ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1028/2023 от 31.10.2023 Октябрьского районного суда (Ростовская область)

61RS0047-01-2023-001168-63 К делу №2а-1028/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд Ростовской области в составе

судьи Иванчиковой И.И.,

при секретаре Сапченко Л.Г.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района Ростовской области Карташовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Октябрьского района Ростовской области в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации к муниципальному общеобразовательному учреждению общей образовательной школе № 1 хутор Керчик-Савров, Октябрьского района о признании бездействия незаконным, обязании разработать и принять меры по предупреждению коррупции,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Ростовской области обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обосновании своих требований следующее.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения муниципальным общеобразовательным учреждением общей образовательной школой № 1 х.Керчик-Савров, Октябрьского района Ростовской области (далее МБОУ СОШ № 1) законодательства о противодействии коррупции в части разработки и принятия мер по предупреждению коррупции. МБОУ СОШ № 1зарегистрировано и осуществляет свою деятельность на территории Октябрьского района Ростовской области.

06.09.2023 по результатам проведенной проверки в адрес МБОУ СОШ № 1 внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако меры, направленные на устранение нарушений до настоящего времени не приняты. Выполнение административным ответчиком обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции прямо предусмотрено законом

МБОУ СОШ № 1 допущено незаконное бездействие в непринятии мер по разработке актов, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности учреждения, а также размещению данных материалов на его сайте.

На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным бездействие МБОУ СОШ № 1, выразившееся в непринятии мер по разработке актов, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности учреждения, а также размещению данных материалов на его сайте; Обязать МБОУ СОШ № 1 принять меры по разработке актов, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности библиотеки, а именно: определить подразделения или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; организовать сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; организовать работу по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; принять меры к недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, разместить данные материалы на сайте образовательного учреждения.

В судебном заседании представитель административного истца -помощник прокурора Феофилиди В.Н.,- требования административного иска поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - директор МБОУ СОШ № 1 Пересадченков В.К., - в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещена судом надлежащим образом. Представил в суд письменное заявление, в котором административный иск признал, дело просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд в силу ст.150-152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства по делу, как в совокупности, так и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) к числу основных принципов противодействия коррупции отнесено приоритетное применение мер по ее предупреждению.

В целях реализации указанного принципа статьей 13.3 Закон № 273-ФЗ установлена обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.

Данная обязанность распространяется на все организации не зависимо от их форм собственности, организационно-правовой формы.

Примерный перечень мер по предупреждению коррупции, которые могут приниматься в организации, определен ч. 2 ст. 13.3 Закон № 273-ФЗ, в который, в частности, входят: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Согласно Методическим рекомендациям о разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее Методические рекомендации) организациям предлагается закрепить в едином документе, с названием «Антикоррупционная политика (наименование организации)» сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике.

Методические рекомендации содержат алгоритм разработки данного документа, а также предложения по его содержанию и последующему исполнению.

В Методические рекомендации включена справочная информация по вопросам противодействия коррупции, в том числе: сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений; нормативные правовые акты зарубежных государств по вопросам противодействия коррупции, имеющие экстерриториальное действие; обзор типовых ситуаций конфликта интересов; типовая декларация конфликта интересов, антикоррупционная хартия российского бизнеса.

Методические рекомендации размещены на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по адресу: http://www.rosmintrud.ru/, а также доступны для пользователей большинства справочных информационно-правовых систем.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Октябрьского района Ростовской области в 2023 году в рамках надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции проведена проверка МБОУ СОШ № 1 в части разработки и принятия мер по предупреждению коррупции.

В нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в МБОУ СОШ № 1положения ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ не реализованы.

В этой связи прокуратурой района 06.09.2023 в адрес МБОУ СОШ № 1 внесено представление об устранении нарушений законодательства.

Как следует из ответа на указанное представление от 29.09.2023 в МБОУ СОШ № 1 не разработан документ Антикоррупционной политики, учреждение обязалось разработать отсутствующие документы в срок до конца квартала 2023 года.

Ответ административного ответчика свидетельствует о том, что нарушение, выявленное прокуратурой Октябрьского района Ростовской области, не устранено.

Таким образом, МБОУ СОШ № 1 допущено незаконное бездействие в непринятии мер по разработке актов, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности школы, а также размещению данных материалов на сайте образовательного учреждения.

Принимая во внимание, что собранными по делу доказательствами подтверждается факт выявленных нарушений, административный ответчик полностью признал иск, суд приходит к выводу, что требования прокурора Октябрьского района Ростовской области в защиту прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации обоснованы и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 226 - 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Октябрьского района Ростовской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального общеобразовательного учреждения общей образовательной школы № 1 хутор Керчик-Савров, Октябрьского района, Ростовской области в части непринятия мер по разработке актов, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности учреждения, а также размещению данных материалов на его сайте.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение общей образовательной школы № 1 хутор Керчик-Савров, Октябрьского района, Ростовской области принять меры по разработке актов, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности школы, а именно: определить подразделения или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; организовать сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; организовать работу по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; принять меры к недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, разместить данные материалы на сайте образовательного учреждения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Октябрьский районный суд Ростовской области в течение месяца, начиная с 1 ноября 2023 года.

Председательствующий И.И. Иванчикова