ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1029/2016 от 24.02.2016 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело № 2а-1029/2016РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Тамбов

24 февраля 2016 года

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи

при секретаре

Беловой Н.Р.,

Плашкиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области к Тамбовской региональной общественной организации « За права потребителей» о ликвидации организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

01.08.2000г. в ЕГРЮЛ внесены сведения о регистрации Тамбовской региональной общественной организации « За права потребителей»(ОГРН 1026800006090).

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области обратилось в суд с иском о ликвидации Тамбовской региональной общественной организации « За права потребителей» (далее - Организация) и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, указав в обоснование иска следующее. В ходе плановой проверки Тамбовской региональной общественной организации « За права потребителей» было установлено, что административным ответчиком не соблюдается законодательство Российской Федерации. Пунктом 3.2 Устава Тамбовской региональной общественной организации «За права потребителей» установлено, что Организация имеет право проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы власти и местного самоуправления, участвовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей. В тоже время, в Законе Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вышеуказанное полномочие было изложено в новой редакции, согласно которой, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения- проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом. Таким образом, положения пункта 3.2 Устава не соответствуют действующей редакции пункта 2 статьи 45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Согласно пункту 5.5 Устава Организации при отсутствии кворума Общее собрание может быть перенесено на срок до двух недель. Повторное собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 1/3 членов Организации. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих членов Организации. Решения о принятии Устава, изменений и дополнений к нему, о реорганизации или ликвидации Организации принимаются на повторном Общем собрании простым большинством голосов от общего числа членов Организации. Вместе с тем, на основании пункта 4 статьи 29 Федерального закона от 02.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией (в том числе о принятии Устава, изменений и дополнений к нему, о реорганизации или ликвидации Организации) принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов. Таким образом, Федеральным законом от 02.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не установлено возможности изменять установленную указанным Федеральным законом правомочность заседания Общего собрания, а также принятие им решений при проведении повторного собрания. На основании статьи 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Устав общественного объединения должен предусматривать, в том числе, порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения. Однако, в нарушение вышеуказанных требований, положения о порядке внесения изменений и дополнений в устав, в Уставе Организации, отсутствуют. Пунктом 4.3 Устава Организации закреплена обязанность членов Организации уплачивать членские взносы, пунктом 7.2 Устава Организации предусмотрено, что имущество Организации формируется за счет вступительных и членских взносов. Однако, исходя из Устава Организации и представленных к проверке документов, размер и периодичность уплаты членами Организации вышеуказанных взносов, не определены. В то же время, согласно информации, представленной к проверке, в проверяемый период Организация не имела никаких денежных поступлений. Таким образом, отсутствие информации о размерах и периодичности уплаты членских взносов не позволяет определить правомерность отсутствия поступлений денежных средств в Организацию. Согласно пункту 2 Федерального закона от 02.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками). Пунктом 5.3 Устава Организации предусмотрено, что общее собрание созывается не реже одного раза в год. Вместе с тем, исходя из документов, представленных к проверке, периодичность заседаний общего собрания не соблюдается, поскольку, протоколы заседаний общих собраний, проводимых в 2011, 2012, 2013 гг. отсутствуют. Пунктом 5.6 Устава Организации установлено, что заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц, однако, данное требование Устава Организации ею не исполняются, поскольку протоколы заседания Совета за проверяемый период времени отсутствуют. По результатам проверки высшему органу управления Организаций Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области было вынесено письменное предупреждение от 27.02.2014 № 68/03-747. По заявлению административного ответчика, Обществу неоднократно предоставлялось время для устранения выявленных недостатков, однако нарушения до настоящего времени не устранены. На основании изложенного, Управление Министерства юстиции РФ просило требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области – Мжельский А.В. (по доверенности) в судебном заседании заявленные требования поддержал по тем же основаниям.

Административный ответчик Тамбовская региональная общественная организация « За права потребителей» о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду неизвестно.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещался надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

В соответствии со ст. 61 п.2 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением) благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Судом установлено, что 01.08.2000г. в ЕГРЮЛ внесены сведения о регистрации Тамбовской региональной общественной организации « За права потребителей»(ОГРН 1026800006090).

Согласно ч. 2 с. 45 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I "О защите прав потребителей" общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом.

Пунктом 3.2 Устава Тамбовской региональной общественной организации «За права потребителей» установлено, что организация имеет право проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы власти и местного самоуправления, участвовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей.

Таким образом, суд приходит к выводу, что положения пункта 3.2 Устава не соответствуют действующей редакции пункта 2 статьи 45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Кроме того, согласно пункту 5.5 Устава Организации при отсутствии кворума Общее собрание может быть перенесено на срок до двух недель. Повторное собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 1/3 членов Организации. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих членов Организации. Решения о принятии Устава, изменений и дополнений к нему, о реорганизации или ликвидации Организации принимаются на повторном Общем собрании простым большинством голосов от общего числа членов Организации.

Вместе с тем, на основании пункта 4 статьи 29 Федерального закона от 02.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией (в том числе о принятии Устава, изменений и дополнений к нему, о реорганизации или ликвидации Организации) принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов.

Таким образом, Федеральным законом от 02.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не установлено возможности изменять установленную указанным Федеральным законом правомочность заседания Общего собрания, а также принятие им решений при проведении повторного собрания.

Статьей 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусмотрено, что устав общественного объединения должен предусматривать, в том числе, порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения.

Однако, в нарушение вышеуказанных требований, положения о порядке внесения изменений и дополнений в устав, в Уставе Организации, отсутствуют.

Пунктом 4.3 Устава Организации закреплена обязанность членов Организации уплачивать членские взносы, пунктом 7.2 Устава Организации предусмотрено, что имущество Организации формируется за счет вступительных и членских взносов.

Исходя из Устава Организации и представленных к проверке документов, размер и периодичность уплаты членами Организации вышеуказанных взносов, не определены.

Согласно информации, представленной к проверке, в проверяемый период Организация не имела никаких денежных поступлений.

Таким образом, отсутствие информации о размерах и периодичности уплаты членских взносов не позволяет определить правомерность отсутствия поступлений денежных средств в Организацию.

Согласно пункту 2 Федерального закона от 02.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Пунктом 5.3 Устава Организации предусмотрено, что общее собрание созывается не реже одного раза в год.

Вместе с тем, исходя из материалов дела, периодичность заседаний общего собрания не соблюдается, поскольку, протоколы заседаний общих собраний, проводимых в 2011, 2012, 2013 гг. отсутствуют.

Пунктом 5.6 Устава Организации установлено, что заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц, однако, данное требование Устава Организации ею не исполняются, поскольку протоколы заседания Совета за проверяемый период времени отсутствуют.

По результатам проверки высшему органу управления Организаций Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области было вынесено письменное предупреждение от 27.02.2014 № 68/03-747.

Административному ответчику неоднократно предоставлялось время для устранения выявленных недостатков, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Наличие указанных выше нарушений закона позволяют суду в силу п.2 ст. 61 ГК РФ принять решение о ликвидации общественного объединения.

Учитывая вышеизложенное, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 177- 180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области удовлетворить.

Ликвидировать Тамбовскую региональную общественную организацию « За права потребителей» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03.03.2016г.

Судья подпись Н.Р.Белова

Копия верна

Судья Н.Р.Белова