ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1027/2016 от 29.11.2016 Городищенского районного суда (Пензенская область)

Дело № 2а-1027/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Городище 29 ноября 2016 года

мотивированное решение

изготовлено: 02 декабря 2016 года

Городищенский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Надысиной Е.В.,

при секретаре Чиркиной Е.Г.,

с участием представителя административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пензенской области - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пензенской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости и об обязании ответчика провести действия по государственной регистрации права собственности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Межмуниципальному отделу по Городищенскому, Лопатинскому и Шемышейскому районам Управления Росреестра по Пензенской области, указав, что <дата> ответчиком отказано ему в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, с назначением: сооружение электроэнергетики, наименование: сооружение электроснабжения на напряжение 380В поста технического обслуживания автотранспортных средств по <адрес>, с кадастровым номером <номер>. Полагает отказ Межмуниципального отдела по Городищенскому, Лопатинскому и Шемышейскому районам Управления Росреестра по Пензенской области незаконным, поскольку спорное сооружение является линией электропередачи напряжением 0, 4 кВ, созданной для обеспечения электроснабжения построенного здания, не относится к объектам электросетевого хозяйства, напряжением 330 киловольт, и необходимость в получении разрешения на строительство и ввод указанного объекта в эксплуатацию не требуется. Расположение спорного объекта недвижимости на земельных участках, не принадлежащих заявителю, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права, поскольку в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 03.12.2014 года № 1300 «Об утверждении перечня объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», размещение линии электропередач, классом напряжения до 35 кВ осуществляется без предоставления земельных участков.

Истец просил признать незаконным отказ Межмуниципального отдела по Городищенскому, Лопатинскому и Шемышейскому районам Управления Росреестра по Пензенской области от <дата><номер>. в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером <номер>, назначение: сооружение электроэнергетики, наименование: сооружение электроснабжения на напряжение 380В поста технического обслуживания автотранспортных средств по <адрес> год ввода в эксплуатацию 2005, протяженность 300 м, адрес: (описание местоположения) <адрес> от поста технического обслуживания автотранспортных средств до трансформаторной подстанции 10/04 <адрес>; обязать административного ответчика произвести действия по государственной регистрации права собственности ФИО2 на указанный объект недвижимости.

Определением Городищенского районного суда Пензенской области от <дата>, с согласия административного истца ФИО2, произведена замена ответчика - Межмуниципального отдела по Городищенскому, Лопатинскому и Шемышейскому районам Управления Росреестра по Пензенской области на ответчика - Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пензенской области.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном заявлении истец просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пензенской области - ФИО1 в судебном заседании исковые требования ФИО2 не признал, указав на законность оспариваемого отказа в государственной регистрации права собственности, ссылаясь на положения ст.ст. 16 - 18, 25 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ч.1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ», ст. ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ, указав, что право собственности на вещь может быть приобретено при условии, что она создана с соблюдением закона. Для подтверждения выполнения строительства объекта недвижимости в полном объеме требуется акт приемочной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию либо разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. ФИО2 на регистрацию представлен акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию, утвержденный постановлением Главы администрации Городищенского района Пензенской области от <дата><номер>, согласно которому в эксплуатацию принят пункт технического обслуживания, магазин. Сведений о приемке в эксплуатацию спорного объекта электроэнергетики акт приемки не содержал. Согласно ответу администрации Городищенского района Пензенской области <номер> от <дата>, направленному в регистрирующий орган по запросу последнего, сведения о принятии в эксплуатацию объекта недвижимого имущества (сооружения электроэнергетики) отсутствуют. Документ, подтверждающий приемку в эксплуатацию спорного сооружения электроснабжения, на государственную регистрацию представлен не был, равно как не было представлено каких-либо документов, подтверждающих, что заявленное на регистрацию сооружение является объектом вспомогательного использования, а также документы, подтверждающие права административного истца на земельные участки под спорным сооружением. Просил в удовлетворении иска отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие административного истца и заинтересованных лиц, и приходит к следующему.

Установлено, что <дата> ФИО2 обратился в Межмуниципальный отдел по Городищенскому, Лопатинскому и Шемышейскому районам Управления Росреестра по Пензенской области о государственной регистрации права собственности на сооружение с кадастровым номером <номер>, расположенное по адресу: <адрес>, от поста технического обслуживания автотранспортных средств до трансформаторной подстанции 10/04 <адрес>.

В качестве правоустанавливающих документов заявителем были представлены:

- постановление главы администрации Городищенского района Пензенской области от <дата> № 340п «Об утверждении актов приемки в эксплуатацию законченного строительства пункта технического обслуживания с магазином <адрес>» (т. 1 л.д. 39).

- кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от <дата><номер> (т.1 л.д. 67-69);

- акт государственной приемочной комиссии о приеме законченного строительством объекта в эксплуатацию от <дата> (пункт технического обслуживания с магазином) (т.1 л.д. 33-38);

- свидетельство о государственной регистрации права от <дата> серии <адрес> (нежилое здание (пункт технического обслуживания с магазином)) (т.1 л.д. 66);

- кадастровый паспорт сооружения от <дата><номер> (т.1 л.д. 28-30);

- договор подряда от <дата><номер> на выполнение электромонтажных и пусконаладочных работ по строительству воздушной линии передачи электрической энергии и мощности ВЛ-0,4кВ, протяженностью 0, 53 км от ТП-400 - 10/0,4 <номер> до объекта недвижимого имущества Заказчика поста технического обслуживания (т.1 л.д. 40 - 44);

- договор энергоснабжения <номер> от <дата> (т.1 л.д.50-57);

- акт по разграничению балансовой принадлежности и ответственности сторон (т.1 л.д. 58), а также иные документы, что подтверждается копией дела правоустанавливающих документов (т.1 л.д. 22 - 96).

В соответствии с п. 9 Кадастрового паспорта на сооружение с кадастровым номером <номер>, спорный объект расположен на земельных участках с кадастровыми номерами: <номер>, <номер>, <номер>. По сведениям Единого государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Государственного кадастра недвижимости права ФИО2 на данные земельные участки не зарегистрированы.

Сведения о правах на земельные участи с кадастровыми номерами <номер>, <номер> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют, земельный участок с кадастровым номером <номер> находится в пользовании ФИО5., на основании договора аренды земельного участка от <дата>.

При проведении правовой экспертизы документов у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации прав, в связи с чем, <дата> государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона № 122-ФЗ на срок до <дата> (т.1 л.д. 72 - 74).

Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации устранены не были, <дата> государственным регистратором на основании абзаца 4, 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 122-ФЗ (в представленных документах имеются противоречия в части идентификации описанного объекта в документах и сведениях об объекте, находящемся на кадастровом учете, отсутствует правоустанавливающий документ, свидетельствующий о возможности зарегистрировать право собственности на сооружение в порядке п. 1 ст. 25 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») в государственной регистрации права собственности отказано.

По запросу Управления Росреестра по Пензенской области Администрацией Нижнеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области представлена информация об отсутствии сведений о приемке в эксплуатацию спорного сооружения электроэнергетики, и не представлено сведений о том, что данный объект относится к объектам вспомогательного назначения и что разрешение на его строительство не требуется. Сооружение располагается на земельных участках, не принадлежащих заявителю (т.1 л.д. 77-81).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона № 122-ФЗ основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5 и 30.1 данного Федерального закона, установлены непосредственно в этих же статьях этого же Федерального закона № 122-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Согласно пункту 3 статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

Основания для отказа в государственной регистрации прав установлены статьей 20 Федерального закона № 122-ФЗ.

В соответствии с абзацами 4 и 10 пункта 1 указанной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случае, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Установлено, что в представленных ФИО2 в регистрирующий орган документах имеются противоречия в части идентификации объекта, описанного в представленных документах и сведениях об объекте, указанных в ГКН.

Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона № 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

В Общероссийском классификаторе основных фондов, утвержденном Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 359, к сооружениям отнесены инженерно-строительные объекты, предназначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. При этом объектом, выступающим как сооружение, является каждое сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.

В силу пункта 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что спорный объект относится к объектам капитального строительства.

Статьей 2 Градостроительного кодекса РФ установлено, что градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Из содержания п. 10, п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что линии электропередачи являются линейными сооружениями и относятся к объектам капитального строительства.

В силу части 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ документом, удостоверяющим выполнение строительства линейного объекта, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которому предшествует, в силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство линейного объекта.

Согласно пункту 1 ст. 22.1 Закона Пензенской области «Градостроительный устав Пензенской области» от <дата><номер> разрешение на строительство не требуется в случаях строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также электроустановок напряжением до 20 киловольт включительно.

Пунктом 2 ст. 22.1 Градостроительного устава Пензенской области предусмотрено, что строительство, реконструкция указанных выше объектов без получения разрешения на строительство, реконструкцию допускается при соблюдении следующих условий:

- наличие решения исполнительного органа государственной власти Пензенской области или органа местного самоуправления Пензенской области, уполномоченного на распоряжение земельными участками, об использовании земельного участка для размещения объекта, в случае нахождения его в государственной или муниципальной собственности, или наличие правоустанавливающего документа на земельный участок, а в случае размещения объекта на земельных участках, принадлежащих физическим и юридическим лицам - согласия указанных лиц;

- наличие проектной документации на строительство, реконструкцию объектов;

- проведение земляных работ в порядке, установленном правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, регистрация имущественных прав на линии электропередачи без разрешения на ввод в эксплуатацию возможна только при предоставлении документов, подтверждающих право на строительство без разрешения на строительство объекта капитального строительства, при предоставлении документов, предусмотренных п.2 ст. 22.1 Градостроительного устава Пензенской области. Отсутствие таких документов предполагает отсутствие права на строительство без разрешения на строительство и отсутствие законных оснований для государственной регистрации права в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Установлено, что земельные участки, на которых расположен спорный объект в пользовании, собственности ФИО2 не находятся. Кроме того, один из земельных участков с кадастровым номером <номер>, площадью 5088 кв.м., назначением - земли населенных пунктов, для строительства газопровода, находится в пользовании ФИО5, на основании договора аренды земельного участка от <дата> (т.2 л.д. 11).

Однако, административным истцом не представлены доказательства того, что на момент проведения работ по возведению спорного объекта недвижимого имущества им соблюден порядок предоставления земельных участков в целях строительства или эксплуатации объекта электросетевого хозяйства.

При этом, ссылки истца на положения постановления Правительства РФ от 03.12.2014 года № 1300 «Об утверждении перечня объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», в данном случае необоснованны, поскольку на спорный объект указанное постановление не распространяется, ввиду того, что на момент вступления постановления в законную силу данный объект уже был размещен (Письмо Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 года № 7064-ОГ/08).

В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Согласно части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются, в том числе, правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешение на строительство.

Статьей 89 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки, в частности, для размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики. Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истец не доказал право на строительство сооружения электроэнергетики без разрешения на строительство и документов, подтверждающих права на земельные участки под спорным сооружением, в удовлетворении иска ФИО2 надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пензенской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности от <дата><номер> на объект недвижимости с кадастровым номером <номер>, назначение: сооружение электроэнергетики, наименование: сооружение электроснабжения на напряжение 380В поста технического обслуживания автотранспортных средств по <адрес>, год ввода в эксплуатацию 2005 года, протяженность 300м; обязании административного ответчика провести действия по государственной регистрации права собственности, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Городищенский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Городищенского районного суда

Пензенской области Е.В.Надысина