ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10259/202128И от 28.07.2021 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-10259/2021 28 июля 2021 года

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе

председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.

при секретаре Басалаевой Н.А.,

с участием прокурора Скворчинской М.В.,

административного истца Лунёва Р.С.,

представителя административного ответчика Ляшкевича С.А.

представителя заинтересованного лица Носова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лунёва Романа Сергеевича к избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе кандидату в регистрации в качестве депутата муниципального образования, обязании зарегистрировать кандидатом,

УСТАНОВИЛ:

Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское № 2 от 20 июня 2021 года назначены выборы Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 на 19 сентября 2021 года (л.д. 33-34).

Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка № 131 от 18 июня 2018 года сформирована избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка в количестве 8 членов с правом решающего голоса (л.д. 37-38).

Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское № 79 от 30 марта 2021 года утвержден состав избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское в количестве 8 членов с правом решающего голоса (л.д. 66-67).

Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское от 18 марта 2021 года N 96 председателем комиссии избран Никитин М.С. (л.д. 70).

Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское (далее – ИКМО Ланское) от 16 июля 2021 года № 2 отказано в регистрации Лунёву Роману Сергеевичу кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 на основании пункта 1, подпункта «б» пункта 3 статьи 22, подпункта «в» пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга (л.д. 74-76).

Лунёв Р.С. 23 июля 2021 года обратился в суд с административным исковым заявлением, просит:

- признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское № 2 от 16 июля 2021 года об отказе в регистрации Лунёву Роману Сергеевичу;

- зарегистрировать Лунёва Романа Сергеевича кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2.

В обоснование заявленных требований указывает, что является кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2, выдвинут Региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в городе Санкт-Петербурге.

Оспариваемое решение является необоснованным и незаконным, принятым в нарушении норм действующего законодательства и нарушает права административного истца. Указывает, что 01 июля 2021 года состоялась 20-я конференция Партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в городе Санкт-Петербурге, на которой административный истец был выдвинут кандидатом в депутаты Муниципального совета муниципального образования Ланское. 06 июля 2021 года административный истец сдал в ИКМО первый пакет документов, в том числе заявление о согласии баллотироваться, копии паспорта, выписку из протокола 20-й конференции Партии, свидетельство о государственной регистрации Партии, копию диплома, сведения о доходах и имуществе, копию справки с места работы, СD-R диск. 07 июля 2021 года административный истец сдал второй комплект документов. 12 июля 2021 года административному истцу вручили извещение о выявлении неполноты сведений/отсутствии документов. 14 июля 2021 года административный истец повторно сдал в ИКМО заверенную им копию документов, подтверждающих указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании. 16 июля 2021 года административному истцу председатель ИКМО вручил оспариваемое решение.

Считает, что все необходимые документы для регистрации в качестве кандидата, предусмотренные законом, были представлены в ИКМО Ланское, оснований для отказа в регистрации в качестве кандидата у ИКМО Ланское не имелось.

Административный истец Лунёв Р.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика ИКМО Ланское по доверенности Ляшкевич С.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснил, что решение от 16 июля 2021 года № 2 является законным, поскольку административным истцом в ИКМО при подаче документов не были представлены документы, которые являются обязательными для регистрации кандидата, а именно: документ об образовании и решение съезда политической партии, от которой был выдвинут кандидат. ИКМО, в целях проверки соответствия представленных данных об образовании, был сделан запрос в Территориальную избирательную комиссию. С использованием системы ГАС «Выборы» была осуществлена проверка сведений об образовании административного истца. Был получен ответ о том, что по результатам проверки, данные об указанном кандидатом дипломе не обнаружены. Кроме того, представитель административного ответчика считает, что указание административным истцом номера документа об образовании через запятую не соответствует представленной копии диплома, в которой отсутствует запятая, а в заявлении о согласии баллотироваться в сведениях об образовании не указана квалификация. В связи с чем, оценив представленный диплом и указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения, представитель административного ответчика считает, что в заявлении административным истцом указаны данные иного диплома. Также ИКМО Ланское пришло к выводу, что представленная выписка из протокола 20-й Конференции регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в городе Санкт-Петербурге не свидетельствует о предоставлении административным истцом документа, указанного в подпункте «в» пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга, так как, по мнению ИКМО Ланское, должен быть представлен полный протокол, поскольку из выписки невозможно судить, какие были приняты решения до и какие после выдвижения в качестве кандидата (л.д. 197-198).

Представитель заинтересованного лица Регионального отделения Социалистической политической Партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в городе Санкт-Петербурге по доверенности Новиков А.В. в судебном заседании поддержал требования административного иска, указывал, что оснований для отказа в регистрации Лунёва Р.С. в качестве кандидата в депутаты у административного ответчика не имелось, поскольку устранить какие-либо сомнения в части указания в заявлении сведений о выданном Лунёву Р.С. дипломе позволяла представленная копия диплома. В представленной выписке из протокола 20-й Конференции регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в городе Санкт-Петербурге указаны все необходимые сведения, перечисленные в пункте 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга.

Представитель заинтересованного лица Санкт-Петербургской избирательной комиссии в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом (л.д. 22-23), заявлений и ходатайств не представил.

Вышестоящая избирательная комиссия – Санкт-Петербургская избирательная комиссия извещена судом о принятии к производству суда административного искового заявления Лунёва Р.С. к ИКМО Ланское об оспаривании решения ИКМО Ланское об отказе в регистрации в качестве депутата муниципального образования (л.д. 22, 24).

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего подлежащими удовлетворению заявленные требования, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Основания и порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации урегулированы главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (КАС РФ).

В соответствии со статьей 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46).

Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность.

Пунктом 3 этой же статьи данного Федерального закона определено, что вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.

Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к названному Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:

а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;

б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Аналогичные требования содержатся и в статье 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".

Судом установлено, подтверждено материалами дела, что 06 июля 2021 года административный истец подал в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское заявление о согласии баллотироваться на выборах в депутаты муниципального совета данного муниципального образования шестого созыва по избирательному округу N 2. Вместе с заявлением о согласии баллотироваться Лунёвым Р.С. были представлены сведения о размере и источниках его доходов, а также о принадлежащем ему имуществе на праве собственности и копии документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства Российской Федерации и места жительства (копия паспорта) и сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), сведения об образовании, сведения о постановке на налоговый учет (л.д. 82-99, 107-108).

В соответствии с пунктом 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга при выдвижении кандидата избирательным объединением помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, кандидат в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, вместе с заявлением, указанным в пункте 1 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, представляет в окружную избирательную комиссию следующие документы, в том числе:

а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;

в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.

Проанализировав содержание представленных Лунёвым Р.С. в ИКМО Ланское документов, суд приходит к выводу, что условия, необходимые для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, были соблюдены административным истцом.

В порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, ИКМО Ланское выдала подтверждение о получении представленных Лунёвым Р.С. документов и разрешение на открытие специального избирательного счета (л.д. 78-81).

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 названного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.

Решением ИКМО Ланское от 16 июля 2021 года N 2 административному истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 на основании пункта 1, подпункта «б» пункта 3 статьи 22, подпункта «в» пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга": в представленных Лунёвым Р.С. документах отсутствует заверенная кандидатом копия документов, подтверждающих указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании. Также у Лунёва Р.С. не в полной мере представлен обязательный документ, предусмотренный подпунктом "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга (л.д. 74-76).

Согласно пункту 1.1 статьи 38 указанного Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.

Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Частью 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 установлено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.

По смыслу приведенной нормы, соответствующая избирательная комиссия назначает день заседания комиссии по вопросу о регистрации кандидата и извещает кандидата о выявлении неполноты сведений или несоблюдения требований к оформлению документов и о дне и времени заседания комиссии.

Указанное выше замечание к перечню документов изложено ИКМО Ланское в извещении от 11 июля 2021 года о непредоставлении документов, необходимых для регистрации кандидата – в представленных документах отсутствует заверенная кандидатом копия документов, подтверждающих указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании; не в полной мере представлены обязательные документы, предусмотренные подпунктом «в» пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга. Указанное извещение получено Лунёвым Р.С. 12 июля 2021 года (л.д. 71-73).

Удовлетворяя требование административного истца об отмене решения ИКМО Ланское от 16 июля 2021 года № 2, суд исходит из следующего.

Перечень оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты муниципального совета муниципального образования приведен в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 от 26 мая 2014 года основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата.

Так, среди обязательных к представлению документов назван документ - решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46).

Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Пунктом 14.5 данной статьи установлено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, кандидаты, в частности, представляют в окружные избирательные комиссии нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании (подпункт "а"), решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях, соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в"); документ, подтверждающий согласование соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения (подпункт "г").

Согласно пункту 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" решение о выдвижении кандидата, указанное в подпункте "в" пункта 7 настоящей статьи, оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны: а) место, дата и время проведения избирательным объединением мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов;

б) число зарегистрированных делегатов (участников, членов) съезда (конференции, общего собрания, собрания, руководящего органа) избирательного объединения;

в) число делегатов (участников, членов), необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов в соответствии с федеральными законами и уставом избирательного объединения;

г) сведения о наличии согласия каждого гражданина на выдвижение от данного избирательного объединения;

д) способ и результаты голосования;

е) сведения о принятом решении.

В силу статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.

Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.

Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" определено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Согласно статье 30 Устава Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» (л.д. 120-192) Региональным отделением Партии является структурное подразделение Партии, созданное и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. Региональное отделение на территории своей деятельности участвует в выборах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 32 Устава Конференция (Общее собрание) регионального отделения – высший руководящий коллегиальный орган регионального отделения, правомочный принимать решения по всем вопросам деятельности регионального отделения, его органов и должностных лиц, за исключением вопросов, решение по которым отнесено настоящим Уставом к компетенции центральных органов и должностных лиц Партии. Решения Конференции (Общего собрания) регионального отделения оформляются ее (его) протоколом. Протокол Конференции (Общего собрания) регионального отделения подписывают председательствующий и секретарь Конференции (Общего собрания) регионального отделения. При необходимости и в случаях, предусмотренных законодательством, отдельные решения Конференции (Общего собрания) регионального отделения могут оформляться выписками из протокола. Выписка из протокола Конференции (Общего собрания) регионального отделения заверяет Председатель Совета регионального отделения.

Конференция (Общее собрание) регионального отделения партии выдвигает <данные изъяты> голосованием, в том числе на повторных и дополнительных выборах, кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований (статья 33 Устава).

Решением Конференции Регионального отделения Социалистической политической Партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в городе Санкт-Петербурге от 01 июля 2021 года в соответствии со статьями 32 и 33 Устава партии, на основании результатов <данные изъяты> голосования Лунёв Р.С. выдвинут кандидатом в депутаты муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по избирательному округу N 2 (л.д. 104).

Следовательно, процедуру согласования выдвижения кандидата Региональным отделением Социалистической политической Партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в городе Санкт-Петербурге следует считать выполненной и соответствующей Уставу названной политической партии.

Учитывая положения пункта 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", суд приходит к выводу, что представленная 06 июля 2021 года Лунёвым Р.С. выписка из протокола 20-й Конференции регионального отделения Социалистической политической Партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» на 6 листах содержит необходимые в силу закона сведения, позволяющие сделать вывод о принятии уполномоченном органом в правомочном составе, при наличии согласия Лунёва Р.С., решения о выдвижении Лунёва Р.С. кандидатом в депутаты от избирательного объединения Регионального отделения Социалистической политической Партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ». Представленная административным истцом выписка заверена надлежащим образом Председателем Совета регионального отделения партии Шишкиной М.А. (л.д. 100-105).

При этом судом учитывается, что согласно требованиям пункта 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" решение о выдвижении кандидата, указанное в подпункте "в" пункта 7 настоящей статьи, может быть оформлено иным документом.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что представленное решение (выписка из протокола) о выдвижении Лунёва Р.С. соответствует требованиям, изложенным в подпункте "в" пункта 14.5 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и в пункте 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов, поскольку содержит необходимые сведения, позволяющие сделать вывод о принятии уполномоченном органом в установленном Уставом политической партии порядке решения о выдвижении его кандидатом в депутаты.

Также отклоняется довод административного ответчика о том, что административным истцом к заявлению о согласии баллотироваться не была представлена копия диплома об образовании, исходя из следующего.

Согласно подпункта "б" пункта 2.2. статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения, в том числе об образовании.

Аналогичные требования к перечню документов, представляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата вместе с заявлением о согласии баллотироваться, установлены подпунктом "б" пункта 3 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 202145 года N 303-46.

Из материалов административного дела следует, что 06 июля 2021 года Лунёвым Р.С. заполнено заявление о согласии баллотироваться, где в разделе "профессиональное образование" указано – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», 2014 г., диплом, 107806, 0008498 (л.д. 93). Достоверность сведений о кандидате, изложенных в заявлении о согласии баллотироваться, подтверждается подписью кандидата Лунёва Р.С.

К заявлению о согласии баллотироваться Лунёвым Р.С. приложена заверенная кандидатом копия диплома о высшем образовании, реквизиты которого (наименование образовательного учреждения, серия, номер, год окончания) полностью совпадают с информацией, изложенной в заявлении о согласии баллотироваться (л.д. 93).

Представителем административного ответчика в подтверждение указанного в оспариваемом решении основания о не предоставлении заверенной кандидатом копии документа, подтверждающего в заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании, в судебном заседании представлена заверенная копия о результатах проверки сведений о профессиональном образовании Лунёва Р.С. с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) ГАС «Выборы» (л.д. 77).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 729 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" утверждены Перечень сведений, вносимых в информационную систему, и Правила формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", определяющие, в том числе, порядок и сроки внесения в нее сведений о выданных в установленном порядке документах о квалификации.

На основании пункта 4 Правил представление оператору информационной системы сведений осуществляется выдавшими документы об образовании федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также органами и организациями, в ведение которых переданы архивы организаций, выдавших документы об образовании.

Согласно пункту 5 Правил сведения о документах об образовании подлежат внесению в информационную систему: о документах, выданных с 1 сентября 2013 г. по 31 декабря 2020 г. включительно, - в срок по 28 февраля 2021 г. включительно.

Как следует из представленного отчета, по результатам проверки данные о выдаче Лунёву Р.С. диплома об образовании, сведения о котором указаны в заявлении о согласии баллотироваться, и копия которого представлена в ИКМО Ланское, не обнаружены.

Вместе с тем, в представленном отчете о результатах проверки, ИКМО Ланское, при заполнении формы запроса, неверно указана серия документа об образовании – «107808» вместо «107806».

Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент вынесения оспариваемого решения у ИКМО Ланское не имелось сведений об отсутствии данных о выдаче диплома Лунёву Р.С. с указанными им в заявлении о согласии баллотироваться реквизитами документа, подтверждающего получение профессионального образования.

При этом, из буквального толкования пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пунктов 1, 3 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 следует, что в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, среди прочих сведений должны содержаться сведения не о полученной кандидатом квалификации в процессе получения профессионального образования, а реквизиты документа, подтверждающие получение профессионального образования, что согласуется с положениями части 1 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которой в Российской Федерации выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации.

Указание Лунёвым Р.С. в заявлении о согласии баллотироваться запятой между серией и номером диплома об образовании вместо пробела не имело, по мнению суда, юридического значения для оценки полноты указанных административным истцом сведений в заявлении о согласии баллотироваться, поскольку полнота указанных кандидатом сведений в заявлении о согласии баллотироваться определяется избирательной комиссией не только данными, указанными им в самом заявлении, но и представленными кандидатом документами, приложенными к заявлению (в частности, дипломом), позволяющими избирательной комиссии информировать избирателей о тех данных кандидата, сообщение которых является обязательным.

Данный вывод суда подтверждается представленной представителем административного ответчика копией отчета о результатах проверки сведений о профессиональном образовании Лунёва Р.С., из которой следует, что при направлении межведомственного запроса у ИКМО Ланское не возникло затруднений, с учетом представленной копии диплома об образовании, в определении указанных Лунёвым Р.С. в заявлении о согласии сведений документа об образовании (по мнению представителя административного ответчика «набора символов, указанных через запятую») как серия и номер диплома об образовании.

Поскольку полнота указанных Лунёвым Р.С. сведений в заявлении о согласии баллотироваться определялась не только данными, указанными им в самом заявлении, но и приложенной копией диплома о профессиональном образовании, то ИКМО Ланское на момент принятия оспариваемого решения располагала достоверными сведениями о кандидате в полном объеме.

Таким образом, в нарушение части 2 статьи 62 КАС РФ административным ответчиком не доказан факт непредставления Лунёвым Р.С. документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты, предусмотренных пунктом 1, подпунктом «б» пункта 3 статьи 22, подпунктом «в» пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга».

При этом судом не установлено иных оснований для отказа в регистрации Лунёва Р.С. в качестве кандидата в депутаты при рассмотрении настоящего административного дела. В судебном заседании представителем административного ответчика иных оснований для отказа в регистрации Лунёва Р.С. в качестве кандидата в депутаты также не приведено.

В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии со ст. 75 Федерального закона № 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением) или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (п.7).

Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что жалоба на решение ИКМО Ланское об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Лунёвым Р.С. в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию не подавалась.

В соответствии с п. 11 ст. 20 Федерального закона решение избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.

В соответствии с частью 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.

Административный истец в качестве мер по восстановлению нарушенного права просил обязать избирательную комиссию зарегистрировать кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2.

В рассматриваемом случае в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца, суд считает необходимым возложить на избирательную комиссию внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское обязанность зарегистрировать Лунёва Р.С. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское 6-го созыва по многомандатному избирательному округу № 2, не позднее дня следующего за днем вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Лунёва Романа Сергеевича удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское № 2 от 16 июля 2021 года об отказе в регистрации Лунёву Роману Сергеевичу кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2.

Возложить на избирательную комиссию внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское обязанность зарегистрировать Лунёва Романа Сергеевича кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2, не позднее дня следующего за днем вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга в течение пяти дней со дня принятия настоящего решения.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 30.07.2021 г.