ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1025/2018 от 06.03.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 марта 2018 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-1025/2018 по административному исковому заявлению Прокурора Боханского района в интересах Российской Федерации к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании бездействия, выразившегося в не проведении лесоустройства на территории Кировского, Боханского, Тихоновского, Казачинского участковых лесничеств незаконным, возложении обязанности организовать проведение лесоустройства в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Боханского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании бездействия, выразившегося в не проведении лесоустройства на территории Кировского, Боханского, Тихоновского, Казачинского участковых лесничеств незаконным, возложении обязанности организовать проведение лесоустройства в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование административного искового заявления прокурор указал, что Прокуратурой района в ходе осуществления надзора за исполнением лесного законодательства установлено, что Министерством лесного комплекса Иркутской области не выполняется предусмотренная законом обязанность по проведению лесоустройства в отношении лесов, включенных в состав государственного лесного фонда, а именно, на территории Кировского лесничества. Общая площадь Кировского лесничества составляет 198 925 га. В состав Кировского лесничества включены: Боханское участковое лесничество - 46 862 га, Кировское участковое лесничество - 42 594 га, Тихоновское участковое лесничество — 84 482 га, Казачинское участковое лесничество - 21 987 га. Мероприятия по таксации лесов на лесных участках Кировского лесничества общей площадью 198 925 га, в том числе на территории Боханского, Кировского, Тихоновского, Казачинского участковых лесничеств не проводились более 10 лет, что не соответствует требованиям действующего законодательства. Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории Российской Федерации осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченными государственными управлениями лесного хозяйства, в систему которых входит государственный орган управления лесным хозяйством Российской Федерации и местные подразделения-лесхозы, и лесничества. В силу п. 7 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 № 178-пп - Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции в сфере лесного хозяйства: обеспечение осуществления владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности Иркутской области; разработка лесного плана Иркутской области, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Иркутской области. Мероприятия по охране лесов от пожаров Кировского лесничества, включенные в лесохозяйственный регламент, спроектированы на основании материалов лесоустройства 1989-1992 годов, с давностью таксации лесов более 10 лет. Это обстоятельство в силу приведенных норм препятствует надлежащему планированию и реализации мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. За время, прошедшее с 1989-1992 годов, изменились таксационные характеристики леса, классы природной пожарной опасности лесов в соответствующих кварталах, объемы профилактических мероприятий, и мероприятий по организации обнаружения и тушения лесных пожаров и требования к ним в соответствии с действующим законодательством. В связи с отсутствием лесоустроительных работ, невозможно создание проектов освоения лесов в соответствии с приказом Рослесхоза от 12.12.2011 года № 516, поскольку в проектах освоения лесов содержатся сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов. Также к мероприятиям по охране и защите леса относятся мероприятия по обеспечению санитарной безопасности, уход за лесами и меры пожарной безопасности в лесах. Соответственно лесохозяйственный регламент лесничества в настоящий момент в нарушение требований ст.87 ЛК не может быть основой охраны лесов от пожаров. В связи с чем, необходимо провести лесоустройство лесов, в частности: провести таксацию, на ее основе, с учетом обязательных к исполнению требований Правил пожарной безопасности в лесах и ЛК РФ, спроектировать мероприятия по охране лесов от пожаров по указанным направлениям, внести изменения в лесохозяйственный регламент в объемах спроектированных лесоустройством мероприятий по охране лесов от пожаров. Не проведение своевременного лесоустройства является нарушением интересов Российской Федерации, поскольку леса в Российской Федерации являются одним из важнейших видов природных ресурсов и играют одну из ведущих ролей в развитии экономики, улучшении и защите окружающей среды. Леса оказывают большое влияние на состояние природной среды и являются основным источником удовлетворения потребностей в древесине Российской Федерации. Вместе с тем, бездействие министерство лесного комплекса Иркутской области по проектированию мероприятий по охране, защите лесов, где давность таксации составляет более 10 лет, ведет к затруднению осуществления контроля за территориями лесных участков, расположенными на землях лесного фонда, а именно значительно повышает риски возникновения и дальнейшего распространения лесных пожаров, очагов распространения вредителей лесных насаждений и как следствие, ухудшения состояния окружающей среды и ее природных компонентов, а также риски нарушений природоохранного и экологического законодательств в связи с невозможностью достоверной оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

На основании изложенного, прокурор просит признать бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в не проведении лесоустройства на территории Кировского лесничества на площади 198 928 га, в том числе в Боханском участковом лесничестве на площади - 46 862 га, Кировском участковом лесничестве - 42 594 га, Тихоновском участковом лесничестве - 87 482 га, Казачинском участковом лесничестве - 21 987 га, незаконным; возложить на Министерство лесного комплекса Иркутской области, обязанность организовать проведение лесоустройства на территории Кировского лесничества общей площадью 198 928 га, в том числе в Боханском участковом лесничестве на площади - 46 862 га, Кировском участковом лесничестве - 42 594 га, Тихоновском участковом лесничестве - 87 482 га, Казачинском участковом лесничестве - 21 987 га, в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства РФ от 12.12.2011 № 516, в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 15.02.2018г. к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.

Представитель административного истца старший помощник прокурора Кировского района г. Иркутска Коростилева Н.А. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерство лесного комплекса Иркутской области Брызгалова Н.А. возражала против заявленных требований, пояснив, что законом прямо не предусмотрена периодичность проведения работ по лесоустройству.

Заинтересованное лицо Федеральное агентство лесного хозяйства в судебном заседании не представлено, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Лесное законодательство согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии со ст.5 Лесного кодекса РФ, ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются частью экологической системы, одним из компонентов окружающей среды, обеспечивающим в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В соответствии со ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений и от иного негативного воздействия.

В соответствии с п. 4 ч.1, ч. 3 ст. 55 Лесного кодекса РФ одним из способов обеспечения санитарной безопасности в лесах является осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий.

Статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 названного кодекса, или использующими леса в соответствии с кодексом лицами (часть 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации). В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Законом о размещении заказов (часть 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны.

Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе указанных в п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (п.п. 1,8 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 г. № 178-пп).

При таких обстоятельствах доводы административного ответчика о том, что мероприятия по лесоустройству входят в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, а потому не могут быть возложены на министерство лесного комплекса Иркутской области не состоятельны.

Статьей 68 Лесного кодекса РФ регламентировано, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и таксация лесов, которая проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, являются составляющими лесоустройства.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 67 Лесного кодекса РФ).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства РФ (Рослесхоз) от 12.12.2011 г. № 516 утверждена Лесоустроительная инструкция (далее - Лесоустроительная инструкция).

В соответствии с п. 150 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно е таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.

Следовательно, буквальное толкование п. 150 Лесоустроительной инструкции означает, что обозначение законодателем 10-летней давности таксации связано с однозначными динамическими изменениями за указанный срок таксационных характеристик леса, что, в свою очередь, обуславливает необходимость систематического проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов с учетом произошедших изменений. Законодателем определена необходимость постоянного проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов каждый раз по истечении сроках таксации в 10 лет с одновременным проведением повторной таксации.

При таких обстоятельствах доводы административного ответчика об отсутствии законодательно закрепленной периодичности проведения работ по лесоустройству не состоятельны.

Как следует из представленных суду прокурором материалов проверки, на землях лесного фонда Боханского района Иркутской области имеется Кировское лесничество, где срок проведении лесоустройства превышает 10 лет. Общая площадь Кировского лесничества составляет 198 925 га. В состав Кировского лесничества включены: Боханское участковое лесничество - 46 862 га, Кировское участковое лесничество - 42 594 га, Тихоновское участковое лесничество — 84 482 га, Казачинское участковое лесничество - 21 987 га.

Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в данных лесничествах спроектированы на основании таксации со сроком давности более 10 лет, то есть без учета действующих в настоящий момент Правил пожарной безопасности в лесах (утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417), установивших единые требования к охране лесов от пожаров.

Так согласно ответу начальника территориального управления Министерству лесного комплекса Иркутской области по Кировскому лесничеству от 25.01.2018г. № 77, общая площадь Кировского лесничества по данным государственного лесного реестра на 01.01.2017 г. составляет 198925 га. В состав Кировского лесничества включены четыре участковых лесничества: Казачинское - 21987 га, Боханское - 46862 га, Кировское - 42594 га, Тихоновское - 87482 га. Лесоустройство на территории Кировского лесничества проводилось в 1989 году (технические участки № 1-12) и в 1992году (дача Боханская, дача Кировская, дача Тихоновская).

Учитывая, что Российская Федерация передала полномочия по проведению лесоустроительных работ органам государственной власти субъектов РФ, средства на осуществление переданных полномочий согласно ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса РФ предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Согласно п. 11 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» предусмотрено предоставление субвенции на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений бюджету Иркутской области на 2018 год, данный вид субвенций предоставлялся и в 2017 году.

Иркутская область самостоятельно определяет и согласовывает на очередной финансовый год и плановый период направления расходования средств субвенций, исходя из выполнения целевых прогнозных показателей и необходимого объема мероприятий, определенных лесным планом субъекта Российской Федерации, и качественного исполнения переданных полномочий. Средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются субъекту Российской Федерации в области лесных отношений на весь комплекс переданных полномочий, включая мероприятия по проведению лесоустройства.

Таким образом, доводы Министерства лесного комплекса Иркутской области о том, что министерство не имеет финансовую возможность для начала организации проведения необходимых работ по лесоустройству, не состоятельны.

Таким образом, Министерство лесного комплекса Иркутской области в нарушение действующих положений лесного законодательства не осуществляет организацию таких работ.

В силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения норм законодательства при принятии оспариваемого решения, действии (бездействия) возлагается на административного ответчика, государственный орган, принявший оспариваемое решение.

Административным ответчиком в нарушение данных положений КАС РФ, а также в нарушение требований суда, изложенных в определении о подготовки дела к судебному разбирательству, не было представлено доказательств законности бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выраженного в неисполнении обязанностей по организации проведения лесоустройства на территории указанных прокурором лесничеств Иркутской области.

Анализ представленных суду доказательств свидетельствует об обоснованности заявленных прокурором требований.

Не проведение лесоустройства на территории указанных прокурором лесничеств Иркутской области может повлечь негативные последствия, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает права на защиту окружающей среды от негативного воздействия. Кроме того, ведет к нарушению федерального законодательства, а соответственно и интересов Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Поскольку суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого бездействия в части спорных лесничеств Иркутской области, то в целях восстановления нарушенных прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц требование прокурора о возложении на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав суд полагает подлежащим удовлетворению.

Суд учитывает, что прокурор просит установить срок: в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу. Данный срок, по мнению суда, является разумным и применимым в данном случае для восстановления нарушенного права.

Рассматривая вопрос о соблюдении прокурором сроков обращения в суд с настоящими требованиями суд учитывает, что о нарушении прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, а именно о бездействии административного ответчика о том, что лесоустроительные работы Кировского лесничества не проводились более 10 лет, прокурору стало известно из ответа от 25.01.2018г., поэтому обратившись в суд с настоящим административным иском 08.02.2018г. посредством почты, срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, суд полагает прокурором не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Прокурора Боханского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области удовлетворить.

Признать бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в не проведении лесоустройства на территории Кировского лесничества на площади 198 928 га, в том числе в Боханском участковом лесничестве на площади - 46 862 га, Кировском участковом лесничестве - 42 594 га, Тихоновском участковом лесничестве - 87 482 га, Казачинском участковом лесничестве - 21 987 га- незаконным.

Возложить на Министерство лесного комплекса Иркутской области, обязанность организовать проведение лесоустройства на территории Кировского лесничества общей площадью 198 928 га, в том числе в Боханском участковом лесничестве на площади - 46 862 га, Кировском участковом лесничестве - 42 594 га, Тихоновском участковом лесничестве - 87 482 га, Казачинском участковом лесничестве - 21 987 га, в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства РФ от 12.12.2011 № 516, в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 07.03.2018г. Н.Н. Исакова