта - Зона ЗОЛ-1 и их обращение связано с внесением корректировок в зону с особыми условиями использования территории, внесенными в единый государственный реестр недвижимости на основании указанного выше Постановления Правительства Республики Дагестан. Для внесения изменения в зону с особыми условиями использования им необходимо обратиться в Агентство по охране культурного наследия Республики Дагестан, как уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющим полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Полагают, принятое решение (ответ) от 18.06.2020 года №316 начальника управления архитектуры и градостроительства не соответствует следующим критериям:

1) Данными действиями нарушены их права, свободы и законные, установленные ч.3 ст.36 Конституции Российской Федерации, а именно принятым решением, ответ начальника УАиГ. созданы препятствия в распоряжении и пользовании собственных земельных участков в соответствии с федеральными законами, также нарушено право направлять индивидуальные обращения в органы местного самоуправления в соответствии с ст. 33 Конституции Российской Федерации;

2) Отсутствуют полномочия у должностного лица на принятие оспариваемого решения, ответ начальника УАиГ. Письменное обращение,в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч.1 ст.12ФЗ-59). На основании подпункта 29. пункта 1. ст.32. Устава МО ГО г. Дербента в полномочия главы городского округа входит рассмотрение заявлений и жалоб граждан, принимает по ним решения.

3) Не соответствует порядок принятия оспариваемого решения, ответов начальника УаиГ, согласно ч.4 ст.33 ГРК РФ Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации:

4) Отсутствовало основание для принятия оспариваемого решения, ответов начальника УАиГ, извещаются комиссией о проведении публичных слушаний в письменном виде не позднее чем через пятнадцать дней со дня принятия муниципального правового акта о назначении публичных слушаний (ст.42 Положение о ПC, ст.39 ГрК РФ):

5) Не соответствует содержание оспариваемого решения, ответов начальника УАиГ федеральному закону ч.6 ст. 5.1 ГрК РФ

Полагают, что данными действиями нарушены права, свободы и законные интересы гражданина, а именно бездействия должностных лиц ГО Дербента, создаёт препятствия в распоряжении и пользовании собственных земельных участков в соответствии с федеральными законами, а также нарушает право направлять индивидуальные обращения в органы местного самоуправления.

В судебном заседании административный истец ФИО1, административные исковые требования поддержал, просит удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель административных ответчиков ФИО4 административные исковые требования не признал и пояснил, что с заявленными требованиями не согласен, считает их необоснованными и незаконными.

В своем заявлении от 20.05.2020г. истцы указывают, что земельные участки с кадастровым номером <номер изъят> пл. 700 кв.м., и кадастровым номером <номер изъят> пл. 600 в.м. используются под «туристическое обслуживание» код. 5.2.1, согласно классификатору видов разрешенного использования, на основании постановления от 26.02.2020 г. № 65.

Считает, что указанные административным истцом сведения, не соответствуют действительности в части того, что земельные участки с кадастровым номером <номер изъят> пл. 700 кв.м., и кадастровым номером <номер изъят> пл. 600 кв.м., используются под «туристическое обслуживание», по следующим основаниям.

Так, согласно полученным данным с публичной кадастровой карты, вышеуказанные земельные участки имеют иное назначение, нежели указал административный истец. На момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления, назначения земельных участков следующие - Категория земель: Земли поселений (земли населенных пунктов) для ведения садоводства.

Действительно, постановлением № 65 от 26.02.2020г. ФИО5 было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков, однако данное постановление является лишь основанием для внесения изменений в записи ЕГРН в отношении вышеуказанных земельных участков. Данным правом, административный истец по сей день не воспользовался.

Так, заключение, утвержденное Комиссией по землепользованию и застройке МО ГО «город Дербент», в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением от 18.05.2020г. изменения в ПЗЗ или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, на основании Федерального Закона ч.4 ст. 33 ГрК РФ, отсутствует.

Решение по заявлению ФИО1 и ФИО5 приняло Управление архитектуры и градостроительства, поскольку подготовку документов и дальнейшее направление их в комиссию по землепользованию и застройке осуществляется ими.

Заявление ФИО1 и ФИО5 о внесении изменений в ПЗЗ, было зарегистрировано администрацией ГО «город Дербент» не 18.05.2020г., а 20.05.2020 г., о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции (вх. № 54-Ю75-ОГ/20 от 20.05.2020г.)

Далее вышеуказанное заявление было переадресовано в Управление архитектуры и градостроительства ГО «город Дербент».

За №316 от 18.06.2020г. Управлением архитектуры и градостроительства ГО «город Дербент» был дан ответ, в котором указано, что вопрос по разрешению требований, указанных в заявлении, не находятся в ведении Управления, одновременно заявителям было разъяснено, что данный вопрос находится в ведении Агентства по охране культурного наследия, поскольку земельные участки истцов расположены в зоне охраняемого природного ландшафта - Зона ЗОЛ-1.

Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с п.1 ст. 36 ФЗ-131 от 06.10.2003 г. глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решениям вопросов местного значения.

Административные истцы обращались к главе ГО «город Дербент» с заявлениями. Данные заявления в соответствующем порядке регистрации заявлений были зарегистрированы в администрации.

Согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» данные заявления главой администрации правомерно были направлены для рассмотрения в то или иное структурное подразделение.

05 февраля 2020 года, в соответствие с постановлением Главы администрации городского округа «город Дербент» от 22 января 2020 года №06, были проведены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков.

Постановлением от 26 февраля 2020г. №65, ФИО5 было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят> площадью 700 кв.м, и <номер изъят> площадью 600 кв.м, с «для ведения садоводства» на «туристическое обслуживание».

То есть заявление ФИО5 было удовлетворено в полном объеме, а потому считает, что предмет и основание иска, исчерпаны, просит отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Проверив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, 18 мая 2020 года, административные истцы направили в адрес главы городского округа «город Дербент» ФИО2 и в комиссию по землепользованию и застройке администрации городского округа «город Дербент» заявление о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

В данном заявлении административные истцы указывают, что у них на праве совместной собственности имеются земельные участки, находящиеся по адресу: г.Дербент, садоводческое товарищество «Горка» с кадастровыми номерами: <номер изъят>, площадью 700 кв.м. и <номер изъят> площадью 600 кв.м используемые под «туристическое обслуживание» код 5.2.1, согласно классификатору видов разрешенного использования, на основании постановления от 26.02.2020г. за №65. Проект схемы территориального планирования городского округа «город Дербент», утвержденный решением собрания депутатов городского округа «город Дербент» 25.20.2013 года №2-2, согласован с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, так как на территории муниципального образования находятся объекты культурного наследования федерального значения. В целях эффективного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства, не причинения вреда их правообладателям, для увеличения стоимости земельных участков и объектов капитального строительства, для реализации прав законных интересов граждан и их объединений, для развития дальнейшей предполагаемой предпринимательской деятельности просят: устранить несоответствия правил землепользования и застройки схеме территориального планирования муниципального района городского округа «город Дербент», утвержденной решением собрания депутатов городского округа «город Дербент» 25.10.2013 №2-2, возникшие в результате внесения в схему территориального планирования муниципального района изменений городского округа «город Дербент», на основании ст. 33 Градостроительного кодекса РФ; Установить подзону или изменить зону с особыми условиями использования территории земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят>, площадью 700 кв.м. и <номер изъят> площадью 600 кв.м. с зоны «границы единой зоны охраняемого природного ландшафта г.Дербент «Участок ЗОЛ-1» на зону «Единая зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности в границах г. Дербент «Регламент Р-2» на основании ст.106 Земельного кодекса РФ; Внести изменения в правила застройки и землепользования, в том числе в карту градостроительного зонирования, а именно: изменить границы территориальной зоны земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят>, площадью 700 кв.м. и <номер изъят> площадью 600 кв.м с зоны Р-2 (зона охраняемого ландшафта) на зону ОД-2 (зона делового, общественного и коммерческого назначения); Организовать и провести по данным вопросам публичные слушания в установленном порядке.

По результатам рассмотрения указанного заявления в адрес административных истцов направлено письмо Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент» за №316 от 18.06.2020г., в котором указывается, что «на №54-1075-ог/20 от 20.05.2020г., их обращение, направленное в администрацию ГО «город Дербент» рассмотрено Управлением архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент». Сообщают, что в соответствии с частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц; земельные участки с кадастровыми номерами <номер изъят> и <номер изъят> расположены согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от 27.05.2016г. №148 в зоне охраняемого природного ландшафта - Зона ЗОЛ-1 и их обращение связано с внесением корректировок в зону с особыми условиями использования территории, внесёнными в единый государственный реестр недвижимости на основании указанного выше Постановления Правительства РД. Для внесения изменения в зону с особыми условиями использования им необходимо обратиться в Агентство по охране культурного наследия Республики Дагестан, как уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющим полномочия в области сохранения использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. В связи с чем, после внесения изменений в зону с особыми условиями использования уполномоченным на то органом, администрация ГО «город Дербент» готова рассмотреть вопрос внесения изменения в правила землепользования и застройки на территории ГО «город Дербент»».

При этом, по мнению административных истцов, данное решение - ответ Управления архитектуры и градостроительства администрации, не отвечает требованиям градостроительного законодательства и Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также нарушает их права, установленные Конституцией РФ, в том числе и по распоряжению и пользованию принадлежащим им имуществом.

Оценивая данные доводы административных истцов с представленными в дело доказательствами, суд считает необходимым отметить следующее.

Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с ч.1 ст.32 ГрК РФ, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением предусмотренных данным Кодексом случаев.

Из части 1 статьи 30 ГрК РФ следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;

о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки (ч.3 ст.30 ГрК РФ).

Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения регламентирован статьями 31 и 32 ГрК РФ, порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки - статьей 33 названного Кодекса.

Согласно ч.2 ст.33 ГрК РФ, основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются в числе прочего поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (п. 2).

Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: 1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения; 2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения; 3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения; 4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях; 5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (часть 3 статьи 33 названного Кодекса).

Согласно статье 99 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) к землям историко-культурного назначения относятся земли: объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; военных и гражданских захоронений.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (п.4 ст.99 ЗК РФ).

В соответствии со статьёй 34 Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (п.1).

Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (п.2).

Как следует из материалов дела, решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 11.09.2012г. №20-7 утверждены «Правила землепользования и застройки на территории городского округа «город Дербент»» согласно которым принадлежащие административным истцам на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами <номер изъят>, площадью 700кв.м. и <номер изъят> площадью 600 кв.м, с видом разрешенного использования «под садоводство», отнесены к зоне ЗОЛ-1 (Р-2) (зона охраняемого ландшафта), которую они просят изменить на зону ОД-2 (зона делового, общественного и коммерческого назначения).

Постановлением Правительства РД от 27.05.2016г. №148 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента" утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента согласно приложениям N1 и N2, а также режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента согласно приложению N3 (п.1 и 2).

Согласно данному постановлению в городе Дербенте устанавливаются два участка единой зоны охраняемого природного ландшафта с различными режимами использования: горный участок (ЗОЛ-1) и приморский участок (ЗОЛ-2) с указанием в постановлении координат характерных точек границ охранной зоны в местной системе координат.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РД от 18.11.2016 N342 "Вопросы Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан" (вместе с "Положением об Агентстве по охране культурного наследия Республики Дагестан") органом исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющим полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся на территории Республики Дагестан, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в указанной области является Агентство по охране культурного наследия Республики Дагестан.

Согласно п.п. 18 п. 19 "Положения об Агентстве по охране культурного наследия Республики Дагестан" Агентство, в числе прочего, вносит в Правительство Республики Дагестан представление об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, режима использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон на основании проекта зон охраны объектов культурного наследия и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы.

Следовательно, по смыслу приведенных выше положений законодательства, органом, уполномоченным на принятие решения об изменении зон охраны объектов культурного наследия, в частности изменения зоны ЗОЛ-1 г. Дербента к которой отнесены земельные участки административных истцов, на иную зону является Агентство по охране культурного наследия Республики Дагестан, о чем административным истцам и было разъяснено в письме Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент» от 18.06.2020 года за №316.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством административные истцы вправе самостоятельно внести в уполномоченный орган предложение по изменению зон охраны объекта культурного наследия.

В части доводов административных истцов о признании бездействия главы администрации незаконным по факту нарушения установленных сроков рассмотрения обращений граждан на основании Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» суд отмечает следующее.

Так, по обращению административных истцов от 18 мая 2020 года, с указанием одного адреса места жительства, поступившему в администрацию г.Дербента, как пояснил в судебном заседании представитель главы администрации ГО «город Дербент» ФИО4, глава администрации в соответствии со своими полномочиями принял решение переадресовать заявление И-вых Управлению архитектуры ГО «город Дербент», что подтверждается ответом начальника УАиГ администрации ГО «город Дербент».

В данном ответе указано «на №54-1075-ог/20 от 20.05.2020г., их обращение, направленное в администрацию ГО «город Дербент» рассмотрено Управлением архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент»».

Решение главы администрации городского округа «город Дербент» о направлении заявления И-вых от 18 мая 2020 года для рассмотрения и разрешения в специальное структурное подразделение администрации или его руководителю является одним из видов решений, принимаемых по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения.

Направление заявления административных истцов в Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент», в компетенцию которого входит решение поставленных в них вопросов, соответствует требованиям закона и само по себе прав административных истцов не нарушает.

Суд также не может согласиться с позицией административных истцов, что начальник УАиГ администрации не мог подготовить и направить в адрес административных истцов ответ на их обращение, поданное ими непосредственно на имя главы администрации.

Так, из инструкции по работе с обращениями граждан и организаций в администрации городского округа «город Дербент» следует, что решение о рассмотрении письменного обращения принимается главой администрации городского округа «город Дербент», его заместителями, начальником отдела делопроизводства и работы с обращениями граждан администрации, руководителями и должностными лицами органов администрации (п. 3.1.).

Обращения, адресованные главе администрации, в день регистрации направляются отделом по работе с обращениями граждан администрации, на рассмотрение должному лицу - ответственному исполнителю по компетенции, исходя из содержаний обращений (п. 3.6.).

Из содержания обращения административных истцов направленного в адрес главы администрации и комиссии следует, что поставленные в нем вопросы, связанны с градостроительным законодательством в связи, с чем обращение и было направлено главой администрации на рассмотрение в Управление архитектуры и градостроительства.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенного публичными полномочиями, должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела судом не установлена, то в удовлетворении административных исковых требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 и ФИО5

- о признании бездействий главы администрации администрации городского округа «город Дербент» ФИО2 незаконными:

- по факту нарушения установленных сроков рассмотрения обращений граждан на основании Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

- по факту нарушения сроков принятия решения о проведении публичных слушаний, которое оформляется постановлением о Внесении изменений в правила застройки и землепользования по их заявлению от 18.05.2020г., на основании ст.33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.17Устава муниципального образования городского округа «город Дербент», принятого решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 1 февраля 2016 года №24-1, Правилами землепользования и застройки на территории городского округа «город Дербент» разработанными и утвержденными решением Собрания депутатов от 11.09.2012 №20-7, положением о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «город Дербент» утвержденноерешением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 27.11 2019 №11-6;

- об обязании главыадминистрации городского округа "Город Дербент" принять решения о проведении публичных слушаний, которое оформляется постановлением о Внесении изменений в правила застройки и землепользования по их заявлению от 18.05.2020г., на основании ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

о признании бездействия начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент» незаконными:

- по факту не уведомления в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица, главы города Дербента о поступившем заявлении для принятия муниципального правового акта о назначении публичных слушаний, согласно п.31 положением о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «город Дербент» утвержденное Решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 27.11.2019 №11-6;

- по факту не уведомления в течение 10 дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о проведении публичных слушаний, согласно п.31 положением о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «город Дербент»утвержденное Решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 27.11.2019 №11- 6;

об обязании начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент» уведомить административных истцов о проведении публичных слушаний, согласно п.31 положением о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «город Дербент» утвержденное Решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 27.11.2019 №11-6;

о признании действий начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент» незаконными по факту:

- отсутствия полномочии у должностного лица на принятие оспариваемого решения, ответ начальника УАиГ от 18.06.2020 года №316. Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч.1 ст. 12 ФЗ-59);

- не соответствия порядка принятия оспариваемого решения, ответ начальника УАиГ от 18.06.2020 года №316 согласно ч.4 ст.33 ГРК РФ. Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации;

- отсутствия основания для принятия оспариваемого решения, ответ начальника УАиГ от 18.06.2020 года №316 извещаются комиссией о проведении публичных слушаний в письменном виде не позднее чем через пятнадцать дней со дня принятия муниципального правового акта о назначении публичных слушаний (ст.42 Положение о ПС, ст. 39 ГрК РФ);

- не соответствия содержания оспариваемого решения, ответов начальника УАиГ федеральному закону ч.6 ст. 5.1 ГрК РФ;

о признании ответа от 18.06.2020 года №316 начальника управления архитектуры и градостроительства ГО Дербента - незаконным, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Дагестан через Дербентский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2020 года.

Решение принято в окончательной форме 24 июля 2020 года.

Судья Гаджиев Д.А.