ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1027/19 от 02.04.2019 Иркутского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.Ю., при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Иркутского районного муниципального образования об оспаривании нормативно-правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Иркутского районного муниципального образования, в котором просит: признать несоответствующим нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Постановление администрации Иркутского районного муниципального образования от 22.12.2017 N 631 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2018 - 2020 годы» в части не включения в схему павильона «Информационно-туристический центр «ЭРСИ», расположенного по адресу: ...., площадью 11 кв.м., на земельном участке площадью 15 кв.м., в схему НТО; обязать Администрацию Иркутского районного муниципального образования включить в схему НТО, утверждённую Постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 22.12.2017

N 631 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2018 - 2020 годы» объект по адресу: ...., площадью 11 кв.м., на земельном участке площадью 15 кв.м.

В обоснование исковых требований истец указал, что ФИО1 является

индивидуальным предпринимателем. **/**/**** административным истцом была получена телеграмма о необходимости явиться в ТУ Росреестра по Иркутской области **/**/**** для проведения внеплановой документальной проверки для составления протокола об административном правонарушении по ст. 7.1. КоАП РФ. Из данной телеграммы ФИО1 узнала, что объект - павильон «Информационно-туристический центр «ЭРСИ», расположенный по адресу: ...., площадью: 11 кв.м., на земельном участке площадью: 15 кв.м., не включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2018 - 2020 годы (далее - схема НТО), утверждённую Постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от **/**/**** «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2018 - 2020 годы».

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административный истец полагает, что Постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 22.12.2017 № 631 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2018 - 2020 годы» нарушаются его права.

Строкой 14 Схемы размещения нестационарных торговых объектов утверждённой Постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 04.12.2015 N 2605 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2016 год» предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта - павильон по адресу: р..... специализация нестационарного торгового объекта (ассортимент реализуемой продукции): информационный центр; площадь нестационарного торгового объекта: 10 кв.м., площадь земельного участка: 15 кв.м., срок, период размещения нестационарного торгового объекта: с **/**/**** по **/**/****, собственник земельного участка, на котором расположен нестационарный торговый объект: неразграниченная государственная земля.

Строкой 16 Схемы размещения нестационарных торговых объектов утверждённой Постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 30.12.2016 г. N 433 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2016 год» предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта - павильон по адресу: р..... специализация нестационарного торгового объекта (ассортимент реализуемой продукции): информационный центр; площадь нестационарного торгового объекта: 11 кв.м., площадь земельного участка: 15 кв.м., срок, период размещения нестационарного торгового объекта: не менее 11 месяцев, собственник земельного участка, на котором расположен нестационарный торговый объект: неразграниченная государственная земля.

**/**/****ФИО1 на имя Главы Листвянского муниципального образования было подано заявление в котором указано, что павильон работает и административный истец просит включить его в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования.

На основании пункта 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ).

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 10 Закон № 381-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-Ф3, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Согласно части 6 статьи 10 Закона 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждение указанной схемы.

В настоящее время на территории Иркутского районного муниципального образования схема НТО утверждена Постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 22.12.2017 N 631 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2018 - 2020 годы».

В соответствии с пунктом 10 Приказа Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 20.01.2011 N 3-спр «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области схемы размещения нестационарных торговых объектов" схема разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления по каждому городскому, сельскому поселению, входящему в его состав, в срок до 1 ноября года, предшествующего году начала срока действия Схемы. Схема разрабатывается с учетом предложений органов местного самоуправления городских, сельских поселений, входящих в состав муниципального района.

Аналогичная позиция содержится в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О, согласно которому: «Положения части 6 статьи 10 Закона 381-ФЗ направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. Нормы Земельного Кодекса РФ и Закона N 381-ФЗ связывают наличие возможности использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов с включением таких объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации законодатель не предусматривает обязанность субъекта, желающего использовать землю или земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в целях размещения нестационарного торгового объекта, получить соответствующее разрешение уполномоченного органа. Из анализа действующего нормативного регулирования спорных правоотношений следует, что закон связывает наличие возможности использования земель или земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов с включением таких объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации законодатель не предусматривает обязанность субъекта, желающего использовать землю или земельный участков, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в целях размещения нестационарного торгового объекта, получить соответствующего разрешение уполномоченного органа».

Кроме того, указанные действия Администрации Иркутского районного муниципального образования нарушают права истца, предусмотренные частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на стабильность хозяйственной деятельности, право на долгосрочное планирование своего бизнеса, право на свободы экономической деятельности.

Административный истец полагает, что ему фактически запретили заниматься предпринимательской деятельностью в форме оказания информационно-консультационных услуг в сфере туристической деятельности. Павильон принадлежит ФИО1 на праве собственности. Информационный центр оказывает услуги консультационного характера для многочисленных туристов, посещающих Листвянское муниципальное образование.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

Представители административного истца ФИО9, ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.

Представители административного ответчика администрации Иркутского районного муниципального образования ФИО4, ФИО5 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, представив письменный отзыв.

Представитель администрации Листвянского муниципального образования Васёв А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, представив письменные возражения.

Представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО6 разрешение вопроса по заявленным требованиям оставила на усмотрение суда, представив письменные пояснения.

Старший помощник прокурора Иркутского района ФИО7 полагала заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1);

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт "а" пункта 2);

форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты (подпункт "б" пункта 2);

процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт "в" пункта 2);

правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (подпункт "г" пункта 2);

соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).

В силу части 9 той же статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 этой статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").

Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года установлено, что включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях:

а) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

б) размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;

в) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;

г) повышение доступности товаров для населения (пункт 3).

Для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4).

Пунктом 3 Приказа Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 20.01.2011 N 3-спр "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области схемы размещения нестационарных торговых объектов" установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается в целях:а) создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения и обеспечения доступности товаров для населения;

б) упорядочения размещения нестационарных торговых объектов;

в) предоставления равных возможностей субъектам предпринимательской деятельности.

Схема разрабатывается с учетом: а) необходимости обеспечения устойчивого развития территории муниципальных образований Иркутской области, в том числе с учетом архитектурных, градостроительных, строительных, санитарных и пожарных норм и правил, проектов планировки и благоустройства территории муниципального образования, правил сохранения объектов культурного наследия, а также режимов использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия; б) необходимости достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (п. 6 Приказа).

При разработке Схемы следует руководствоваться следующими принципами:

а) нестационарные торговые объекты размещаются для достижения обеспеченности населения площадью торговых объектов до уровня установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

б) Схемой должно предусматриваться размещение не менее шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов;

в) нестационарные торговые объекты должны размещаться с учетом обеспечения свободного движения пешеходов и доступа потребителей к объектам торговли;

г) места размещения нестационарных торговых объектов и их внешний вид не должны нарушать внешний архитектурный облик сложившейся застройки (п. 7 Приказа).

Пунктом 9 указанного приказа установлено, что решение о подготовке Схемы принимается правовым актом органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Иркутской области (далее - орган местного самоуправления) и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и/или размещается на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального образования Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В решении о подготовке Схемы указываются сроки разработки Схемы и состав ответственных за ее разработку исполнителей.

Схема разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления по каждому городскому, сельскому поселению, входящему в его состав, в срок до 1 ноября года, предшествующего году начала срока действия Схемы (пункт 10).

Схема разрабатывается с учетом предложений органов местного самоуправления городских, сельских поселений, входящих в состав муниципального района.

Схема утверждается не позднее 31 декабря года, предшествующего году начала срока действия Схемы (пункт 11).

Проект Схемы до ее утверждения согласовывается со следующими органами:

а) исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления муниципального образования Иркутской области:

уполномоченным в области регулирования потребительского рынка (при наличии такого органа);

уполномоченным в области градостроительной деятельности (при наличии такого органа);

уполномоченным в области использования и распоряжения земель (при наличии такого органа);

уполномоченным в области организации благоустройства (при наличии такого органа);

уполномоченным в области обеспечения благоприятной окружающей среды (при наличии такого органа);

уполномоченным в области организации дорожной деятельности и оказания транспортных услуг населению (при наличии такого органа);

б) исполнительными органами государственной власти Иркутской области:

службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области (в случаях включения в Схему объектов, расположенных в границах территорий объектов культурного наследия и в границах зон охраны объектов культурного наследия);

министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области (в случаях включения в Схему объектов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения).

В течение 10 календарных дней со дня получения проекта Схемы органы, указанные в пункте 12 Порядка, проводят согласование или отказывают в согласовании проекта Схемы с указанием причин (пункт 13).

Постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 29.09.2016 № 312 «О подготовке схемы размещения нестационарных торговых объектов» рекомендовано главам поселений Иркутского района в срок до **/**/**** подготовить и представить в управление сельского хозяйства и потребительского рынка администрации Иркутского районного муниципального образования (далее - Управление) предложения по перспективным местам размещения нестационарных торговых объектов для рассмотрения и включения их в схему, путем подготовки проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов по соответствующим поселениям Иркутского районного муниципального образования. Подготовленный проект схемы представить в Комиссию.

Управлению совместно с главами поселений (по согласованию) в срок до **/**/**** провести инвентаризацию, фактически существующих нестационарных объектов (далее - инвентаризация), и представить результаты инвентаризации в Комиссию.

Управлению с учетом поступивших от глав поселений Иркутского района предложений в срок до **/**/**** разработать проект схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2017 год (далее - схема) в форме приложения к "Порядку разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области схемы размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Порядок), утвержденному приказом Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от **/**/**** N 3-спр (далее - Приказ), и представить в Комиссию для рассмотрения.

Комиссии: в срок до **/**/**** рассмотреть подготовленный Управлением проект схемы и направить его на согласование с органами, перечень которых установлен п. 12 Порядка (далее - заинтересованные органы); после согласования проекта схемы с заинтересованными органами представить его на утверждение должностному лицу администрации Иркутского районного муниципального образования, полномочному издавать правовой акт об ее утверждении.

Постановлением от **/**/**** «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2018-2020 годы» утверждена схема размещения НТО.

Согласно приложению к постановлению, на территории Листвянского муниципального образования утверждены 6 мест расположения нестационарных торговых объектов.

Истица ФИО1, обращаясь с настоящим административным иском, указала, что постановление от **/**/**** нарушает ее права.

ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, принадлежащий ей павильон «Информационно-туристический центр «ЭРСИ», расположенный по адресу: ...., площадью: 11 кв.м., на земельном участке площадью: 15 кв.м., не включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2018 - 2020 годы, утверждённую Постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 22.12.2017 № 631.

Постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 04.12.2015 N 2605 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2016 год», постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 30.12.2016 N 433 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования», НТО, принадлежащий истице, был включен в схему НТО.

**/**/**** главой администрации Листвянского муниципального образования в адрес отдела по потребительскому рынку администрации Иркутского района направлено ходатайство о включении нестационарных торговых мест, расположенных на территории Листвянского МО в схему размещения нестационарных торговый объектов территории Иркутского районного МО на 2018-2020 гг.

**/**/****ФИО1 на имя Главы Листвянского муниципального образования было подано заявление в котором указано, что информационный центр работает, административный истец просит включить его в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2018-2020 гг.

**/**/**** глава администрации Листвянского муниципального образования обратился с ходатайством о включении в постановление от **/**/**** павильона «Информационно-туристический центр «ЭРСИ», расположенный по адресу: ...., площадью 11 кв.м., на земельном участке площадью 15 кв.м, в схему НТО.

Доводы административного ответчика о том, что указанное ходатайство администрацией не было получено, судом признаются несостоятельными, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

Так, в материалы дела представлена переписка администрации Иркутского района с административным истцом ФИО1, в которой указано, что не включен павильона «Информационно-туристический центр «ЭРСИ», расположенный по адресу: .... в связи с технической ошибкой. Также в материалы дела представлена переписка с министерством имущественных отношений Иркутской области по вопросу внесения изменений в оспариваемое постановление.

Из представленных в материалы дела писем следует, что административным ответчиком предпринимались попытки по включению НТО, принадлежащего административному истцу, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования, однако решение по данному вопросу не было принято.

Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

Применительно к сфере торговли аналогичное положение предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

В силу статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.

На основании положений статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Требования приведенных нормативных правовых актов при принятии в оспариваемой части Постановления администрации Иркутского районного муниципального образования от 22.12.2017 № 631 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2018-2020 годы» не учтены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления в части требований о признании несоответствующим нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Постановления администрации Иркутского районного муниципального образования от 22.12.2017 N 631 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2018 - 2020 годы» в части не включения в схему павильона «Информационно-туристический центр «ЭРСИ», расположенного по адресу: .... площадью 11 кв.м., на земельном участке площадью 15 кв.м., в схему НТО.

Согласно части 11 статьи 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При этом суд учитывает, что оснований для возложения на административного ответчика обязанности по включению в схему НТО, утвержденную постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 22.12.2017 № 631 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2018-2020 годы» объекта по адресу: ...., площадью 11 кв.м., на земельном участке площадью 15 кв.м. не имеется. Суд не вправе обязывать органы или должностные лица к принятию тех или иных активных действий в отношении оспариваемых актов, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный акт и по существу означать вмешательство в деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, нарушать конституционный принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации Иркутского районного муниципального образования, удовлетворить частично.

Признать несоответствующим нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Постановление администрации Иркутского районного муниципального образования от **/**/**** «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2018-2020 годы» и недействительным в части не включения в схему павильона «Информационно-туристический центр «ЭРСИ», расположенный по адресу: ...., площадью 11 кв.м., на земельном участке площадью 15 кв.м, в схему НТО со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении требований о возложении обязанности на администрацию Иркутского районного муниципального образования по включению в схему НТО, утвержденную постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 22.12.2017 № 631 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2018-2020 годы» объекта по адресу: ...., площадью 11 кв.м., на земельном участке площадью 15 кв.м. - отказать.

Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: Т.Ю. Сорокина