ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1029/20 от 12.09.2020 Рязанского районного суда (Рязанская область)

УИД 62RS0005-01-2020-001536-45

№ 2а-1029/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ СРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рязань 12 сентября 2020 года

Рязанский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Орловой А.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – адвоката Варавкина Р.В.,

представителя заинтересованного лица ТИК Рязанского района Рязанской области ФИО2,

заместителя прокурора Рязанского района Рязанской области Веселова М.В.,

при помощнике судьи Пантелеевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Участковой избирательной комиссии № 435 Рязанского района Рязанской области о признании незаконными действий (бездействия) избирательной комиссии, нарушающих избирательные права гражданина,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Участковой избирательной комиссии № 435 Рязанского района Рязанской области о признании незаконными действий (бездействия) избирательной комиссии, нарушающих избирательные права гражданина.

В обоснование заявленных требований указывает, что является членом комиссии с правом совещательного голоса от избирательного объединения Региональное отделение в Рязанской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ».

11.09.2020 года при проведении выборов в Рязанскую областную Думу административным ответчиком Участковой избирательной комиссией № 435 Рязанского района Рязанской области, расположенной по адресу: <данные изъяты>, незаконно отказано административному истцу в принятии следующих документов: уведомления о ведении видеосьемки; заявления о подсчете голосов избирателей в соответствии с требованиями федерального закона; заявления о выдаче заверенной копии протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии.

Вышеуказанные нарушения привели к нарушению избирательного права административного истца и противоречат положениям ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым участковая комиссия рассматривает в пределах своих полномочий жалобы, заявления на нарушения настоящего Федерального закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.

На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии следующих документов: уведомления о ведении видеосъемки, заявления о подсчете голосов избирателей в соответствии с требованиями федерального закона, заявления о выдаче заверенной копии протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии; восстановить нарушенные избирательные права административного истца и обязать Участковую избирательную комиссию № 435 Рязанского района Рязанской области принять от ФИО1 уведомление о ведении видеосъемки, заявление о подсчете голосов избирателей в соответствии с требованиями федерального закона, заявление о выдаче заверенной копии протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии.

Определением суда от 12.09.2020 года производство по делу в части требований о признании незаконным бездействия избирательной комиссии, выразившееся в непринятии заявления о подсчете голосов избирателей в соответствии с требованиями федерального закона, прекращено.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – адвокат Варавкин Р.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель заинтересованного лица ТИК Рязанского района ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал.

Административный истец ФИО1, извещенная надлежащим образом о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика УИК № 435, извещенный надлежащим образом о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не просил, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, в связи с чем продолжил рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, показания свидетеля, заключение прокурора, полагавшего заявленными требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства РФ члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – ФЗ № 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пп. 1 и 2 ст. 1).

Положениями п. 42 ст. 2 ФЗ № 67-ФЗ определено, что кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, списка кандидатов - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов) избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Каждое избирательное объединение может назначить в избирательную комиссию не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Аналогичные положения содержит ст. 25 Закона Рязанской области от 30.07.2009 N 85-ОЗ (ред. от 20.05.2020) "О выборах депутатов Рязанской областной Думы" (принят Постановлением Рязанской областной Думы от 22.07.2009 N 315-IV РОД) (далее – Закон № 85-ОЗ).

В судебном заседании установлено, что решением Совета Регионального отделения в Рязанской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» от <данные изъяты> года ФИО1 назначена членом УИК № 435 с правом совещательного голоса от избирательного объединения Региональное отделение в Рязанской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ».

11.09.2020 года административный истец ФИО1, являясь членом комиссии с правом совещательного голоса на выборах в Рязанскую областную Думу, осуществляла свою деятельность на избирательном участке № 435 Рязанского района Рязанской области, расположенном по адресу: <данные изъяты>.

Как указывает ФИО1 в административном исковом заявлении, ею были выявлены нарушения законодательства о выборах, допускаемые на данном избирательном участке – 11.09.2020 года ей было незаконно отказано в принятии следующих документов: уведомления о ведении видеосьемки; заявления о подсчете голосов избирателей в соответствии с требованиями федерального закона; заявления о выдаче заверенной копии протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии.

Возражая против удовлетворения требований административного искового заявления представитель заинтересованного лица ТИК Рязанского района ФИО2 указал на отсутствие нарушения права административного истца, поскольку законом не предусмотрено уведомление о проведении видеосъемки именно в письменном виде, кроме того, член избирательной комиссии вправе получить копию протокола по его изготовлении.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО3 – наблюдатель от избирательного объединения Регионального отделения в Рязанской области политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» пояснила, что ФИО1 обращалась с заявлениями лично к председателю УИК, желая, чтобы уведомление о ведении видеосъемки и заявление о предоставлении копии протокола были внесены в журнал входящей корреспонденции, однако, ей было отказано в принятии заявления без указания определенных причин. При этом, 11.09.2020 года ФИО1 была лишена возможности производить видеосъемку на избирательном участке № 435 Рязанского района.

В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», под бездействием избирательной комиссии следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.

Пунктом 19 Закона № 85-ОЗ предусмотрено, что фото- и (или) видеосъемка в помещении для голосования проводится с предварительным уведомлением об этом председателя, заместителя председателя или секретаря комиссии. Фото- и (или) видеосъемка в помещении для голосования ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением участника голосования по отзыву, а также контроля за участием гражданина Российской Федерации в голосовании по отзыву. Изображение участника голосования по отзыву не должно занимать большую часть кадра (экрана).

Запрещается вести фото- и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения бюллетеней для голосования по отзыву, фото- и (или) видеосъемку заполненных бюллетеней для голосования по отзыву до начала подсчета голосов.

Фото- и (или) видеосъемка в помещении для голосования проводится с соблюдением положений статьи 152.1 Гражданского кодекса РФ.

Фото- и (или) видеосъемка работы членов комиссии со списком участников голосования по отзыву должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся.

Таким образом, обращаясь в адрес участковой избирательной комиссии избирательного участка № 435, а именно, к ее председателю, ФИО1 выполняла требования норм законодательства, а именно, п. 19 Закона № 85-ОЗ, в связи с чем бездействие Участковой избирательной комиссии № 435 Рязанского района Рязанской области, выразившиеся в непринятии уведомления о ведении видеосъемки от административного истца, являются незаконными.

Рассматривая требования о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившееся в непринятии заявления о подсчете голосов избирателей в соответствии с требованиями федерального закона, суд приходит к следующему.

Положениями ч. 1 ст. 75 Закона № 85-ОЗ предусмотрено, что подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола участковой избирательной комиссией об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в части 1 статьи 33 настоящего Закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.

Пунктом 5 ст. 33 Закона № 85-ОЗ предусмотрено, что с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в частях 1 и 1.2 настоящей статьи, наблюдатели.

Из п. 26 ст. 68 ФЗ № 67-ФЗ следует, что после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Аналогичные положения содержит п. 23 ст. 75 Закона № 85-ОЗ.

По требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 1 статьи 33 настоящего Закона, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и заверяется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются. Участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии протокола в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию протокола, расписывается в указанном реестре (п. 26 ст. 75 Закона № 85-ОЗ).

Таким образом, являясь членом комиссии с правом совещательного голоса, обращаясь с заявлением о выдаче заверенной копии протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии, ФИО1 использовала предусмотренное законом право на получение копии протокола об итогах голосования после изготовления указанного документа, в связи с чем бездействие административного ответчика по непринятию указанного заявления так же надлежит признать незаконными.

Доводы представителя заинтересованного лица о том, что заявлением о выдаче заверенной копии протокола об итогах голосования ФИО1 просила выдать ей указанный документ немедленно, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

В связи с чем, что единым днем голосования является 13.09.2020 года, время открытия избирательных участков – 08 часов 00 минут, права административного истца должны быть восстановлены путем обязания Участковую избирательную комиссию № 435 Рязанского района Рязанской области принять от ФИО1 не позднее 08 часов 00 минут 13 сентября 2020 года уведомление о ведении видеосъемки, заявление о выдаче заверенной копии протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст., ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Участковой избирательной комиссии № 435 Рязанского района Рязанской области о признании незаконными действий (бездействия) избирательной комиссии, нарушающих избирательные права гражданина, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Участковой избирательной комиссии № 435 Рязанского района Рязанской области по непринятию от ФИО1 уведомления о ведении видеосъемки, заявления о выдаче заверенной копии протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии.

Обязать Участковую избирательную комиссию № 435 Рязанского района Рязанской области принять от ФИО1 не позднее 08 часов 00 минут 13 сентября 2020 года уведомление о ведении видеосъемки, заявление о выдаче заверенной копии протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии.

Об исполнении решения административному ответчику необходимо сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Рязанский районный суд Рязанской области в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья