ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1022/2021 от 01.12.2021 Дюртюлинского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-1022/2021

03RS0040-01-2021-001689-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Дюртюли 01 декабря 2021 года

Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нуртдиновой А.Ф.,

при секретаре Вахитовой Г.Г.,

с участием представителя административного истца ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Республике Башкортостан Уральского главного управления к сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу "КРЕДИТ-ЦЕНТР", ФИО2 о ликвидации СКПК "КРЕДИТ-ЦЕНТР,

установил:

Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Республике Башкортостан Уральского главного управления обратился в суд с административным иском к сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу "КРЕДИТ-ЦЕНТР", ФИО2 о ликвидации СКПК "КРЕДИТ-ЦЕНТР" в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, с возложением обязанности по ликвидации кооператива на ФИО2

В обоснование административного иска указано, что СКПК "КРЕДИТ-ЦЕНТР" в нарушение части 1 статьи 40.3 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" не состоит ни в одной саморегулируемой организации кредитных кооперативов, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц, что противоречит действующему в сфере сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации законодательству, является самостоятельным, достаточным основанием для инициирования процедуры ликвидации.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что уведомление о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кооператива несостоятельным датировано ДД.ММ.ГГГГ, по истечении 15 дней заявление не было подано.

Представитель административного ответчика СКПК "КРЕДИТ-ЦЕНТР", административный ответчик ФИО2, представитель заинтересованного лица МРИ ФНС № 39 по Республике Башкортостан в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В силу ст. 150 КАС Российской Федерации, принимая во внимание отсутствие данных, которые бы свидетельствовали об уважительности причин, препятствующих участию в рассмотрении дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.

Согласно положениям пункта 9.1 статьи 4, статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.

В силу положений пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон о сельскохозяйственной кооперации) потребительские кооперативы отнесены к некоммерческим организациям.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ состоялось общее собрание СКПК "КРЕДИТ-ЦЕНТР", в ходе которого приняты решения о создании указанного сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива, утвержден его устав, избраны правление, председатель правления,, что подтверждается протоколом собрания (л.д. 108-109).

ДД.ММ.ГГГГ СКПК "КРЕДИТ-ЦЕНТР" зарегистрирован в качестве юридического лица, в качестве основного вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности выбран код <данные изъяты> (л.д. 85-93).

Согласно протоколу общего собрания участников от ДД.ММ.ГГГГ, учредительному договору (л.д. 116-122) и уставу СКПК "КРЕДИТ-ЦЕНТР", утвержденными указанным протоколом (л.д. 123-156), учредителем и председателем правления кооператива является, в том числе ФИО2

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является единственным учредителем кооператива и председателем правления юридического лица.

В ходе осуществления надзора за кредитными финансовыми организациями Центральным банком Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Республике Башкортостан Уральского главного управления установлено, что в нарушение части 1 статьи 40.3 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" СКПК "КРЕДИТ-ЦЕНТР" не состоит ни в одной саморегулируемой организации кредитных кооперативов.

Согласно положениям части 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 292-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требования частей 1 и 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" в отношении сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов применяются с 1 января 2020 года.

Частью 3 статьи 40.3 Закона о сельскохозяйственной кооперации предусмотрено, что саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая кредитные кооперативы, осуществляет контроль за соблюдением кредитными кооперативами, являющимися членами этой саморегулируемой организации, требований настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида. Финансовая организация может являться членом только одной саморегулируемой организации определенного вида, за исключением случаев ассоциированного членства в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 11 части 1 статьи 40.2 Закона о сельскохозяйственной кооперации, статьей 6 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива в случае нарушения им требований об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

При этом в силу пункта 5 статьи 61 этого же кодекса решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (подпункты 2 и 5 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Факт нарушения СКПК "КРЕДИТ-ЦЕНТР" требований пункта 3 части 1 статьи 40.3 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" СКПК "КРЕДИТ-ЦЕНТР" (кооператив не состоит ни в одной саморегулируемой организации кредитных кооперативов) является самостоятельным основанием для инициирования процедуры ликвидации юридического лица.

Учитывая, что СКПК "КРЕДИТ-ЦЕНТР" не отвечает требованиям части 1 статьи 40.3 Закона о сельскохозяйственной кооперации о необходимом членстве в саморегулируемой организации кредитных потребительских сельскохозяйственных кооперативов, принимая во внимание, что обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных суду участников (учредителей) юридического лица суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о ликвидации кооператива с возложением обязанности по ее осуществлению на учредителя и председателя правления кооператива ФИО2 Представленное в ходе подготовки дела к судебному разбирательству уведомление СКПК "КРЕДИТ-ЦЕНТР" о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве не имеет правового значения, на день вынесения судом решения соответствующее заявление административным ответчиком в арбитражный суд не подано.

По смыслу ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитывая характер и организацию проведения необходимых работ, баланса интересов сторон, суд устанавливает срок на осуществление всех необходимых действий, связанных с ликвидацией - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании положений ч. 1 ст. 114 КАС РФ, пп. 19 п. 1 ст. 333.36, пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ суд приходит к выводу о необходимости взыскания с СКПК "КРЕДИТ-ЦЕНТР" в доход федерального бюджета государственную пошлину, от уплаты которой административный истец освобожден, в размере 6000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Республике Башкортостан Уральского главного управления удовлетворить.

Ликвидировать сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив "КРЕДИТ-ЦЕНТР", установив ему шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу на осуществление всех необходимых действий, связанных с ликвидацией.

Обязанность по ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «КРЕДИТ-ЦЕНТР» возложить на ФИО2.

Взыскать с сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива "КРЕДИТ-ЦЕНТР" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан.

<данные изъяты>

Решение в окончательной форме изготовлено 06.12.2021 года.

<данные изъяты>. Судья А.Ф. Нуртдинова