№ 2а-1028/2019
24RS0041-01-2018-005343-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 23 апреля 2019 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кравченко О.Е.,
при секретаре Бухаровой М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском (с изменением требований от 27.12.2018 года) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации договора уступки права требования квартиры по адресу: ХУ, ОДС У, возложении обязанности произвести государственную регистрацию договора. Требования мотивировал тем, что 15 мая 2018 года он обратился в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о государственной регистрации договора уступки права требования квартиры по адресу: Х, ХУ, ОДС У. Рассмотрение его заявления было приостановлено, затем 16 августа 2018 года ему было отказано в государственной регистрации договора по причине того, что в отношении застройщика ООО «КрасЗападСибСтрой» Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края установлен запрет на привлечение денежных средств граждан – участников долевого строительства многоквартирных жилых домов. Считает, что при принятии решения об отказе в государственной регистрации договора регистрирующий орган незаконно и необоснованно распространил запрет в отношении застройщика на привлечение денежных средств на права участников долевого строительства совершать сделки по переуступки прав требования.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен, доверил представлять свои интересы адвокату Игнатьеву Е.А. действующего на основании ордера, который в судебном заседании требования в редакции от 27.12.2018 года поддержал, просил удовлетворить и возложить на Управление Федеральной государственной службы обязанность зарегистрировать договор уступки прав, указывая на то, что без регистрации указанного договора уступки, у истца отсу3тствует возможность для включения в реестр кредиторов в деле о банкротстве, так как в настоящее время срок для включения, истек.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю ФИО2 (по доверенности) против удовлетворения административного иска возражала, ссылаясь на то обстоятельство, что наличие в ЕГРН сведений об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан, являющихся участниками долевого строительства, законно и обоснованно явилось основанием для приостановления государственной регистрации договора уступки прав требований участника долевого строительства.
Представители заинтересованных лиц ООО «КрасЗападСибСтрой», Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Согласно ч.ч. 1, 5 ст. 8.1 ГК РФ государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. Уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, также наступление соответствующего обстоятельства.
В соответствии с положениями ст.ст. 3, 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регистрирующим органом проводится правовая экспертиза документов, в ходе которой осуществляется проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, устанавливается отсутствие оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Судом установлено, что 26 апреля 2018 года ФИО3 и ФИО1 поданы заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о регистрации соглашения об уступке прав требования по договору в долевом строительстве в отношении объекта – Х общей проектной площадью 41,60 в комплексе жилых домов по адресу: ХХ на земельном участке с кадастровым номером У. В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию предоставлен договор уступки прав требования от 26 апреля 2018 года, заключенный между ФИО3 и ФИО1, в соответствии с которым ФИО3 передал последнему право требования от застройщика – ООО «КрасЗападСибСтрой» Х строящемся жилом Х на земельном участке с кадастровым номером У. Право требования объекта долевого строительства принадлежало ФИО3 на основании договора на долевое участие в строительстве № 93/3 от 21 июня 2016 года заключенного между ООО «КрасЗападСибСтрой» и ООО «КЗСС-Инвест» (л.д. 140-141), договора уступки прав требования от 05 июля 2016 года, заключенного между ООО «КЗСС-Инвест» и ФИО3 (л.д.160-161).
15 мая 2018 года регистрирующим органом в адрес ФИО1 направлено уведомление № КУВД-001/2018-1081849/1 о приостановлении «Регистрации сделки об ограничении, обременении права». Решение о приостановлении регистрации мотивировано тем, что в Управлении Росреестра по Красноярскому краю имеется информация, полученная из Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, в отношении застройщика – ООО «КрасЗападСибСтрой» об отсутствии у него права привлекать денежные средства граждан – участников долевого строительства на строительство многоквартирных домов. Пунктом 54 части 1 статьи 26 Закона о регистрации предусмотрена обязанность государственного регистратора прав приостановить осуществление прав государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в случае, если в орган регистрации прав поступило уведомление уполномоченного на осуществление государственного контроля в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан – участников долевого строительства на строительство многоквартирных домов в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (л.д. 8).
Впоследствии в ходе рассмотрения настоящего дела, 16 августа 2018 года регистрирующим органом в адрес ФИО1 направлено уведомление № КУВД-001/2018-1081849/3 об отказе «Регистрации сделки об ограничении, обременении права» по аналогичным основаниям, изложенным в уведомлении от 15 мая 2018 года № КУВД-001/2018-1081849/1 о приостановлении государственной регистрации (л.д. 104).
Рассматривая спор по существу, суд приходит к выводу о незаконности действий административного ответчика, выраженных в принятии решения об отказе в государственной регистрации договора уступки прав требования квартиры.
Так, согласно ч. 7 ст. 48 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если в орган регистрации прав поступило уведомление контролирующего органа об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан, являющихся участниками долевого строительства, на строительство (создание) многоквартирных домов в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в Единый государственный реестр недвижимости в отношении зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов и прав на земельные участки, на которых осуществляется строительство (создание) таких многоквартирных домов, также вносятся дополнительные сведения об отсутствии у застройщика указанного права.
Согласно п. 54 ч. 1 ст. 26 вышеуказанного Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступило уведомление уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (далее - контролирующий орган), об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан - участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Рассматривая спор по существу, суд приходит к выводу об отсутствии у Управления Росреестра по Красноярскому краю предусмотренных ст.ст. 26, 27 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оснований для отказа ФИО1 в осуществлении действий по государственной регистрации договора уступки прав требования.
Так, действительно, Арбитражным судом Красноярского края по заявлению Федеральной налогово службы по делу № А33-24621/2-17 вынесено определение о признании ООО «КрасЗападСибСтрой» банкротом и введении в отношении него процедуры наблюдения, в связи с чем Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в адресу Управления Росреестра по Красноярскому краю направлено уведомление об отсутствии у ООО «КрасЗападСибСтрой» права привлекать денежные средства участников долевого строительства.
Приостанавливая, а затем, отказывая в регистрации договора уступки прав требования, регистрирующий орган сослался на п. 54 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которым предусмотрена обязанность государственного регистратора прав приостановить осуществление государственной регистрации прав, если в орган регистрации прав поступило уведомление об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан – участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Между тем, обращение сторон договора уступки прав требования от 26 апреля 2018 года в орган регистрации прав с целью регистрации указанного договора является исполнением обязанности по надлежащей его регистрации, предусмотренной ч. 2 ст. 289 ГК РФ, ст.ст. 4, 11 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Стороны договора уступки прав требования не являются ни застройщиком, ни лицом, привлекающим денежные средства в смысле ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Объект долевого строительства не относится к имуществу, принадлежащему застройщику на праве собственности, за счет которого могут быть исполнены обязательства последнего перед третьими лицами, в связи с чем государственная регистрации договора уступки прав требования не влечет за собой правовых последствий в части изменения каких-либо прав застройщика в отношении принадлежащего ему имущества.
Исходя из изложенного, решение Управления Росреестра по Красноярскому краю от 16 августа 2018 года № КУВД-001/2018-1081849/3 об отказе в государственной регистрации договора от 26 апреля 2018 года уступки права требования квартиры по адресу: Красноярский край, Октябрьский район, жилой район «Бугач», ОДС № 3, ОДС № 93 является незаконным, нарушающим права и законные интересы сторон договора.
Доводы административного ответчика о распространении действий п. 54 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на все учетно-регистрационные действия, включая приостановление государственной регистрации не только договоров участия в долевом строительстве, но и регистрацию договоров уступки прав требования, основаны на неправильном толковании норм права.
Принимая во внимание то обстоятельство, что регистрирующим органом иных оснований для отказа в регистрации договора, кроме как наличие сведений об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан – участников долевого строительства на строительство многоквартирных домов, в отказе, а также при рассмотрении настоящего административного иска, не приведено, в качестве восстановительной меры нарушенных прав ФИО1 суд считает необходимым возложить на Управление Росреестра по Красноярскому краю обязанность произвести государственную регистрацию соглашения уступки прав требования от 26 августа 2018 года, заключенного между ФИО3 и ФИО1
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю № КУВД-001/2018-1081849/3 от 16 августа 2018 года об отказе в государственной регистрации договора уступки права требования квартиры по адресу: Х, жилой Х ОДС У, ОДС У.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю обязанность произвести государственную регистрацию соглашения уступки прав требования от 26 августа 2018 года квартиры по адресу: Красноярский край, Октябрьский район, Х ОДС У, ОДС У.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна.
Судья: О.Е. Кравченко