Дело № 2а-1029/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2019 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Нуждина А.В.,
при секретаре Поповой В.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Оренбурга к администрации города Оренбурга о признании противоречащим закону, недействующим и не подлежащим применению нормативно-правового акта,
УСТАНОВИЛ:
прокурор города Оренбурга обратился в суд вышеназванным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать противоречащими закону, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.3 раздела 1, раздел 3, пункты 5.1-5.12 раздела 5 постановления администрации ... от ...N-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам местного значения муниципального образования «город Оренбург» тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышает допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества».
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Оренбурга проведена проверка соответствия административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам местного значения муниципального образования «город Оренбург» тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышает допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества», утвержденного постановлением администрации г. Оренбурга от ...N-п.
Установлено, что п. 1.3 не предусматривает предоставление муниципальной услуги в МАУ «...».
Административный регламент не содержит обязательных установленных статьей 15.1 Федерального закона от ... № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» о требованиях по предоставлению двух или более муниципальных услуг в многофункциональных центрах при однократном обращении заявителя, в том числе относительно состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме.
Раздел 5 указанного административного регламента не соответствует статье 11.1 Закона, поскольку не содержат в качестве основания для обжалования нарушения срока регистрации запроса, указанного в статье 15.1 Закона, не содержат требований относительно обжалования действий работников многофункционального центра в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 Закона.
Пунктами 8, 9 статьи 11.1 Закона введены новые случаи обжалования, которые не предусмотрены данным разделом административных регламентов.
О необходимости приведения в соответствие с нормами федерального законодательства административных регламентов оказания муниципальных услуг администрация города неоднократно информировалась прокуратурой города Оренбурга.
Представитель административного ответчика администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явился, о времени и месте был извещен надлежащим образом. Ранее предоставил суду письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил в удовлетворении требований отказать, поскольку в настоящее время администрацией г. Оренбурга подготовлен проект постановления о внесении соответствующих изменений с учетом всех замечаний.
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика, извещенного надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала, просила суд их удовлетворить.
Выслушав доводы представителя административного истца, проверив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.
Частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от ... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от ... № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от ... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Согласно части 1 статьи 13 указанного Закона разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье - орган, являющийся разработчиком административного регламента).
Согласно пункту 20 статьи 35 Устава ... (принят решением Оренбургского городского Совета от ...N) (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по ...... №N) к полномочиям администрации ... относится, в том числе, разработка и утверждение административных регламентов предоставления муниципальных услуг, административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
Глава ... - высшее должностное лицо муниципального образования «...», наделенное настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава ... как орган местного самоуправления и как высшее должностное лицо обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе: издает постановления администрации ... по вопросам местного значения.
В соответствии с пунктами 4.1., 4.2 Правил подготовки, оформления, издания и опубликования правовых актов администрации ..., утвержденных Постановлением администрации ... от ...N-п правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в течение 10 (десяти) дней со дня их принятия.
Официальным опубликованием (обнародованием) правового акта является первая публикация его полного текста в газете «Вечерний Оренбург».
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением Администрации ... от ...N-п утвержден «Выдача специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам местного значения муниципального образования "..." тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества».
Постановление вступает в силу после его официального опубликования в газете «...».
Текст постановления опубликован в издании «...» Nа ....
Таким образом, оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 13 Федерального закона Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», статьями 8, 33, 35 Устава ..., подписано Главой города, в установленной Уставом ... форме, опубликовано в официальном печатном издании, вступило в силу с момента его официального опубликования, является обязательным для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение.
Вместе с тем, судом установлено следующее.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» к основным принципам предоставления государственных и муниципальных услуг относится правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от ... № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления» внесены изменения в отдельные положения Федерального закона от ... № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Указанные изменения вступили в силу с ....
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от ... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, положения административного регламента «Выдача специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам местного значения муниципального образования "..." тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества» не приведены в соответствие с изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Так, статья 15.1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», введенная Федеральным законом от ... № 479-ФЗ, определила порядок предоставления двух и более государственных и (или) муниципальных услуг в многофункциональных центрах при однократном обращении заявителя.
Между тем требования административного регламента предоставления муниципальной услуги не содержит обязательных установленных статьей 15.1 Закона требований по предоставлению двух или более муниципальных услуг в многофункциональных центрах при однократном обращении заявителя, в том числе относительно состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, включая особенности выполнения административных процедур в электронной форме.
Также судом установлено, что в нарушение положения ст. 11.1 Закона при установлении досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) органа местного самоуправления, предоставляющего муниципальную услугу, а также его должностных лиц, незаконно ограничен перечень оснований для обращения с жалобой, что свидетельствует о наличии коррупциогенных факторов, установленных п. «в» ч. 3, п. «б» ч. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением правительства РФ от ...N, а именно выборочного изменения объема прав, злоупотребление права заявителя органами местного самоуправления.
Статьей 11.1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в качестве одного из оснований обращения с жалобой в пункте 1 установлено нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, запроса, указанного в статье 15.1 Федерального закона.
Пунктами 8 и 9 указанной статьи введены новые случаи досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу:
нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги;
приостановление предоставления государственной или муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В нарушение данных норм, раздел 5 указанного административного регламента предоставления муниципальной услуги не содержит таких основания для обжалования действий органов, предоставляющих услуг, а также не содержат требований относительно обжалования действий работников многофункционального центра в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 Закона.
При таких обстоятельствах, оспариваемые административным истцом положения административного регламента противоречат нормам федерального законодательства, что является основанием для удовлетворения иска.
Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемые положения административных регламентов следует признать недействующим, суд исходит из того, что данные правовые нормы применялись, порождая правовые последствия. Указанное обстоятельство, в силу разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ...N «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующей со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ... N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Следует иметь в виду, что, поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов, данная правовая норма подлежит применению лишь в случаях, когда в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, предусмотрена обязанность соответствующего органа, организации или лица принять нормативный правовой акт или соответствующие положения нормативного правового акта.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения требований административного истца в части обязания ответчика дополнить нормативный акт.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора города Оренбурга - удовлетворить.
Признать пункт 1.3 раздела 1, раздел 3, пункты 5.1-5.12 раздела 5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам местного значения муниципального образования "..." тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества», утвержденного постановлением администрации ... от ...N-п «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам местного значения муниципального образования "..." тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества», недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит публикации в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете ...
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Нуждин
Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2019 года.
Судья А.В. Нуждин