Дело № 2а-1027/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2017 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Подгайной Н.В.,
при секретаре Капкиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о признании решения об отказе в возврате уплаченной государственной пошлины незаконным, возложении обязанности произвести возврат уплаченной государственной пошлины,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился к суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю (далее по тексту – Управление), с требованиями о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возврате уплаченной государственной пошлины незаконным, возложении обязанности произвести возврат уплаченной государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление с заявлением о возврате денежной суммы в размере <данные изъяты> руб., уплаченной за регистрацию прав (сделки) на объект недвижимого имущества и сделок с ним, на основании п.п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ, в связи уплатой государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено Гл. 25.3 НК РФ. К заявлению был приложен оригинал чека-ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающий уплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб. и факт погашения суммы регистратором ФИО2 в <данные изъяты> руб. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ Управлением принято оспариваемое решение, в связи с истечением срока давности по платежному документу. Административный истец полагает, что указанное решение является незаконным, поскольку в соответствии со ст. 333.40 НК РФ, заявление о возврате государственной может быть подано в течение трех лет со дня уплаты денежной суммы. Кроме того, последний день срока – ДД.ММ.ГГГГ выпадал на выходной день, в связи с чем, заявление было подано в Управление в следующий за выходным рабочий день, то есть в предусмотренный законом срок. На основании изложенного, просит заявленные требования удовлетворить.
Административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие /л.д.20/. Истцом представлены письменные пояснения /л.д.44-46/, в соответствии с которыми заявление о возврате государственной пошлины было подано им ДД.ММ.ГГГГ в филиал КГАУ «Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту – МФЦ), в соответствии с Порядком возврата (зачета) государственной пошлины, утвержденным Приказом Управления от 02.06.2015 г. № 179. В указанном порядке не предусмотрено отличие даты обращения заявителя в МФЦ от даты обращения в Управление, сроки принятия решений по обращения также одинаковые. Сама суть «единого окна» предполагает, что дата обращения заявителя в МФЦ является датой обращения заявителя в уполномоченный орган. В связи с изложенным, считает, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы.
Административный ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направил, ранее представил письменные возражения относительно иска /л.д.26-28/, в соответствии с которыми в удовлетворении требований ФИО1 следует отказать, поскольку положения налогового законодательства устанавливают требование о подаче заявления в установленный срок именно в орган, который осуществлял соответствующее действие, за которое государственная пошлина была уплачена. В рассматриваемом случае таким органом является Управление. На момент вынесения обжалуемого решения действовало соглашение от 30.12.2015 г. № 397 о взаимодействии между МФЦ, Управлением и филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю. Поступление заявления ФИО1 из МФЦ в Управление было осуществлено ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении трехлетнего срока со дня уплаты государственной пошлины. Передача МФЦ в Управление данного заявления была обеспечена в минимальный срок, установленный Порядком и Соглашением. День предоставления заявления ФИО1 в МФЦ не может являться днем подачи такого заявления непосредственно в регистрирующий орган, поскольку МФЦ не является органом, осуществляющим действие, за которое государственная пошлина была уплачена. Абзацем 3 п. 8 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» было закреплено, что днем приема предоставленных заявителем лично через МФЦ заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов является день получения таких заявлений и документов регистрирующим органом от МФЦ.
Исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 333.40, ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой (п. 1 ч. 1 ст. 333.40).
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (ч. 3 ст. 333.40).
Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 6.1).
В соответствии с п. п. 1.4, 2.6 Порядка возврата (зачета) государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Управления Росреестра по Пермскому краю от 02.06.2015 № 179, заявление о возврате (зачете) государственной пошлины может быть подано плательщиком в любой филиал КГАУ «Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - МФЦ), а также в любое структурное подразделение Управления, осуществляющее деятельность по приему/выдаче документов на государственную регистрацию прав (далее - отдел Управления), по усмотрению заявителя (п. 1.4).
Заявление о возврате (зачете) денежных средств (приложения 1-2) подается плательщиком либо его представителем на имя руководителя Управления в любой филиал МФЦ или отдел Управления, осуществляющий деятельность по приему/выдаче документов на государственную регистрацию прав (п. 2.1).
Заявления, принятые территориальными филиалами МФЦ, передаются на рассмотрение в отделы Управления, на территории обслуживания которых находится филиал, в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления (соглашение с МФЦ от 20.06.2013) (п. 2.6).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 через КГАУ «Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратился в Управление с заявлением о возврате денежной суммы в размере <данные изъяты> руб., уплаченной ДД.ММ.ГГГГ за регистрацию прав (сделки) на объект недвижимого имущества и сделок с ним, на основании п.п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ, в связи с уплатой государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 НК РФ /л.д.5-6/, что подтверждается распиской /л.д.9/.
К заявлению о возврате денежной суммы был приложен оригинал чека-ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающий уплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб., что сторонами не оспаривается.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ Управлением было принято решение об отказе в возврате государственной пошлины в связи с истечением срока давности по платежному документу /л.д.10-11/.
Решение Управления по обращению ФИО1 было направлено в его адрес ДД.ММ.ГГГГ /л.д.12,13/ и получено последним ДД.ММ.ГГГГ /л.д.14/, что свидетельствует о соблюдении административным истцом установленных законом сроков обращения в суд с настоящим административным иском.
Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, по правилам, установленным ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Управления об отказе в возврате уплаченной государственной пошлины, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку ФИО1 в предусмотренный действующим законодательством трехлетний срок со дня уплаты государственной пошлины (ч. 3 ст. 333.40 НК РФ) обратился с соответствующим заявлением в орган, уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые была уплачена государственная пошлина.
При этом суд учитывает, что последний день срока на подачу административным истцом заявления о возврате уплаченной суммы государственной пошлины - ДД.ММ.ГГГГ пришелся на выходной день, соответственно днем окончания срока подачи данного заявления следует считать ДД.ММ.ГГГГ (ст. 6.1 НК РФ).
То обстоятельство, что заявление о возврате государственной пошлины было подано административным истцом в Управление через КГАУ «Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» не свидетельствует о пропуске предусмотренного законом срока, так как Порядком возврата (зачета) государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Приказом Управления Росреестра по Пермскому краю от 02.06.2015 № 179, предусмотрено право плательщика на подачу заявления о возврате (зачете) государственной пошлины в любой филиал КГАУ «Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», по усмотрению заявителя.
Возражения административного ответчика о том, что на момент вынесения обжалуемого решения действовало соглашение от 30.12.2015 г. № 397 о взаимодействии между МФЦ, Управлением и филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, в соответствии с которым заявление ФИО1 из МФЦ в Управление поступило ДД.ММ.ГГГГ г., то есть по истечении трехлетнего срока со дня уплаты государственной пошлины, являются несостоятельными, поскольку указанное соглашение регулирует отношения, возникшие между вышеуказанными юридическими лицами, нормативно-правовым актом не является.
Ссылка административного ответчика на абз. 3 п. 8 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» также является несостоятельной, основанной на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд считает необходимым обязать Управление устранить в полном объеме допущенные нарушения прав административного истца, путем повторного рассмотрения заявления ФИО1 о возврате денежной суммы в размере 14 000 руб.
В силу положений ч. 9 ст. 227 КАС РФ, следует возложить на Управление обязанность сообщить Ленинскому районному суду г. Перми и ФИО1 об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании п. 4 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, настоящее решение опубликованию в печатных изданиях не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в возврате излишне уплаченной суммы от уплаты денежных средств по коду бюджетной классификации Российской Федерации признать незаконным.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о возврате суммы в размере <данные изъяты> руб.
Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить суду, а также административному истцу ФИО1 об исполнении настоящего решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Председательствующий (подпись) Н.В. Подгайная
<данные изъяты>