ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1029/20 от 15.12.2020 Няндомского районного суда (Архангельская область)

Дело №2а-1029/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Няндома 15 декабря 2020 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Тимошенко А.Г.,

при секретаре Флемер А.С.,

с участием административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени,

установил:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС №5, Инспекция) обратилась в Няндомский районный суд Архангельской области с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени, указав в обоснование, что 25 июня 2020 г. мировым судьей судебного участка №1 Няндомского судебного района Архангельской области был вынесен судебный приказ /2020. 8 июля 2020 года данный судебный приказ отменен, в связи с поступлением возражений от должника. Инспекция с отменой приказа не согласна, поскольку ответчиком задолженность не уплачена. По сведениям, предоставленным органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, у ответчика в период с 13 мая 2003 г. по 4 октября 2016 г. в собственности имелось транспортное средство ВАЗ 21150, государственный регистрационный номер . В соответствии с главой 28 НК РФ, Областным законом Архангельской области «О транспортном налоге» от 1 октября 2002 г. №112-16-03 ответчику начислен: транспортный налог за 2015 г. в сумме 980 рублей - срок уплаты 1 декабря 2016 г., обязанность по уплате не исполнена; транспортный налог за 9 месяцев 2016 г. в сумме 735 рублей - срок уплаты 1 декабря 2017 г., обязанность по уплате не исполнена. Согласно данным Управления Росреестра административному ответчику на праве собственности принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок: с кадастровым номером по адресу: <адрес>. В соответствии с главой 31 НК РФ должнику начислен земельный налог за 2015 год в сумме 497 рублей – срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ, обязанность по уплате не исполнена; земельный налог за 2016 г. в сумме 497 рублей - срок уплаты 1 декабря 2017 г., обязанность по уплате не исполнена. В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате транспортного налога и земельного налога должнику в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени. С учетом уточнения исковых требований просит взыскать в доход государства задолженность в общей сумме 1492 рубля 23 копейки, в том числе транспортный налог за 2015, 2016 год в размере 1182 рубля 85 копеек, пени за период с 1 декабря 2015 г. по 15 февраля 2017 г, с 2 декабря 2017 по 5 ноября 2018 г. в сумме 180 рублей 45 копеек, пени по земельному налогу за период с 1 декабря 2015 г. по 15 февраля 2017 г., с 22 февраля 2019 г. по 8 июля 2019 г. в сумме 128 рублей 93 копейки.

Административный истец Инспекция, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направила.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании не оспаривала наличия указанной задолженности. Дополнительно пояснила, что задолженность по пени по земельному налогу ею уплачена 15 декабря 2020 г.

На основании ст.150, ч.2 ст.289 КАС РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при сложившейся явке.

Заслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 НК РФ закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ).

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в срок установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 НК РФ).

При нарушении сроков уплаты налога, согласно частям 1 - 3 статьи 75 Кодекса налогоплательщик должен выплатить пени.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока.

Таким образом, законодательством о налогах и сборах предусмотрено, что налоговый орган вправе обратится в суд с заявлением о взыскании суммы налога, сбора, пеней, штрафов в течение шести месяцев либо со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей, либо со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей.

Из материалов дела следует и административным ответчиком не оспаривается, что ФИО1 является плательщиком транспортного и земельного налога.

Указанное обстоятельство так же подтверждается имеющимися в материалах административного дела карточкой учета транспортного средства и выпиской ЕГРН от 30 ноября 2020 г. №.

МИФНС №5 в адрес административного ответчика направлено требование №828 об уплате транспортного налога (срок уплаты 1 декабря 2016 г.) в размере 980 рублей, земельного налога срок уплаты 1 декабря 2016 г.) в размере 497 рублей, пени по транспортному налогу в размере 20 рублей 58 копеек, пени по земельному налогу в размере 10 рублей 44 копейки. Срок исполнения настоящего требования установлен до 21 марта 2017 г.

МИФНС №5 в адрес административного ответчика направлено требование №6000 об уплате транспортного налога (срок уплаты 1 декабря 2017 г.) в размере 285 рублей 73 копейки, пени по транспортному налогу в размере 24 рубля 04 копейки. Срок исполнения настоящего требования установлен до 20 декабря 2018 г.

МИФНС №5 в адрес административного ответчика направлено требование №7973 об уплате пени по транспортному налогу в размере 282 рубля 42 копейки, пени по земельному налогу в размере 166 рублей 04 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 2 рубля 14 копеек. Срок исполнения настоящего требования установлен до 1 ноября 2019 г.

Факт направления указанных требований подтверждается приложенными к административному исковому заявлению списками почтовых отправлений.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка №1 Няндомского судебного района Архангельской области от 25 июня 2020 г. с ФИО1 в доход государства была взыскана задолженность в размере 1880 рублей 45 копеек, в том числе транспортный налог за 2015, 2016 год в размере 1182 рубля 85 копеек, пени по транспортному налогу за период с 1 декабря 2015 г. по 17 февраля 2017 г., с 2 декабря 2017 г. по 5 ноября 2018 г. – 180 рублей 45 копеек; земельный налог за 2015 г. – 388 рублей 22 копейки, пени по земельному налогу за период с 1 декабря 2015 г. по 15 февраля 2017 г. – 128 рублей 93 копейки, при этом с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился 18 июня 2020 г.

Поскольку сумма задолженности не превысила 3 000 рублей, налоговый орган, с учетом положений п. 2 ст. 48 НК РФ, имел право обратиться в суд в течение шести месяцев начиная с 21 марта 2020 г. (требование №828), соответственно, срок обращения в суд истекал 21 сентября 2020 г., тогда как заявление о вынесении судебного приказа поступило к мировому судье судебного участка №1 Няндомского судебного района Архангельской области 18 июня 2020 г., то есть в установленный законом срок.

На основании определения мирового судьи судебного участка №1 Няндомского судебного района Архангельской области от 8 июля 2020 г. указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями от должника.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Настоящее исковое заявление было направлено в суд 2 сентября 2020 года, то есть в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.

Чек ордером от 15 декабря 2020 г. подтверждается осуществление административным ответчиком оплаты пени по земельному налогу

Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается принадлежность ответчику в налоговый период 2015, 2016 г. перечисленных в иске транспортного средства и земельного участка, а административным ответчиком доказательств уплаты налога в срок, установленный действующим законодательством, то суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований МИФНС №5.

Вместе с тем, поскольку административный ответчик, после принятия настоящего административного иска к производству суда, произвела оплату пени по земельному налогу, то в удовлетворении административного иска в указанной части надлежит отказать.

В соответствии со ст. ст. 103, 111, 114 К АС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей в доход местного бюджета, от уплаты которой административный истец был освобожден.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход государства задолженность: по транспортному налогу за 2015, 2016 г., в размере 1182 рубля 85 копеек (реквизиты: УФК по Архангельской области; Межрайонная ИФНС России №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ИНН - <***>, КПП - 291801001, расчетный счет №<***>, БИК - 041117001, банк – Отделение Архангельск, ОКТМО -11644101, КБК 18210604012021000110); пени по транспортному налогу за период с 1 декабря 2015 г. по 17 февраля 2017 г., с 2 декабря 2017 г. по 5 ноября 2018 г. в размере 180 рублей 45 копеек (реквизиты: УФК по Архангельской области; Межрайонная ИФНС России №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ИНН - <***>, КПП - 291801001, расчетный счет №<***>, БИК - 041117001, банк - Отделение Архангельск, ОКТМО - 11644101, КБК- 18210604012022100110), всего 1363 рубля 30 копеек.

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании задолженности по пени в оставшейся части отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий А.Г. Тимошенко

Мотивированное решение составлено 15 декабря 2020 г.