ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1024/16 от 21.04.2016 Железнодорожного районного суда г. Рязани (Рязанская область)

№ 2а-1024/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 апреля 2016 года г. Рязань

Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Царькова Т.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации к Общественной организации Рязанской Региональной правозащитной общественной организации «Антикоррупционный комитет» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации обратилось в суд с административным иском к Общественной организации Рязанской Региональной правозащитной общественной организации «Антикоррупционный комитет» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области зарегистрирована Общественная организация Рязанская Региональная правозащитная общественная организация «Антикоррупционный комитет», которой присвоен регистрационный .

ДД.ММ.ГГГГ сведения об административном ответчике внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером – .

По сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, местом нахождения организации является: <адрес>, председателем – <данные изъяты>

В силу ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ, административный ответчик обязан ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, другие сведения, предусмотренные данной статьей, а также публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечить доступность ознакомления с ним.

Однако, руководством Общественной организации Рязанской Региональной правозащитной общественной организации «Антикоррупционный комитет» указанные требования не выполнены, информация о продолжении деятельности за 2012, 2013, 2014 годы не предоставлялась, отчет за указанный период времени также не публиковался.

Просят суд признать Общественную организацию Рязанскую Региональную правозащитную общественную организацию «Антикоррупционный комитет» прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Стороны, представитель заинтересованного лица – УФНС России по Рязанской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

В силу ч.7 ст.150, ч.3 ст.263, гл.33 КАС РФ, административное дело рассмотрено в отсутствие сторон, заинтересованных лиц в порядке упрощенного (письменного) производства.

Проверив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области внесена запись в ведомственный реестр некоммерческих организаций о регистрации некоммерческой организации – Общественной организации Рязанской Региональной правозащитной общественной организации «Антикоррупционный комитет», регистрационный номер .

ДД.ММ.ГГГГ запись о создании данной некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, за основным государственным регистрационным номером – .

Председателем организации является <данные изъяты>.

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Уставом Общественной организации Рязанской Региональной правозащитной общественной организации «Антикоррупционный комитет».

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В силу ст. 7 названного Закона общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.

В соответствии с абз. 2, 3, 8 ч. 1 ст. 29 указанного Федерального закона, общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств, использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 года №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» и абз.8 ст.29 ФЗ РФ «Об общественных объединениях» предусмотрено, что общественное объединение представляет в уполномоченный орган документы, содержащие информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренными абз.8 ч.1 ст.29 ФЗ РФ «Об общественных объединениях», является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (ч. 4, 5 ст. 29 ФЗ РФ «Об общественных объединениях»).

Системное толкование указанных норм закона позволяет заключить, что обращение административного истца в суд с требованиями, основанными на ст. 29 ФЗ РФ «Об общественных объединениях», преследует цель получения судебной констатации факта прекращения деятельности общественного объединения в качестве юридического лица с последующим исключением сведений о нем из ЕГРЮЛ. Достижению этой цели способствует сама норма ст. 29 данного закона, сформулированная таким образом, чтобы признание судом общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица имело конкретный правовой результат, предоставляя органу государственной власти полномочие адресовать суду вместе с указанным требованием и требование об исключении данного объединения из ЕГРЮЛ в связи с прекращением деятельности.

При этом, названная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Признание юридического лица прекратившим свою деятельность и исключение его из ЕГРЮЛ является санкцией за допущенные организацией нарушения закона, поэтому применяемая ответственность должна быть соразмерна тяжести допущенного нарушения. При этом признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из ЕГРЮЛ не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, и не лишает возможности приобрести статус юридического лица заново.

Судом бесспорно установлено, что сведения о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, а также об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств, использовании иного имущества, об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, за 2012-2014 годы административным ответчиком в Управление Министерства юстиции по Рязанской области не представлялись, отчеты об использовании своего имущества за указанный период не опубликованы. Доказательства иного в материалах административного дела отсутствуют.

Распоряжением Управления Минюста России по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика назначена плановая, документарная проверка.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя Общественной организации Рязанской Региональной правозащитной общественной организации «Антикоррупционный комитет» направлен запрос о предоставлении документов для проведения указанной проверки.

Однако требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области выполнены не были, необходимые для проведения проверки документы административным ответчиком не представлены.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области в адрес административного ответчика было направлено предписание о необходимости устранить выявленные нарушения действующего законодательства и представить в уполномоченный орган необходимые документы в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Данное предписание Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области также выполнено не было, соответствующие документы Общественной организации Рязанской Региональной правозащитной общественной организации «Антикоррупционный комитет» не представлены.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами регистрационного дела Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области.

В силу правовых позиций, изложенных в Определении Конституционного суда РФ от 28.06.2012 года №1246-О, при рассмотрении данной категории дел суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности. Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении общественной организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что из представленных в дело доказательств, безусловно следует, что административным ответчиком нарушены требования ст. 29 Федерального закона РФ «Об общественных объединениях».

Учитывая длительный период (в течение 3 лет) непредставления административным ответчиком предусмотренных законом сведений, игнорирование организацией законных требований контролирующего органа – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области, суд полагает, что требования законны и подлежат удовлетворению.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 11.07.2012 года №705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций», государственный надзор за общественными объединениями осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.

В силу Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014 года №26, на территории г. Рязани контроль за деятельностью некоммерческих организаций осуществляет Управление Министерства юстиции РФ по Рязанской области.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.180-181, 264 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации к Общественной организации Рязанской Региональной правозащитной общественной организации «Антикоррупционный комитет» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить.

Признать Общественную организацию Рязанскую Региональную правозащитную общественную организацию «Антикоррупционный комитет» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения об Общественной организации Рязанской Региональной правозащитной общественной организации «Антикоррупционный комитет».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г.Рязани в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья