Дело № 2а – 1027/2019 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Октябрьский районный суд г. Иваново в составе: председательствующего судьи Каташовой А.М., при секретаре Гуськовой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Некоммерческому партнерству «Гильдия риэлторов Ивановской области» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, установил: Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области (далее – Управление) обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просило ликвидировать Некоммерческое партнерство «Гильдия риэлторов Ивановской области» (далее – Партнерство) и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Требования мотивированы тем, что Управлением 04 марта 2009 года Партнерство зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером (далее – ОГРН) №, 10 марта 2009 года выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации. В ходе проведения административным истцом плановой документарной проверки деятельности Партнерства в период с 15 января 2018 года по 09 февраля 2018 года выявлен ряд грубых нарушений действующего законодательства и положений Устава Партнерства, в частности, использование символики, описание которой отсутствует в Уставе Партнерства; не информированиеУправления об изменении адреса местонахождения; осуществление приносящего доход вида деятельности, не соответствующего указанным в Уставе целям Партнерства; несоответствие Устава действующему федеральному законодательству.09 февраля 2018 года Управлением в адрес Партнерства направлено письменное предупреждение № об устранении выявленныхв ходе проведения проверкинарушений законодательства в срок до 20 апреля 2018 года, которое было получено исполнительным директором Партнерства.В указанный срок нарушения устранены не были. В этой связи Управлением в адрес Партнерства 03 октября 2018 года вынесено повторное письменное предупреждение № с установлением срока до 05 декабря 2018 года для устранения нарушений, которое также оставлено Партнерством без исполнения. Представитель административного истца Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель административного ответчикаПартнерства в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в телефонограмме просил рассмотреть дело в свое отсутствие, против удовлетворения требований не возражал. Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии с ч. 2 ст. 150 и ч. 4 ст. 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствии указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания по рассмотрению административного искового заявления. Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам. Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций определены Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Из норм ст.ст. 2, 8 указанного Федерального закона следует, что одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации является некоммерческое партнерство. В соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ учредительным документом некоммерческого партнерства является Устав; требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками). В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года№ 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций. Как следует из п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с пп. 2 настоящего пункта;2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;4) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами. Такие проверки могут проводиться в отношении структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, за исключением структурных подразделений иностранной неправительственной некоммерческой организации, обладающих иммунитетом от указанных действий;5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Судом установлено, что 04 марта 2009 года в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации Партнерствас присвоением ему ОГРН №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации от 03 апреля 2012 года (л.д. 13), выпиской изЕГРЮЛ (л.д. 57-64). В период с 15 января 2018 года по 09 февраля 2018 года на основании распоряжения от26 декабря 2017 года№-р (л.д. 25-29) Управлением проводилась плановая документарная проверка деятельности Партнерства, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и положений Устава некоммерческой организации, отраженные в акте проверки № от 09 февраля 2018 года (л.д. 32-38). Исполнительным директором Партнерства 15 января 2018 года в адрес Управления представлялась пояснительная записка, где указывалось на то, что у Партнерства нет в собственности какого-либо недвижимого имущества; с 01 апреля 2016 года Партнерство находится по адресу: <адрес>; организация исключена из членов РГР в связи с добровольным выходом; новые члены в организацию не входили с 01 февраля 2017 года; организация не имеет печатных органов, СМИ, Интернет-сайта, использует эмблему на печати и на бланках писем; организация осуществляла деятельность, соответствующую целям на безвозмездной основе (л.д. 39-41). По итогам проверки в адрес Партнерства административным истцом 09 февраля 2018 года направлено предупреждение с требованием об устранении нарушений требований действующего законодательства и Устава в срок до 20 апреля 2018 года (л.д. 43-47). 03 октября 2018 года в адрес некоммерческой организации Управлением направлялось повторное предупреждение, где срок устранения выявленных нарушений устанавливался до 05 декабря 2018 года (л.д. 48-52). Выявленные административным истцом нарушения представителем Партнерства не оспорены, доказательств их устранения на момент рассмотрения настоящего административного дела не представлено. В ходе проверки установлено использование Партнерством символики, описание которой отсутствует в Уставе данной некоммерческой организации, что является нарушением положений п. 5 ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ. В нарушение требований п. 7 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ Партнерство не проинформировало Управление о смене места нахождения в течение трех дней с момента такого изменения и не представило необходимые документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Так, в соответствии с Уставом место нахождения Партнерства значится: <адрес><адрес>. Вместе с тем согласно письменным пояснениям исполнительного директора партнерствас 01 апреля 2016 года фактический адрес организации: <адрес>, на основании договора безвозмездного пользования от 01 апреля 2016 года В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона «Онекоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Осуществление Партнерством в 2015 году такого вида деятельности как оказание услуг юридическим лицам – членам Партнерства и третьим лицам по заключаемым договорам, который включал в себя продвижение информации о юридических лицах и предоставление выставочных мест, не установлен в Уставенекоммерческой организации и не соответствует её целям, указанным в п. 2.1 Устава. Кроме того, проверкой установлено, что отдельные положения Устава Партнерства противоречат требованиям действующего законодательства, а именно: в нарушение п. 5 ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ установлено право иметь зарегистрированную в порядке, установленном законом Российской Федерации символику – флаг, эмблему, вымпелы и другие средства индивидуализации, подлежащие регистрации и учету в порядке установленном законодательством; в наименовании Партнерства не указана организационно-правовая форма; не в полном объеме отражены права и обязанности членов Партнерства; право на выход из Партнерства ограничено условием – окончание финансового года; не в полном объеме отражены вопросы исключительной компетенции общего собрания членов Партнерства; к компетенции Правления Партнерства отнесены вопросы, входящие в исключительную компетенцию высшего органа управления некоммерческой организации; в нарушение положений п. 8 ст. 63 ГК РФ предусмотрена возможность распределения оставшегося после ликвидации Партнерства имущества между членами организации. В соответствии со ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; а также в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. В силу п. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Аналогичные положения содержатся в ст. 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Таким образом, исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений. Учитывая, что Партнерство допустило нарушения федерального законодательства и Устава организации, которые не были устранены после вынесенных уполномоченным органом предупреждений, суд полагает, что имеются предусмотренные ст. 61 ГК РФоснования для ликвидации в судебном порядке некоммерческой организации – Некоммерческого партнерства «Гильдия риэлторов Ивановской области» и исключения записи о ней из ЕГРЮЛ. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд решил: Административное исковое заявлениеУправления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Некоммерческому партнерству «Гильдия риэлторов Ивановской области» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить. Ликвидировать Некоммерческое партнерство «Гильдия риэлторов Ивановской области», исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья: Каташова А.М. Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2019 года. |