ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1025/2021 от 11.02.2021 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-1025/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Кучеровой Ю.В., при секретаре Горбуновой Е.И., с участием старшего помощника прокурора Агашина И.С., представителя административного истца Марковой Т.В., представителя административного ответчика Бекишевой Е.С., представителя заинтересованного лица АО «Нижегородский водоканал» - Апряткина А.В., представителя заинтересованного лица ООО «УК «Группа ГАЗ» Жогова Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Завод штампов и пресс-форм» к Администрации города Нижнего Новгорода о признании нормативного правового акта недействующим,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику Администрации города Нижнего Новгорода о признании нормативного правового акта недействующим.

В обоснование заявленных исковых требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Нижнего Новгорода принято Постановление «Об установлении нормативов состава сточных вод для абонентов АО «Нижегородский водоканал» (технологическая зона водоотведения - Нижегородская станция аэрации (НСА))», которым установлены нормативы состава сточных вод для абонентов АО «Нижегородский водоканал», согласно Приложению к названному Постановлению. Пунктом 4 Постановления его действие распространено на период с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление опубликовано ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода - нижнийновгород.рф.

ООО «Завод штампов и пресс- форм» считает, что положения п. 4 Постановления в части придания данному акту обратной силы и распространения его положений на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы ООО «Завод штампов и пресс-форм» по следующим основаниям:

ООО «Завод штампов и пресс-форм» является субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом и полагает, что этим актом нарушаются его права и законные интересы, а именно:

АО «Нижегородский водоканал» на основании единого договора холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ. оказывает ООО «Завод штампов и пресс- форм» услуги по водоотведению: осуществляет прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивает их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. Таким образом, ООО «Завод штампов и пресс-форм» является абонентом АО «Нижегородский водоканал» и на их отношения по водоотведению распространяются нормативы состава сточных вод, установленные оспариваемым нормативным актом.

Согласно п. 194 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ) в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

До даты утверждения оспариваемых нормативов, к отношениям сторон (ООО «Завод штампов и пресс-форм» и АО «Нижегородский водоканал») применялись нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых в систему канализации города Нижнего Новгорода, утвержденных Постановлением администрации г. Н. Новгорода от 25.01.2007 N 229 "Об утверждении условий приема загрязняющих веществ со сточными водами предприятий в систему канализации города Нижнего Новгорода".

При этом по ряду показателей ранее установленные нормативы отличаются от вновь установленных и, следовательно, применение за предыдущий период уже новых нормативов создает для ООО «Завод штампов и пресс-форм» дополнительные обязательства по оплате сточных вод.

Применение АО «Нижегородский водоканал» к ООО «Завод штампов и пресс-форм» новых нормативов за периоды, предшествующие дате их утверждения, подтверждается выставленными счетами и расчетом.

Законом не предусмотрена возможность придания обратной силы актами администрации г. Нижнего Новгорода, а именно:

Согласно ст.30.2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О водоснабжении и водоотведении», в случаях, если сточные воды, принимаемые от Абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, Абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 №728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» (далее - ПП № 728) в Правила холодного водоснабжения и водоотведения внесен раздел XV, который содержал порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и порядок взимания укачанной платы.

Также п. 2 Постановления Пленума № 728 рекомендовано органам местного самоуправления установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 1 июля 2020 г.

На основании пункта 1 статьи 52 Устава города Нижнего Новгорода Глава города Нижнего Новгорода в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Нижегородской области, настоящим Уставом, издает постановления администрации города Нижнего Новгорода по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государстве иных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области, а также распоряжения администрации города Нижнего Новгорода по вопросам организации работы администрации города Нижнего Новгорода.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1).

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть2).

Согласно статье 55 Устава города Нижнего Новгорода муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом города Нижнего Новгорода, за исключением правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода о налогах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 1). Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование город Нижний Новгород, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (пункт 2).

Таким образом, ни законом, ни Уставом города Нижнего Новгорода не предусмотрена возможность придания нормативным правовым актам администрации города Нижнего Новгорода обратной силы.

Придание обратной силы нормативному акту противоречит положениям пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно:

Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федерального закона от 07.12.2011 №41б-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О водоснабжении и водоотведении» и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения.

В силу части 2 статьи 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, применяются нормы гражданского законодательства о договоре энергоснабжения.

Аналогичная норма содержится и в пункте 2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", согласно которому к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.

Таким образом, возможность применения к оспариваемому нормативному акту вышеуказанных норм гражданского законодательства вытекает из того факта, что средства, получаемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства от абонентов за сверхнормативный сброс, являются платой за услуги но гражданско-правовым договорам, оказываемые данной организацией.

В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.04.2014г. №12-П, статья 4 Гражданского кодекса РФ закрепляет общий (основной) принцип действия закона во времени, который имеет целью обеспечения правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в Российской Федерации как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации и означает, что действие закона распространяется на отношения права и обязанности, возникшие после введения его в действие и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные или правовые последствия возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (ретроактивность), либо напротив, пустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).

Таким образом, придание обратной силы муниципальному нормативному акту, противоречит положениям гражданского законодательства, предусматривающих, что обратная силу придается только законом.

Распространение действия нормативов на предшествующие периоды фактически означает изменения тарифов с приданием таким изменениям «обратной силы», что запрещено нормами тарифного регулирования, а именно:

Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2005 N 15378/04, установление повышенной платы за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ по сути является видом дифференцированного тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах.

Также в решении Верховного Суда РФ от 25.06.2001 N ГКПИ00-1448 указано, что повышенная плата за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ не является штрафной санкцией, а представляет собой дифференцированный подход к определению размера тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, а также меру экономического стимулирования абонентов на строительство своих локальных очистных сооружений и выполнение требований по охране природы и оздоровлению окружающей природной среды.

Поскольку повышенный платеж за сброс сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных концентрациях, входит в состав поступающей в распоряжение организаций, оказывающих услуги по приему в систему канализации и очистке поступивших сточных вод, платы за оказанную услугу по водоотведению, он должен быть взаимоувязан с соответствующим тарифом такой организации.

Согласно положениям п. 33 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406), решение об установлении тарифов не имеет обратной силы. Соответственно, применение данной нормы к установлению нормативов но аналогии также делает невозможным придание «обратной силы» нормативному акту об утверждении нормативов.

Возможность применения к оспариваемому нормативному акту вышеуказанных норм законодательства о тарифном регулировании вытекает из того факта, что повышенная плата за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ, подлежащая внесению абонентом, представляет собой дифференцированный подход к определению размера тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ.

Таким образом, распространение действия нормативов на предшествующие периоды фактически означает изменения тарифов с приданием таким изменениям «обратной силы», что запрещено нормами тарифного регулирования.

Административный истец просит суд признать положения пункта 4 Постановления администрации города Нижнего Новгорода от 08.09.2020 №3193 «Об установлении нормативов состава сточных вод для абонентов АО «Нижегородский водоканал» (технологическая зона водоотведения - Нижегородская станция аэрации (НСА))» недействующим в части распространения положений указанного Постановления на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца Маркова Т.В. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования поддержала, дала объяснения по существу заявленных требований.

Представитель администрации г. Нижнего Новгорода Бекишева Е.С. (по доверенности) в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, дала объяснения по существу заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица АО «Нижегородский водоканал» - Апряткин А.В. (по доверенности) в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, дал объяснения по существу заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица ООО «УК «Группа ГАЗ» Жогов Д.Ю. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования поддержал, дал объяснения по существу заявленных требований.

Заслушав объяснения сторон, заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации).

Исходя из положений статей 1, 7, 14, 34, 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7).

Согласно части 1 статьи 34 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статьей 47 указанного закона регламентировано, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

В соответствии со статьей 1 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 23.11.2005 N 91 (далее по тексту Устав), муниципальное образование город Нижний Новгород является городским округом, городом областного значения.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Устава г. Н.Новгород администрация города Нижнего Новгорода входит в структуру органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода.

В соответствии со ст. 43 Устава города, к полномочиям Администрации города Нижнего Новгорода отнесено: разработка и утверждение в установленном порядке правил пользования общесплавной системой коммунальной канализации города Нижнего Новгорода, в том числе устанавливает нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а также лимиты водопотребления и водоотведения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Постановлением Администрации г. Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ уставлены нормативы состава сточных вод для абонентов АО «Нижегородский водоканал» (технологическая зона водоотведения – Нижегородская станция аэрации (НСА)) согласно приложению. Действие постановления распространено с ДД.ММ.ГГГГ (п. 4 Постановления).

Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Администрации города Нижнего Новгорода нижнийновгород.рф ДД.ММ.ГГГГ, а также в печатном издании «День города. Нижний Новгород», N 84(1594), ДД.ММ.ГГГГ.

В силу части 8 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Давая правовую оценку оспариваемому административным истцом нормативному правовому акту Администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ, проверяя его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии с пунктом 13.1 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).

Из пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.

Согласно подпункту 9.1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", введенному в действие с 1 января 2019 года, установление нормативов состава сточных вод отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях.

В соответствии с частью 11 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с Правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе, порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод (пункт 8.1), порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, порядок уменьшения для абонентов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае реализации абонентами планов снижения сбросов (пункт 8.2).

Приведенные положения введены Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 225-ФЗ и вступили в силу с 1 января 2019 года.

С этой даты утратила силу глава 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" "Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения", вместо которой данный федеральный закон был дополнен главой 5.1 "Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)".

Согласно ст. 30.1 Федерального закона от 07.11.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (начало действия редакции - 01.01.2019) в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод. Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", введенным в действие 3 июня 2020 года, которым Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, дополнены разделом XIII "Порядок установления нормативов состава сточных вод, в том числе порядок расчета показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, и особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ".

Согласно установленному в Федеральном законе от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядку исчисления платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод (введен в действие с 01.01.2019), абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод.

В связи с принятием Постановления № 728 из постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила № 644) исключаются положения, регулирующие установление в отношении объектов абонентов нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимитов на сбросы.

В соответствии с пунктами 8.1, 8.2 части 11 статьи 7, частями 1,2,3 и 5 статьи 30.1, частями 1 и 3 статьи 30.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», в Правила № 644 вводятся положения, регулирующие порядок установления нормативов состава сточных вод, в том числе порядок расчета показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, и особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ, порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию абонентом мероприятий по обеспечению предотвращения превышения им нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов.

Постановлением Правительства от 22 мая 2020 года № 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" и Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", признаны утратившими силу с 01.07.2020.

Таким образом, с момента вступления в силу изменений, предусмотренных Постановлением № 728, ранее действовавший порядок регулирования расчета указанных платежей утратил силу.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Нижегородский водоканал» и ООО «Завод штампов и пресс-форм» заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

Во исполнение условий договора от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Завод штампов и пресс-форм» вносились платежи за негативное воздействие на водный объект через централизованную систему отопления, в том числе, за 1 квартал 2020 года- 1444 рубля 88 копеек, за 2 квартал 2020 года – 1 269 рублей 54 копейки, за июль 2020 года – 34 185 рублей 68 копеек, за август 2020 года – 38 261 рубль 93 копейки, за сентябрь 2020 года 46 243 рубля 25 копеек, за октября 2020 года – 19 570 рублей 01 копеек, за ноябрь 2020 года – 19 638 рублей 62 копейки, за декабрь 2020 года – 14 363 рубля 70 копеек.

Доводы о нарушении прав и законных интересов административного истца указанием в оспариваемом пункте постановления на распространение действия с ДД.ММ.ГГГГ, подлежат отклонению.

Обязанность абонента внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества сверх установленных нормативов состава сточных вод установлена частью 1 статьи 30.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728 органам местного самоуправления городских округов рекомендовано установить нормативы состава сточных вод в соответствии с требованиями данного постановления со сроком начала их действия не позднее 1 июля 2020 года.

С учетом рекомендаций, указанных в п. 2 Постановлении Правительства РФ от 22 мая 2020 года, действие постановления администрации г. Нижнего Новгорода обоснованно распространено на период с 01.07.2020 года.

Доводы административного истца о том, что в соответствии с Постановлением администрации г.Нижнего Новгорода № 3193 от 08.09.2020 года существенно возросла плата за превышение норматива состава сточных вод, подлежат отклонению.

Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 №728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, внесен раздел XV, который содержит порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и порядок взимания указанной платы.

Согласно п. 197 Правил № 644 Плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) для объектов абонентов, в отношении которых применяются нормативы состава сточных вод, определяется организацией, осуществляющей водоотведение, по следующей формуле (без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно).

Согласно п. 194 Правил № 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Доказательств того, что в спорный период сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых не превышали установленные нормативы состава сточных вод, в процессе рассмотрения дела не представлено.

В соответствии со статьей 52 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.11.2005 № 91, глава города Нижнего Новгорода в пределах своих полномочий, установленных Уставом города Нижнего Новгорода и решениями городской Думы города Нижнего Новгорода, издает постановления администрации города Нижнего Новгорода по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области, а также распоряжения администрации города Нижнего Новгорода по вопросам организации работы администрации города Нижнего Новгорода.

Нормативы состава сточных вод для абонентов АО «Нижегородский водоканал» определены в Постановлении администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с нормами, установленными Постановлением и Правилах . В Постановлении администрация города Нижнего Новгорода тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения не устанавливала.

Исходя из изложенного, оснований для признания оспариваемого административными истцами п.4 постановления администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов сточных вод для абонентов АО «Нижегородский водоканал» (технологическая зона водоотведения – Нижегородская станция аэрации (НСА))» не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не имеется.

Согласно п.2 ч.2 ст.215 КАС РФ: «2. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу».

При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления о признании положения пункта 4 Постановления администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов состава сточных вод для абонентов АО «Нижегородский водоканал» (технологическая зона водоотведения – Нижегородская станция аэрации (НСА))» недействующим в части распространения положений указанного постановления на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ должно быть отказано в полном объеме.

руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Завод штампов и пресс-форм» к Администрации города Нижнего Новгорода о признании положения пункта 4 Постановления администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов состава сточных вод для абонентов АО «Нижегородский водоканал» (технологическая зона водоотведения – Нижегородская станция аэрации (НСА))» недействующим в части распространения положений указанного постановления на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

Судья Ю.В.Кучерова