Дело № 2а-1027/2021
64RS0022-01-2021-002296-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2021 год г. Маркс
Марксовский городской суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Уварова А.С.,
при секретаре Цыгановой С.И.,
с участием помощника Марксовского межрайонного прокурора Тришкина М.А.,
представителя административного истца по доверенности ФИО1,
административного ответчика ФИО2, его законного представителя ФИО3,
адвоката на стороне административного ответчика ФИО4, действующего на основании ордера № 4744 от 13.10.2021 года,
представителя Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Саратовской области (далее – ЦВСНП ГУ МВД России по Саратовской области) по доверенности ФИО5,
представителя МОУ СОШ № 6 г. Маркса Саратовской области по доверенности ФИО6,
рассмотрев в закрытом судебном заседании административное дело по административному иску ОМВД России по Марксовскому району к несовершеннолетнему ФИО2, в лице законного представителя ФИО3 о помещении несовершеннолетнего в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по <адрес>
установил:
ОМВД России по Марксовскому району обратился в суд с административным исковым заявлением о помещении несовершеннолетнего ФИО2 в ЦВСНП ГУ МВД России по Саратовской области. В обоснование заявленных требований указывает, что с 01.09.2021года несовершеннолетний ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, учащийся 3а класса МОУ СОШ № 6 г. Маркса Саратовской области состоит на профилактическом учете в отделении ПДН Отдела МВД России по Марксовскому району. Основанием постановки на профилактический учет несовершеннолетнего ФИО2 послужило совершение подростком общественно-опасного деяния, ответственность за которое предусмотрена п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ, до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Так, 17.08.2021года в дневное время около здания кинотеатра «Кристалл» расположенного по адресу: <...>, ФИО2 вместе с несовершеннолетним ФИО7 похитили самокаты. После обращения владельцев данных самокатов в отдел полиции, данные самокаты были возвращены. По данному факту ОМВД России по Марксовскому району проводилась проверка в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ по результатам которой 26.08.2021 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего ФИО2 на основании п. 1 ч. 2, ст. 24 УПК, за отсутствием состава преступления предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ, так как он не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности. С момента постановки на профилактический учет в отделении ПДН Отдела МВД России по Марксовскому району с несовершеннолетним ФИО2 была проведена определенная профилактическая работа, а именно: с подростком проводились профилактические беседы о недопустимости совершения правонарушений, общественно-опасных деяний, о недопустимости пропусков занятий в школе без уважительной причины, о надлежащем поведении в быту. 06.10.2021 года Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав было принято решение рассмотреть Отделу МВД России по Марксовскому району вопрос о направлении несовершеннолетнего ФИО2 в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Саратовской области. В связи с вышеизложенным, в целях предупреждения совершения несовершеннолетним ФИО2 повторных общественно-опасных деяний и в целях защиты его жизни и здоровья, административный истец просит поместить несовершеннолетнего ФИО2 в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Саратовской области сроком до 30 суток.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании административное исковое заявление поддержала и просила удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в иске.
Административный ответчик несовершеннолетний ФИО2 и его законный представитель ФИО3 в судебном заседании возражали относительно удовлетворения исковых требований, указывая на то, что в настоящее время осознал содеянное, ранее ничего подобного не совершал и обещает, не допуская подобного впредь.
Адвокат на стороне административного ответчика ФИО4, в судебном заседании, возражал относительно удовлетворения исковых требований, указывая на отсутствие достаточных оснований для помещения несовершеннолетнего ФИО2 в ЦВСНП. Пояснив, что перевоспитание ФИО2 возможно в условиях семьи.
Представитель МОУ СОШ № 6 г. Маркса Саратовской области ФИО6, в судебном заседании, считала необоснованными заявленные требования, указав что семья является благополучной, ранее на учете не состояла, несовершеннолетний ФИО2 и его мать ФИО3, отец ФИО8 на заседаниях комиссии не рассматривались, ребенок обеспечен необходимым, в связи с чем помещение ФИО2 в ЦВСНП ГУ МВД России по Саратовской области является преждевременной мерой.
Представитель заинтересованного лица ЦВСНП ГУ МВД России по Саратовской области ФИО5 в судебном заседании, в целях защиты жизни и здоровья несовершеннолетнего ФИО2, полагала необходимым его помещение в ЦВСНП ГУ МВД России по Саратовской области.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение помощника прокурора, указавшего на нецелесообразность и преждевременность помещения несовершеннолетнего ФИО2 в ЦВСНП ГУ МВД России по Саратовской области, поскольку ребенок находится в семье, где имеется должный контроль со стороны матери и отца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 года) устанавливает основополагающий принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, закрепив в статье 3, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка (пункт 1).
Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры (пункт 2); принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в данной Конвенции (пункт 1 статьи 4), и обеспечивают право каждого лишенного свободы ребенка на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия ( ст. 37).
Минимальными стандартными правилами Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятыми резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН 40/33 от 10 декабря 1985 года, определено, что система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена, в первую очередь, на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения (правило 3).
В силу ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
В ходе рассмотрения заявленных требований судом установлено, что ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет. Согласно свидетельству о рождении ФИО2 его родителями являются: мать ФИО3, отец – ФИО8.
Основанием для обращения ОМВД России по Марксовскому району Саратовской области обратился в суд с административным исковым заявлением о помещении несовершеннолетнего ФИО2 в ЦВСНП ГУ МВД России по Саратовской области явилось сообщение ФИО9 о хищении самоката у его племянника.
Из представленных материалов проверки, проведенной в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ, установлено, что 17.08.2021 года в дневное время несовершеннолетние ФИО2 и ФИО7 находились около кинотеатра «Кристалл» расположенного по адресу: <...>, где они похитили самокаты, принадлежащие ФИО10, стоимостью 4900 рублей и ФИО11 стоимостью 5000 рублей, тем самым совершили общественно-опасное деяние, предусмотренное п. а ч. 2 ст. 158 УК РФ. Впоследствии, после обращения в отдел полиции гражданина ФИО9, являющегося родственником ФИО10, с заявлением о хищении, самокаты были возвращены их законным владельцам.
Постановлением инспектора ПДН отдела МВД России по Марксовскому району ФИО1 от 26 августа 2021 года отказано в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних ФИО7 и ФИО2 на основании п. 1, ч. 2, ст. 24 УПК, за отсутствием состава преступления предусмотренного п. «а» ч.2 ст. 158 УК РФ, ввиду не достижения последними возраста привлечения к уголовной ответственности.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 120-ФЗ, Закон) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общеп������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????????????
К числу основных задач такой деятельности отнесено предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Принципами деятельности названы, в частности, законность, гуманное обращение с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуальный подход к несовершеннолетним (статья 2 Закона).
Временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений обеспечивается центрами временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (статья 22 Закона).
Согласно п.п. 4 п. 2 названной статьи в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены, в частности несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Такие несовершеннолетние могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел, замещающих должности, перечень которых утверждается министром внутренних дел Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Закона).
Требования, предъявляемые к представляемым суду материалам, предусмотрены п. 2 ст. 31.1 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ.
Так, материалы должны содержать: достаточные данные, подтверждающие совершение общественно опасного деяния несовершеннолетним, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, или правонарушения, влекущего административную ответственность, либо факт самовольного ухода из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа; указание на цели и мотивы помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел; данные, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего либо предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния.
В ходе рассмотрения заявленных требований судом установлено, что несовершеннолетний ФИО2 действительно с 01.09.2021 года состоит на учете в ПДН ОМВД России по Марксовскому району, как совершивший общественно - опасное деяние до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности, за которое, Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность по п. а ч. 2 ст. 158 УК РФ.
Исходя из системного толкования приведенных законоположений Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ, основной функцией ЦВСНП является временное содержание несовершеннолетних правонарушителей. Помещение в ЦВСНП, которое входит в систему органов внутренних дел, является мерой быстрого реагирования, которая применяется на короткий срок до 30 суток, в исключительных случаях продлевается до 15 суток. Эта мера применяется к подростку, который совершил противоправное деяние, находится в условиях, которые создают опасность его жизни или здоровью. К таким подросткам в основном относятся безнадзорные, беспризорные дети, совершившие правонарушение и задержанные вдали от места жительства и нахождения их законных представителей, либо несовершеннолетние, данные о личности которых позволяют полагать, что без применения изоляции совершение общественно опасных деяний будет продолжено.
Таким образом, само по себе совершение общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не является достаточным основанием для помещения в ЦВСНП. Принятие соответствующего решения допускается только случаях, предусмотренных п.п. 4 п. 2 ст. 22 Закона, в частности, в случае, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетнего или предупредить совершение им повторного общественно опасного деяния.
Объяснениями представителя административного истца, установлено, что мотивом обращения в суд и целью помещения несовершеннолетнего ФИО2 в ЦВСНП является защита его жизни и здоровья, предупреждение совершения им повторных общественно опасных деяний.
Между тем, судом установлено, что несовершеннолетний ФИО2 и его мать ФИО3 на заседаниях комиссии ранее не рассматривались, что подтверждается информацией КДН и ЗП администрации ММР.
Отделом по опеке и попечительству администрации Марксовского муниципального района проведена индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетним ФИО2 установлено, что условия проживания малолетнего удовлетворительные, мать ФИО3 надлежащим образом исполняет родительские обязанности по воспитанию и содержанию малолетнего сына. С малолетним ФИО2 была проведена профилактическая беседа о недопустимости совершения административных правонарушений. Данная семья на учете в категории семей, находящихся в социально-опасном положении, ранее не состояла
Из характеристики директора МОУ СОШ № 6 г. Маркса ФИО12, выданной 17 августа 2021 года, следует, что ФИО2 обучается в данной школе с первого класса. За время обучения с программным материалом справляется удовлетворительно. Учится в меру своих сил. Имеет трудности в освоении русского языка и математики. На уроках мало активен. На вопросы отвечает достаточно сдержано и односложно. В случае непонимания учебных тем задает вопросы. Однако, на уроках часто отвлекается, в результате чего не всегда понимает суть задания. Может допустить нарушение дисциплины. Активно принимает участие в школьных конкурсах, охотно выполняет поручения и переживает за результат его выполнения. Имеет необходимые трудовые навыки. По характеру Кирилл добрый, общительный ребенок, но в сложных ситуациях с его стороны возможно проявление импульсивности. Со сверстниками общителен, подвижен. Школу посещает регулярно, уроки без уважительной причины не пропускает. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту. ФИО2 воспитывается в полной семье, в которой трое детей. Мать ФИО3 не работает (находится в отпуске по уходу за ребенком. Отец ФИО8 временно работает в городе Москва. ФИО3 посещает родительские собрания, постоянно поддерживает контакт с классным руководителем по вопросам воспитания и обучения Кирилла.
Согласно акта обследования семейно-бытовых условий семьи от 17 августа 2021 года, несовершеннолетний ФИО2 проживает совместно со своей матерью ФИО3, отцом ФИО8, братьями ФИО13 и ФИО14, в частном доме со всеми удобствами по адресу: <адрес>, условия для проживания ребенка удовлетворительные, имеется место для подготовки к урокам и сна, продукты питания и одежда имеются.
Таким образом, доводы административного истца о необходимости помещения несовершеннолетнего ФИО2 в ЦВСНП с целью защиты его жизни и здоровья, предупреждения совершения им повторных общественно опасных деяний несостоятельны и не нашли объективного подтверждения в ходе судебного заседания.
В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что ФИО2 нуждается в обеспечении защиты жизни или сохранения здоровья, также отсутствуют данные о необходимости предупреждения совершения им повторного опасного деяния, то есть отсутствуют доказательства того, что ФИО2 находится в социально опасном положении.
Также, в судебном заседании было установлено, что ФИО2 ранее не совершал подобные деяния, на учете в ПДН, КДН не состоял, семья охарактеризована с положительной стороны, угроза жизни или здоровья несовершеннолетнего со стороны семьи отсутствует. Поводом для совершения противоправного деяния послужило недопонимание несовершеннолетним характера и последствий содеянного.
Кроме того, мать несовершеннолетнего ФИО2, органы системы профилактики Марксовского района, педагогический коллектив МОУ СОШ № 6 г. Маркса, проводя необходимые профилактические мероприятия, могут обеспечить должный контроль за ФИО2, с целью предупреждения противоправного поведения ребенка и совершения им повторного общественно опасного деяния.
Обстоятельств, препятствующих нахождению несовершеннолетнего ФИО2 под надзором законного представителя судом не установлено и доказательств тому административным истцом не представлено.
Вопреки позиции административного истца, изложенной в иске и поддержанной в ходе судебного заседания, не может быть признано обоснованным помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП лишь на основании данных о совершении общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, без изучения материалов о несовершеннолетнем, позволяющих установить наличие условий, предусмотренных п.п. 4 п. 2 ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ.
Предложенное административным истцом толкование противоречит как названной норме, так и закрепленному в ст. 2 Закона принципу индивидуального подхода к каждому несовершеннолетнему; фактически допускает, ограничение свободы несовершеннолетнего в отсутствие оснований, установленных федеральным законом, что запрещено ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
Проанализировав и оценив собранные по делу и представленные сторонами доказательства в их совокупности, принимая во внимание характеристики личности несовершеннолетнего и его семьи, условия его проживания, суд приходит к выводу об отсутствии данных, свидетельствующих о необходимости помещения несовершеннолетнего ФИО2 в ЦВСНП ГУ МВД России по Саратовской области в целях предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния, равно как и сведений о том, что несовершеннолетний ФИО2 склонен к совершению общественно опасных деяний.
При изложенных обстоятельствах, требования административного истца являются не обоснованными и в их удовлетворении следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ОМВД России по Марксовскому району к несовершеннолетнему ФИО2, в лице законного представителя ФИО3 о помещении несовершеннолетнего в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Саратовской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Марксовский городской суд Саратовской области.
Судья А.С. Уваров