ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1023/17 от 08.11.2017 Шкотовского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а – 1023/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Большой Камень 08 ноября 2017 г.

Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Аркадьевой Е.П.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика администрации городского округа Большой Камень ФИО2,

при секретаре Андрияновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании бездействия администрации городского округа Большой Камень,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском, указав, что она работает в должности учителя начальных классов МБОУ СОШ ГО Большой Камень Приморского края. В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Порядка предоставления жилых помещений служебного жилищного фонда городского округа Большой Камень, утвержденного решением Думы ГО ЗАТО Большой Камень № 100 от 20 декабря 2007 г., она относится к категории граждан, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения. 09 февраля 2017 г. она обратилась в администрацию городского округа Большой Камень с заявлением о предоставлении служебного жилого помещения. МБОУ СОШ также направило в администрацию городского округа Большой Камень ходатайство о предоставлении ей служебного жилья. В нарушение статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также Административного регламента по предоставлению администрацией городского округа Большой Камень муниципальной услуги «Предоставление специализированного жилого помещения», утвержденного постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 24 июля 2014 г. № 786, решение о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда либо мотивированный отказ администрацией городского округа Большой Камень не приняты, не смотря на то, что с момента обращения с заявлением прошло более 30-ти календарных дней. Кроме того, специалистом, ответственным за прием документов, не была оформлена расписка о приеме её заявления и прилагаемых документов, и, соответственно, первый экземпляр расписки ей не передавался.

Просит признать незаконным бездействие должностных лиц администрации городского округа Большой Камень Приморского края, выразившееся в непринятии в установленный срок решения о предоставлении либо отказе в предоставлении ей жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, а также выразившееся в не оформлении и не передаче ей первого экземпляра расписки о приеме документов о предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать должностных лиц администрации городского округа Большой Камень Приморского края в течение 10 календарных дней со дня принятия судом решения принять решение о предоставлении либо отказе в предоставлении ей жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; взыскать с администрации городского округа Большой Камень Приморского края судебные расходы в сумме 2 800, 00 руб.

В судебном заседании административный истец ФИО1 на удовлетворении иска настаивала по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика администрации городского округа Большой Камень ФИО2 против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Так, ФИО1 пропущен срок обращения в суд с административным иском, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, равный трем месяцам со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. О нарушении своих прав истцу стало известно 11 марта 2017 г., то есть на следующий день после истечения срока предоставления муниципальной услуги, срок обращения в суд истек 11 июня 2016 г., дата поступления административного иска в суд 04 октября 2017 г. Кроме того, по существу обращения ответ дан истцу администрацией письмом от 14 апреля 2017 г.

Возражая против пропуска срока обращения в суд, ФИО1 в письменных пояснениях указала, что бездействие администрации городского округа Большой Камень носит длящийся характер, нарушение её прав имеет место и на момент рассмотрения настоящего дела в суде, соответственно срок для оспаривания указанных действий ею не пропущен. Более того, 19 мая 2017 г. она обращалась в Большекаменскую межрайонную прокуратуру с жалобой по вопросу не предоставления ей жилого помещения. Из ответа прокурора ей стало известно, что в адрес главы администрации городского округа Большой Камень внесено представление об устранении нарушений закона, в связи с чем она была убеждена, что прокурором будут восстановлены её нарушенные жилищные права. Однако 27 июня 2017 г. администрация городского округа Большой Камень отказала в удовлетворении представления прокурора. 28 августа 2017 г. она вновь обратилась в <данные изъяты> прокуратуру с заявлением о защите её жилищных прав, после чего ей было разъяснено право на самостоятельное обращение в суд. О том, что нужно подавать заявление в суд самостоятельно, она узнала в конце сентября 2017 г., в течение недели она обратилась с иском в суд, в связи с чем сроки обращения в суд ею не нарушены.

Возражая против приведенных истцом доводов о сроке обращения в суд с административным иском, представитель администрации в письменных пояснениях указал, что о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд, в силу п. 6 ст. 219 КАС РФ, свидетельствует несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом. Органы прокуратуры РФ и должностные лица этих органов не являются вышестоящими по отношению к органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Наличие уважительных причин пропуска срока обращения в суд в данном случае не усматривается.

В дополнение к изложенному в письменных возражениях представитель административного ответчика администрации городского округа Большой Камень ФИО2 в судебном заседании пояснила, что Административный регламент по предоставлению администрацией городского округа Большой Камень муниципальной услуги «Предоставление специализированного жилого помещения» подлежит применению только в случае наличия свободного специализированного жилого помещения, однако в данном случае свободное жилое помещение отсутствовало.

Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ФИО1 работает в должности учителя начальных классов МБОУ СОШ ГО Большой Камень Приморского края.

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Порядка предоставления жилых помещений служебного жилищного фонда городского округа Большой Камень, утвержденного решением Думы ГО ЗАТО Большой Камень № 100 от 20 декабря 2007 г., ФИО1 относится к категории граждан, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения.

08 февраля 2017 г. директор МБОУ СОШ ГО Большой Камень и председатель совета трудового коллектива указанного учреждения обратились в адрес администрации городского округа Большой Камень с ходатайством о предоставлении ФИО1 служебного жилья.

09 февраля 2017 г. ФИО1 также обратилась в администрацию городского округа Большой Камень с заявлением о предоставлении ей служебного жилого помещения.

09 марта 2017 г. администрацией городского округа Большой Камень был дан ответ в адрес и.о. директора МБОУ СОШ ГО Большой Камень, в котором администрация сообщила, что в настоящее время проводится проверка сведений, подтверждающих нуждаемость ФИО1 в предоставлении служебного жилого помещения, при подтверждении сведений об отсутствии у ФИО1 и членов её семьи жилых помещений, принадлежащих на праве собственности на территории городского округа Большой Камень, она будет включена в список специалистов, нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений в городском округе Большой Камень.

04 апреля 2017 г. ФИО1 обратилась на личный прием к заместителю главы администрации городского округа Большой Камень с вопросом о предоставлении служебного жилого помещения.

14 апреля 2017 г. ФИО1 заместителем главы администрации городского округа Большой Камень был дан письменный ответ, в котором сообщено о невозможности предоставления служебного жилого помещения из-за отсутствия свободных муниципальных служебных жилых помещений, пригодных для проживания, а также о включении ФИО1 в список специалистов, нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений в городском округе Большой Камень. Также указанным ответом ФИО1 было разъяснено, что по мере освобождения муниципальных жилых помещений, пригодных для проживания, ей будет предоставлено служебное жилое помещение на время работы в образовательном учреждении городского округа Большой Камень.

18 мая 2017 г. ФИО1 обратилась в адрес <данные изъяты> прокурора с жалобой на бездействие администрации городского округа Большой Камень по предоставлению ей служебного жилого помещения.

05 июня 2017 г. помощником <данные изъяты> прокурора дан ответ ФИО1, в котором было разъяснено, что в нарушение ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также п.п. 2.3., 2.4., 2.9., 3.1., 3.5. Административного регламента по предоставлению администрацией городского округа Большой Камень муниципальной услуги «Предоставление специализированного жилого помещения», утвержденного постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 24 июля 2014 г. № 786, расписка о приеме документов не оформлена, первый экземпляр расписки ФИО1 не передан, решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не принято. В целях устранения выявленных нарушений, 05 июня 2017 г. и.о. главы администрации городского округа Большой Камень внесено представление об устранении нарушений закона.

Администрацией городского округа Большой Камень в удовлетворении представления <данные изъяты> прокурора было отказано, что изложено в ответе в адрес прокурора от 27 июня 2017 г.

25 августа 2017 г. ФИО1 обратилась в адрес <данные изъяты> прокурора с заявлением по вопросу защиты прокурором её прав в судебном порядке в связи с отказом администрации городского округа Большой Камень в предоставлении жилого помещения служебного жилищного фонда, на что 08 сентября 2017 г. прокурором был дан ответ ФИО1 о том, что она вправе самостоятельно обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

В ответе администрации городского округа Большой Камень от 14 апреля 2017 г. ФИО1 было сообщено о невозможности предоставления ей служебного жилого помещения, при этом указанный ответ содержит ссылку, в том числе, на Административный регламент по предоставлению администрацией городского округа Большой Камень муниципальной услуги «Предоставление специализированного жилого помещения», утвержденного постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 24 июля 2014 г. № 786.

О невозможности предоставления служебного жилого помещения ФИО1 узнала не позднее 18 мая 2017 г., поскольку уже 18 мая 2017 г. ФИО1 обратилась с жалобой в <данные изъяты> прокуратуру на бездействие администрации по данному вопросу.

Поскольку о нарушении своих прав, свобод и законных интересов ФИО1 узнала не позднее 18 мая 2017 г., а с административным иском об оспаривании бездействия администрации городского округа Большой Камень обратилась в суд 04 октября 2017 г., срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, и равный трем месяцам, ФИО1 пропущен.

Также суд учитывает, что о несоблюдении администрацией городского округа Большой Камень п.п. 2.3., 2.4., 2.9., 3.1., 3.5. Административного регламента по предоставлению администрацией городского округа Большой Камень муниципальной услуги «Предоставление специализированного жилого помещения», утвержденного постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 24 июля 2014 г. № 786, выразившегося в не оформлении расписки о приеме документов, не передаче ФИО1 первого экземпляра расписки, не принятии решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, ФИО1 было разъяснено в ответе помощника <данные изъяты> прокурора от 05 июня 2017 г., который ФИО1 получила 20 июня 2017 г., что следует из сведений с сайта ФГУП «Почта России» об отслеживании почтового отправления и ответа и.о. <данные изъяты> прокурора от 07 ноября 2017 г. на запрос суда.

Трехмесячный срок обращения в суд с административным иском после получения 20 июня 2017 г. ответа помощника <данные изъяты> прокурора, в котором содержались конкретные разъяснения несоблюдения администрацией Административного регламента по предоставлению администрацией городского округа Большой Камень муниципальной услуги «Предоставление специализированного жилого помещения», на которые ссылается ФИО1 в своем иске, также к моменту подачи иска 04 октября 2017 г. истек.

В силу ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Вместе с тем, уважительных причин пропуска срока подачи искового заявления в суд ФИО1 не приведено.

Обращение с жалобами в <данные изъяты> прокуратуру не является уважительной причиной пропуска срока. Иных причин пропуска срока обращения в суд ФИО1 суду не приведено.

Как следует из ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Кроме того, суд не находит оснований для признания бездействия администрации городского округа Большой Камень незаконным также и по следующим основаниям.

Согласно п. 2.3. Административного регламента по предоставлению администрацией городского округа Большой Камень муниципальной услуги «Предоставление специализированного жилого помещения», утвержденного постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 24 июля 2014 г. № 786 (далее Административный регламент), результатом предоставления муниципальной услуги является:

решение (в форме постановления) о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда и выдача одного экземпляра договора найма специализированного жилого помещения заявителю (п. 2.3.1.);

мотивированный отказ (в форме уведомления) с указанием причины отказа в предоставлении муниципальной услуги (п. 2.3.2.).

Пунктом 2.9. Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, которыми являются: не предоставление всех необходимых документов; предоставление документов, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения.

Как следует из ответа администрации городского округа Большой Камень в адрес ФИО1 от 14 апреля 2017 г., ФИО1 включена в список специалистов, нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений в городском округе Большой Камень.

Таким образом, администрацией городского округа Большой Камень признано право ФИО1 на предоставление служебных жилых помещений в городском округе Большой Камень, оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных п. 2.9. Административного регламента, не установлено.

В то же время, решение (в форме постановления) о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, как предусмотрено п. 2.3.1. Административного регламента, не могло быть принято администрацией городского округа Большой Камень ввиду отсутствия свободных муниципальных служебных жилых помещений, пригодных для проживания.

В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно ч. 2 ст. 104 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: 1) органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации; 3) органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде.

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Порядка предоставления жилых помещений служебного жилищного фонда городского округа Большой Камень, утвержденного решением Думы ГО ЗАТО Большой Камень № 100 от 20 декабря 2007 г. (далее Порядок), служебные жилые помещения предоставляются гражданам, работающим учителями муниципальных школ городского округа Большой Камень.

Из системного толкования вышеуказанных положений Жилищного кодекса РФ и Порядка следует, что предоставление служебных жилых помещений является правом, а не обязанностью собственника таких помещений, и реализуется при наличии у него такой возможности.

В этой связи, решение (в форме постановления) о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда (п. 2.3.1. Административного регламента) могло быть принято администрацией городского округа Большой Камень только в случае наличия свободного муниципального служебного жилого помещения, пригодного для проживания.

Более того, как следует из Приложения № 2 к Административному регламенту, заявитель должен указать в заявлении конкретный адрес специализированного жилого помещения, которое он просит ему предоставить.

Данный факт также свидетельствует о том, что муниципальная услуга «Предоставление специализированного жилого помещения» может быть предоставлена в рамках Административного регламента только при наличии свободного муниципального служебного жилого помещения, пригодного для проживания.

Таким образом, по результатам рассмотрения заявления ФИО1 решение (в форме постановления) о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда не могло быть принято ввиду отсутствия свободного служебного жилого помещения, а мотивированный отказ (в форме уведомления) не мог быть принят ввиду отсутствия оснований для отказа, перечень которых в п. 2.9. Административного регламента является исчерпывающим.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 об оспаривании бездействия администрации городского округа Большой Камень отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, то есть 14 ноября 2017 г., путем подачи апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд. Апелляционная жалоба подается по количеству сторон, участвующих в деле.

Решение изготовлено с применением компьютера.

Судья Е.П. Аркадьева