Дело № 2а-1023/2020
УИД 42RS0013-01-2020-001436-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Белобородовой Е.Ю., при секретаре Еременко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске Кемеровской области 09 сентября 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Кемеровской области к Мазиной А. Е. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
МРИ ФНС № 8 по Кемеровской области (далее административный истец) обратилась в Междуреченский городской суд Кемеровской области с административным иском к Мазиной А.Е. (далее административный ответчик) о взыскании обязательных платежей и санкций.
Требования административного истца мотивированы тем, что МРИ ФНС № 8 по Кемеровской области обратилась на судебный участок № Междуреченского городского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Мазиной А.Е. о взыскании обязательных платежей и санкций.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Междуреченского городского судебного района был вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика недоимки по обязательным налоговым платежам.
ДД.ММ.ГГГГ ввиду поступивших от должника возражений судебный приказ был отменен.
Согласно сведениям, полученным из ГИБДД в порядке статьи 85 НК РФ, за Мазиной А.Е. в 2018 г. были зарегистрированы транспортные средства:
<данные изъяты>.
<данные изъяты>.
<данные изъяты>.
<данные изъяты>.
<данные изъяты>.
Расчет транспортного налога за 2018 год представлен в налоговом уведомлении № от 25.07.2019 и составил в общем размере 75 768 руб.
Согласно информации, представленной, в рамках ст. 85 НК РФ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, за Мазиной А.Е. в 2018 г. числилось следующее недвижимое имущество:
- <данные изъяты>.
Расчет налога на имущество физических лиц, представлен в налоговом уведомлении № от 25.07.2019 г. и составил 39 руб.
Налоговое уведомление № от 25.07.2019 было направлено административному ответчику заказным письмом 15.08.2019 (список №).
На основании статьи 75 НК РФ в связи с неуплатой налога в установленный законом срок, была начислена пеня.
В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ было сформировано требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № по состоянию на 13.12.2019, в том числе в отношении транспортного налога в сумме 75 768,00 руб., пени в размере 164,16 руб., в отношении налога на имущество физических лиц в размере 39,00 руб., пени в размере 0,08 руб.
Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № по состоянию на 13.12.2019 направлено налогоплательщику 16.12.2019 заказным письмом (Список внутренних почтовых отправлений №).
В настоящее время задолженность по требованию № составляет: транспортный налог 75 768,00 руб., пени 164,16 руб., налог на имущество физических лиц 39,00 руб., пени 0,08 руб.
В ходе судебного разбирательства административным истцом, в порядке ч. 1 ст. 46 КАС РФ, уточнены исковые требования (л.д. 44-46), согласно которым административный истец просит взыскать с Мазиной А. Е. задолженность по транспортному налогу за 2018 год в сумме 75 768,00 руб., пени в размере 164,16 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2018г. в размере 0,08 руб., всего: 75 932,24 рублей, указывая на то, что с целью установить тип спорного транспортного средства Инспекцией в адрес главного конструктора ОАО <данные изъяты> был направлен запрос (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
В ответ главный конструктор ОАО <данные изъяты>К.О.А. сообщил, что <данные изъяты> относится к специализированным пассажирским транспортным средствам категории <данные изъяты>, не предназначенным для применения в качестве транспортного средства общего пользования. Для информации к ответу представителем ОАО <данные изъяты> приложено письмо органа по сертификации с разъяснениями относительно категории автомобилей <данные изъяты>.
Таким образом, ответом производителя транспортного средства подтверждается, что автомобиль <данные изъяты> не может быть отнесен к категории «легковые автомобили».
Более того, в ответе на запрос Управления Министерства Российской Федерации по <адрес> (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) прямо указал, что транспортные средства модели <данные изъяты> должны быть отнесены к автобусам.
Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 №АМ-23-р, установлены нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте. В п. 16 Приложения № 1 к Распоряжению установлены индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлив автомобилем, не более в зависимости от категорий и марок, моделей транспортных средств. При этом автомобиль <данные изъяты> всех модификаций отнесен к категории «Автобусы».
Таким образом, изложенными фактами подтверждается правомерность применения налоговым органом при исчислении транспортного налога в отношении автомобиля <данные изъяты> налоговой ставки, установленной для объекта налогообложения «автобусы с мощностью двигателя до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно».
По мнению административного истца, административным ответчиком доказательств отнесения спорного транспортного средства к категории «легковые автомобили», за исключением ПТС, не представлено.
Утверждение административного ответчика, что автомобиль <данные изъяты> используется исключительно в личных семейных целях, по мнению Инспекции, не имеет правового значения для определения типа транспортного средства для целей налогообложения.
Также административным истцом указано, что 22.04.2020 Мазиной А.Е. была частично погашена задолженность по требованию №: по налогу на имущество физических лиц за 2018г. в сумме 39,00 руб. (платежное поручение от 22.04.2020г. №).
В судебном заседании представитель административного истца МРИ ФНС № 8 по Кемеровской области – Гончарова М.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67), на заявленных требованиях настаивала, поддержав позицию, изложенную в административном исковом заявлении, а также в отзыве на возражения административного ответчика.
Представитель административного ответчика - адвокат Аржаева Е.В., действующая на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29), требования административного истца не признала по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление (л.д. 30-32), суть которых сводится к тому, что административный ответчик считает, что Межрайонной ИФНС России №8 по Кемеровской области неправильно установлена налоговая ставка автомобиля <данные изъяты>, поскольку, исчисление налоговой ставки на автомобиль <данные изъяты> как на автобус малого класса является необоснованным.
В соответствии с ПТС на автомобиль <данные изъяты>, категория транспортного средства - «В», тип транспортного средства - «специализированные прочие».
Ставки налога установлены Законом Кемеровской области от 28.11.2002 №95-ОЗ «О транспортном налоге».
Порядок определения категории транспортного средства налоговым законодательством не предусмотрен.
Порядок регистрации транспортного средства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ».
В силу п. 2 вышеуказанного нормативного акта, все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах ГИБДД.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.05.1993 №477 «О введении паспортов транспортных средств», с 01.07.1993 наличие паспорта транспортного средства является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
В соответствии с п. 27 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств от 23.06.2005 в строке №3 «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.
Таким образом, при государственной регистрации транспортного средства органом ГИБДД с учетом всех технических показателей в совокупности определяется тип транспортного средства, определяется цель эксплуатации автомобиля в дорожном движении, которой должен следовать собственник транспортного средства.
Автомобиль <данные изъяты> используется исключительно в личных семейных целях, не применяется для перевозки груза, а также не используется в коммерческих целях, в том числе для перевозки пассажиров.
По мнению административного ответчика, административным истцом не представлены доказательства, позволяющие отнести спорный автомобиль к любой иной категории, кроме легкового.
Таким образом, принимая во внимание пункт 7 статьи 3 НК РФ, согласно которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, административный ответчик считает, что в отношении принадлежащего ей автомобиля <данные изъяты> г/н № должна быть применена ставка транспортного налога как в отношении легкового автомобиля, то есть по ставке 8 руб./ лошадиную силу, так как в паспорте транспортного средства автомобилю присвоена категория В (в то время как автобус относится к категории D).
В судебное заседание административный ответчик Мазина А.Е., будучи извещенной надлежащим образом (л.д. 64), не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие (л.д. 33).
В силу требований ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В связи с изложенным, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении иска в части по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 20-П).
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно статье 38 Налогового кодекса, объектами налогообложения может являться имущество, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Согласно ч.1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законом Кемеровской области "О транспортном налоге", который зарегистрирован 28 ноября 2002 года N 95-ОЗ, опубликован в изданиях "Кузбасс", N 218, 29 ноября 2002 г., "Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области", N 10, декабрь, 2002 и вступил в силу с 01 января 2003 года, на основании главы 28 НК РФ устанавливается и вводится транспортный налог на территории Кемеровской области, определяются ставка налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их использования. Устанавливаются налоговые ставки транспортного налога соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В соответствии с п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с п. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, определением мирового судьи судебного участка № г. Междуреченска Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам с Мазиной А.Е. (л.д. 13).
Согласно сведениям, полученным ИФНС № 8 из ГИБДД (л.д. 16), за Мазиной А.Е. в 2018 году были зарегистрированы следующие транспортные средства:
<данные изъяты>.
<данные изъяты>.
<данные изъяты>.
<данные изъяты>.
<данные изъяты>.
Согласно сведениям, полученным ИФНС № 8 из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (л.д. 17), за Мазиной А.Е. в 2018 году числилось следующее недвижимое имущество:
- <данные изъяты>.
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации МРИ ФНС России № 8 по Кемеровской области налогоплательщику был осуществлен расчет транспортного налога за 2018 год, налога на имущество физических лиц за 2018 год и направлено в адрес административного ответчика налоговое уведомление № от 25.07.2019 (л.д. 6-7), согласно которому транспортный налог за 2018 составил в общем размере 75 768 руб., налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 39,00 руб., которое направлено в адрес административного ответчика 15.08.2019 заказным письмом (л.д. 5).
Согласно ст. 75 НК РФ, в связи с неуплатой налога в установленный законом срок, налоговым органом была начислена пеня.
В связи с неуплатой Мазиной А.Е. транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2018 год в срок, в адрес административного ответчика налоговым органом направлено требование № (л.д. 8), согласно которому транспортный налог за 2018 год составил 75 768,00 руб., пеня в размере 164,16 руб., налог на имущество физических лиц за 2018 год составил 39,00 руб., пени в размере 0,08 руб., данное требование направлено в адрес административного ответчика 16.12.2019 заказным письмом (л.д. 10-11).
Административным ответчиком не оспаривается требования административного истца о взыскании транспортного налога за 2018 год, вместе с тем административный ответчик не согласен с требованиями в части начисления суммы транспортного налога в отношении автомобиля <данные изъяты>, поскольку примененная налоговом органом ставка в размере 25 руб. за лошадиную силу не соответствует типу транспортного средства, поскольку указанный автомобиль является легковым, а потому налоговая ставка в соответствии с Законом Кемеровской области «О транспортном налоге» должна рассчитываться из расчета 8 руб. за лошадиную силу.
В соответствии с п. 3 ст. 15 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 № 19, документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства, подтверждающий, в том числе, наличие Одобрения типа ТС.
Таким образом, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства.
В соответствии с разъяснениями Минфина России, которые содержатся в письмах от 13.08.2012 № 03-05-06-04/137 от 17.01.2008, № 03-05-04-01/1 от 19.03.2010, № 03-05-05-04/05 и ФНС России от 07.04.2016 № СА-4-7/6024, рассчитывать транспортный налог нужно с учетом типа транспортного средства, указанного в строке 3 ПТС.
В соответствии с ПТС на автомобиль <данные изъяты>, который принадлежит Мазиной А.Е., тип транспортного средства – «специализированные прочие» (л.д. 56).
В соответствии с п. 22 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764 при проведении регистрационного действия, не связанного с прекращением государственного учета или снятием с учета после утилизации транспортного средства, регистрационным подразделением выдается владельцу транспортного средства или его представителю свидетельство о регистрации транспортного средства.
В соответствии с пунктом 33 указанных Правил каждому поставленному на государственный учет испытательному транспортному средству присваивается государственный регистрационный номер и выдается свидетельство о регистрации транспортного средства, в котором в строки, предусматривающие сведения о годе выпуска, марке и (или) модели (коммерческом наименовании) транспортного средства, идентификационном номере транспортного средства (основного компонента транспортного средства), цвете, мощности двигателя и экологическом классе транспортного средства, вносится запись "отсутствует".
Согласно п. 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, являющегося приложением к Приказу МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 496/192/134, в строке ПТС «4. Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, предусмотренной Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968.
Согласно карточке учета транспортного средства <данные изъяты>, а также паспорту транспортного средства автомобиль <данные изъяты> поименован как «специализированные прочие», категория «B» (л.д. 69, 56 оборот).
При таких обстоятельствах следует руководствоваться сведениями о категории транспортного средства, указанными в свидетельстве о регистрации транспортного средства. Таким образом, оснований для отнесения спорного транспортного средства к категории автобусов для целей налогообложения у налогового органа не имелось.
Оценивая представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае регистрационные данные не позволяют определить тип транспортного средства <данные изъяты>, а потому все неустранимые сомнения в силу п. 7 ст. 3 Налогового Кодекса Российской Федерации толкуются в пользу налогоплательщика. Таким образом, в силу Закона Кемеровской области «О транспортном налоге» транспортный налог на автомобиль <данные изъяты> должен быть рассчитан следующим образом: 92 л.с. * 8 руб. = 736 руб.
Таким образом, размер задолженность по транспортному налогу за 2018 год административного ответчика составляет: 736 руб. + 1638 руб. + 34000 руб. + 33150 руб. +4680 руб.= 74204 руб.
Размер пени по транспортному налогу: 74204 * 6,5/300 *10/100 = 160,78 руб.
Согласно п. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, подлежит взысканию с административного ответчика Мазиной А.Е. в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 2 430,95 руб., поскольку административный истец при подаче административного искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 175 – 177, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Кемеровской области к Мазиной А. Е. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.
Взыскать с Мазиной А. Е., проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Кемеровской области задолженность по транспортному налогу за 2018г. в сумме 74204 руб., пени в размере 160,78 руб., а также пени по налогу на имущество физических лиц за 2018г. в размере 0,08 руб., всего 74364,86 (семьдесят четыре тысячи триста шестьдесят четыре) рубля 86 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Мазиной А. Е. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2430,95 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Междуреченский городской суд.
Судья подпись Е.Ю. Белобородова
Резолютивная часть решения провозглашена 09 сентября 2020 года.
Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 14 сентября 2020 года.
Копия верна, подлинник решения подшит в материалы дела № 2а-1023/2020 Междуреченского городского суда Кемеровской области
Судья Е.Ю. Белобородова