ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1029/2017 от 02.05.2017 Кисловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело а-1029/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 мая 2017 года <адрес>

Кисловодский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Домоцева К.Ю., при секретаре судебного заседания ФИО1, с участием представителя административного истца помощника ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2, представителя административного ответчика Думы города-курорта Кисловодска ФИО3, представителя заинтересованного лица администрации города-курорта Кисловодска ФИО4, рассмотрев в помещении Кисловодского городского суда по адресу 357700, <адрес>, тел/факс (87937) 2-61-23, Е-mail: kislovodsky.stv@sudrf.ru, административное дело по административному исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Думе города-курорта Кисловодска о признании недействующим со дня принятия решение Думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города - курорта Кисловодска», в части градостроительных регламентов территориальных зон города - курорта Кисловодска, и карты зон с особыми условиями использования территорий города-курорта Кисловодска, обязании опубликовать сообщение о настоящем решении в таком же порядке, в котором было опубликовано решение Думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города - курорта Кисловодска,

установил:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Думе города-курорта Кисловодска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействующим со дня принятия решения Думы города- курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города - курорта Кисловодска», в части градостроительных регламентов территориальных зон города - курорта Кисловодска, и карты зон с особыми условиями использования территорий города-курорта Кисловодска.

В обосновании заявленных требований представитель административного истца помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 пояснила, что решением Думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города – курорта Кисловодска» утверждены Правила землепользования и застройки городского округа города-курорта Кисловодска (далее – Правила).

В соответствии со ст. 2 названных Правил, в их состав, среди прочего, входят градостроительные регламенты территориальных зон города-курорта Кисловодска, карта градостроительного зонирования города-курорта Кисловодска, и карта зон с особыми условиями использования территорий города-курорта Кисловодска.

Решение опубликовано на официальном Интернет – сайте Думы города – курорта Кисловодска www.dumaksl.ru ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 24 Правил, на картах градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон и отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Для каждой территориальной зоны установлены градостроительные регламенты, определяющие использование земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в зоне.

Статьей 29 Правил установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

При этом, частью 3 названной статьи предусмотрено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

В результате проведенной Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки доводов статьи «В Кисловодске общественность пытается остановить вырубку ореховой рощи», размещенной на Интернет - сайте: http://bloknot-stavropol.ru, установлено, что градостроительные регламенты территориальных зон города-курорта Кисловодска, карта градостроительного зонирования города-курорта Кисловодска, и карта зон с особыми условиями использования территорий города-курорта Кисловодска, являющиеся составной и неотъемлемой частью Правил, не соответствуют требованиям федерального законодательства, в связи с чем решение Думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ подлежит признанию недействующим в части названных регламентов и схем по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, а также, в обязательном порядке, отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий

Частями 11 и 12 статьи 35 ГрК РФ установлено, что в состав территориальных зон рекреационного назначения, среди прочего, могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами. В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Согласно ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Применительно к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Постановлением администрации города – курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Лесохозяйственный регламент лесов, расположенных в границах города – курорта Кисловодска, согласно которому, в границах города – курорта Кисловодска расположено 2328 га лесов, относящихся, в силу ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации и п. 24 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ, к городским лесам.

В пункте 1.1.5 указанного Лесохозяйственного регламента, указано распределение лесов, расположенных в границах городского округа города-курорта Кисловодск, по лесорастительным зонам и лесным районам, с указанием наименований, площади, и номеров лесных кварталов Джинальского и Кисловодского участковых лесничеств, в соответствии с материалами лесоустройства, выполненными в 1997 году Государственным специализированным предприятием «Воронежлеспроект» (Федеральная служба лесного хозяйства России).

В соответствии с ч. 6 ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации, изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Вместе с тем, проверкой установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа города-курорта Кисловодска, земельный участок с кадастровым номером 26:34:060301:9, находится в градостроительной зоне ЖС - зона среднеэтажной жилой застройки, к основным видам разрешенного использования участков в которой отнесена, в том числе малоэжтажная и среднеэтажная жилая застройка.

В целях устранения выявленных в результате проверки нарушений, в части незаконного предоставления земельного участка с кадастровым номером 26:34:060301:9, ДД.ММ.ГГГГ главе администрации города – курорта Кисловодска внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Согласно информации администрации города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ о результатах рассмотрения названного представления, местоположение и площадь городских лесов, указанные в Правилах не соответствуют местоположению и площади участков, включенных на основании материалов лесоустройства в Лесохозяйственный регламент как городские леса.

По факту несоответствия Правил требованиям ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации и Лесохозяйственного регламента, утвержденного постановлением администрации города – курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ, в части площади и границ городских лесов, Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ принесен протест, который решением Думы города – курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ оставлен без удовлетворения.

Таким образом, градостроительные регламенты территориальных зон города-курорта Кисловодска, карта градостроительного зонирования города-курорта Кисловодска и карта зон с особыми условиями использования территорий города-курорта Кисловодска, являющиеся составной и неотъемлемой частью Правил не соответствуют требованиям ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации и Лесохозяйственного регламента, утвержденного постановлением администрации города – курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ, в части площади и границ городских лесов.

Согласно ч.ч. 1, 3, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.0.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории города – курорта федерального значения Кисловодск.

Кроме того, согласно данных государственного кадастра недвижимости, значительная часть территории города – курорта Кисловодска, а соответственно, и территории городских лесов, входит в границы зон с особыми условиями использования территории – первую и вторую зоны округа горно – санитарной охраны курорта федерального значения Кисловодск, в связи с чем может использоваться только с соблюдением ограничений, установленных режимом данной зоны.

Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

Считает, что нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц выражается в том, что несоответствие границ и площади городских лесов, указанных в материалах Правил, данным, установленным Лесохозяйственным регламентом, влечет использование территорий городских лесов с нарушением видов использования лесов, установленных ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации, и может привести к потере леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, к ухудшению экологической обстановки на территории курорта, истощению и утрате гидроминеральных ресурсов курорта федерального значения Кисловодск, а, соответственно, нарушению права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.

Поэтому единственной возможностью восстановление нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц является обращение в суд с настоящим заявлением, в котором просила суд:

-признать недействующим со дня принятия решение Думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города – курорта Кисловодска», в части градостроительных регламентов территориальных зон города-курорта Кисловодска, карты градостроительного зонирования города-курорта Кисловодска, и карты зон с особыми условиями использования территорий города-курорта Кисловодска.

-после вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о настоящем решении в таком же порядке, в котором было опубликовано решение Думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города – курорта Кисловодска».

В судебном заседании полномочный представитель административного ответчика Думы города-курорта Кисловодска ФИО3, требования административного искового заявления не поддержала, суду пояснила, что 22.02.2017г. решением Думы города-курорта Кисловодска «О рассмотрении протеста Ставропольской природоохранной прокуратуры от 10.02.2017г. на решение Думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города-курорта Кисловодска» отказано в удовлетворении протеста Ставропольской природоохранной прокуратуры от 10.02.2017г. на решение Думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города-курорта Кисловодска».

Основанием для отказа в удовлетворении протеста явилось письмо Главы города-курорта Кисловодска от 21.02.2017г. «О рассмотрении протестов природоохранной прокуратуры», в соответствии с которым протесты природоохранной прокуратуры являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Согласно указанному письму, Лесохозяйственный регламент, утвержденный постановлением администрации города-курорта Кисловодска 30.01.2012г. , в отношении лесов, расположенных в пределах границ городского округа, составляет 2328 га. Однако в силу требований лесного, земельного и градостроительного законодательства лесные участки площадью 2328га. не образованы и не состоят на государственном кадастровом учете.

Лесоустроительные документы (таксационное описание) носят условный характер и не содержат точных сведений о фактическом расположении границ лесных участков и соответственно границы городских лесов не состоят на государственном кадастровом учете.

В настоящее время в границах городского округа города-курорта Кисловодска часть лесных участков, определенных в лесоустроительных документах, по факту таковыми не являются. При этом, картографический материал Генерального плана и правил землепользования содержат в себе площади лесных массивов, превышающие 2328 га., ограничивающие хозяйственную деятельностью.

Дума города-курорта Кисловодска в соответствии со ст.26 Устава городского округа города-курорта Кисловодска является представительным органом местного самоуправления городского округа города-курорта Кисловодска и в соответствии со ст.28 Устава наделена компетенцией по принятию правил землепользованию и застройки территории города-курорта Кисловодска.

На основании ст.43 Устава городского округа города-курорта Кисловодска к полномочиям администрации города-курорта Кисловодска по решению вопросов местного значения относится разработка и исполнение правил землепользования и застройки на территории города-курорта Кисловодска.

Порядок подготовки проекта Правил и порядок их утверждения установлены ст.ст.31,32 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии со ст.31 Градостроительного кодекса РФ подготовка, разработка проекта Правил; организация, назначение и проведение публичных слушаний про проекту Правил возложена на главу муниципального образования, который после завершения публичных слушаний по проекту Правил вместе с протоколами публичных слушаний и заключением о результатах публичных слушаний в течение десяти дней после представления ему проекта Правил и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта Правил и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Согласно части 2 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта Правил и обязательных приложений к нему может утвердить Правила или направить проект Правил главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

Таким образом, федеральным законодательством и Уставом городского округа города-курорта Кисловодска к компетенции представительного органа местного самоуправления отнесены вопросы, связанные с утверждением Правил только после процедуры их подготовки, в том числе внесения изменений и дополнений в них, организации и проведения публичных слушаний, которые возложены на исполнительный орган местного самоуправления.

Доводы административного истца о несоответствии Правил федеральному законодательству, что послужило якобы основанием для формирования земельного участка с кадастровым номером 26:34:060301:9 для строительства жилых домов в целях использования под реализацию краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>», находился в зоне городских лесов и незаконно сформирован для строительства основаны только на лесохозяйственном регламенте, утвержденным постановлением администрации города-курорта Кисловодска от 30.01.2012г. «Об утверждении лесохозяйственого регламента в отношении лесов, расположенных в границах городского округа города-курорта Кисловодска» и не соответствуют федеральному законодательству.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Часть 3 указанной статьи устанавливает, что границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

На основании ст.69 Земельного кодекса РФ, определяющей вопросы организации и порядка проведения землеустройства, землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. В соответствии с ч.7 указанной статьи порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 1 Федерального закона от 18.06.2001г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» определяет, что землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон.

На основании ст.ст.15,17 указанного Федерального закона порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Порядком описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации 03.06.2011г. , описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с целью внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах объектов землеустройства или с целью изменения (уточнения) сведений о границах объектов землеустройства, которые ранее были внесены в государственный кадастр недвижимости.

Описание местоположения границ объектов землеустройства, которое осуществляется с целью внесения сведений о таких границах в государственный кадастр недвижимости, может производиться как в отношении всей границы объекта землеустройства, так и в отношении части (частей) его границы.

В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства оформляется в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению».

В соответствии с Правилами установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 20.08.2009г. , установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Лесохозяйственный регламент, на который ссылается административный истец, разработан на основании приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2007г. «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», утратил силу в связи с изданием приказа Минприроды России 04.04.2012г. «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», который также утратил силу 21.02.2017г. на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ .

Иных правовых документов, устанавливающих состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроков действия, Министерством природных ресурсов и экологии РФ по настоящее время не издано.

Таким образом, лесохозяйственный регламент в настоящее время не соответствует федеральному законодательству.

Кроме того, он не определяет границы земельных участков с описанием их месторасположения на местности и не содержит сведений об их границах. Лесоустроительные документы носят условный характер и не содержат точных сведений о фактическом расположении границ лесных участков.

Границы земельных участков, на которых расположены леса, могут быть установлены только после проведения всего комплекса землеустроительных работ, описания границ, выноса их на местность и постановке таких земельных участков на государственный кадастровый учет. Однако земельные участки, занятые городскими лесами, не отмежеваны, границы их не установлены, на государственном кадастровом учете не состоят.

Доказательств обратному административным истцом в суд не предоставлено.

Довод административного истца о том, что территория городских лесов города-курорта Кисловодска входит в состав первой и второй зон санитарной (горно-санитарной) охраны, также не соответствует федеральному законодательству.

Из преамбулы Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995г. «Об особо охраняемых территориях» следует, что к особо охраняемым природным территориям, независимо от категории земель, могут быть отнесены участки, обладающие следующими признаками:

-они должны быть объектами только природного происхождения (участки земли и водной поверхности, где располагаются природные комплексы и объекты, и воздушное пространство над ними);

-должны иметь особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение;

-должны быть изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования;

-для них должен быть установлен режим особой охраны, а не особый режим использования.

Статьей 4 указанного федерального закона установлено, что особо охраняемые природные территории должны учитываться в Государственном кадастре особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Однако земельный участок, занятый городскими лесами, не изъят из хозяйственного использования и оборота, для него не установлен особый правовой режим, также он не включен в Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.

Доказательств этому административным истцом не предоставлено, не предоставлено и доказательств изъятия спорного земельного участка в соответствии с установленным порядком изъятия из хозяйственного использования и оборота, установления особого правового режима согласно части 1 статьи 94 Земельного кодекса РФ, в связи с чем, отсутствуют и доказательства запрета использования спорного земельного участка в обороте в соответствии со ст.27 Земельного кодекса РФ.

В удовлетворении требований административного искового заявления просила отказать.

Представитель заинтересованного лица администрации города-курорта Кисловодска ФИО4 в судебном заседании требования административного искового заявления не поддержала, суду пояснила, что полностью согласна с возражениями представителя административного ответчика Думы города-курорта Кисловодска. В удовлетворении требований административного искового заявления просила отказать.

Представитель заинтересованного лица управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска в судебное заседание не явился.

Свидетель административного истца ФИО5 суду пояснил, что работает около года директором муниципального унитарного предприятия «Кисловодское городское лесничество». Границы городских лесов установлены на основании лесоустроительных документов, межевание земельных участков с целью установления их границ, вынос границ земельных участков, занятых городскими лесами, не проводилось. На государственном кадастровом учете городские леса не состоят.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к убеждению о том, что административное исковое заявление Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

На основании ст.208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии со ст.213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Как следует из материалов дела, требования административного истца о несоответствии Правил федеральному законодательству, что послужило основанием для формирования земельного участка с кадастровым номером 26:34:060301:9 для строительства жилых домов в целях использования под реализацию краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>», находился в зоне городских лесов и незаконно сформирован для строительства основаны только на лесохозяйственном регламенте, утвержденным постановлением администрации города-курорта Кисловодска от 30.01.2012г. «Об утверждении лесохозяйственого регламента в отношении лесов, расположенных в границах городского округа города-курорта Кисловодска» и не соответствуют федеральному законодательству.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Часть 3 указанной статьи устанавливает, что границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

На основании ст.69 Земельного кодекса РФ, определяющей вопросы организации и порядка проведения землеустройства, землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. В соответствии с ч.7 указанной статьи порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 1 Федерального закона от 18.06.2001г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» определяет, что землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон.

На основании ст.ст.15,17 указанного Федерального закона порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Порядком описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации 03.06.2011г. , описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с целью внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах объектов землеустройства или с целью изменения (уточнения) сведений о границах объектов землеустройства, которые ранее были внесены в государственный кадастр недвижимости.

Описание местоположения границ объектов землеустройства, которое осуществляется с целью внесения сведений о таких границах в государственный кадастр недвижимости, может производиться как в отношении всей границы объекта землеустройства, так и в отношении части (частей) его границы.

В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства оформляется в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению».

В соответствии с Правилами установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 20.08.2009г. , установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Лесохозяйственный регламент, на который ссылается административный истец, разработан на основании приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2007г. «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», утратил силу в связи с изданием приказа Минприроды России 04.04.2012г. «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», который также утратил силу 21.02.2017г. на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ .

Иных правовых документов, устанавливающих состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроков действия, Министерством природных ресурсов и экологии РФ по настоящее время не издано.

Кроме того, лесохозяйственный регламент не определяет границы земельных участков с описанием их месторасположения на местности и не содержит сведений об их границах. Лесоустроительные документы носят условный характер и не содержат точных сведений о фактическом расположении границ лесных участков.

Границы земельных участков, на которых расположены леса, могут быть установлены только после проведения всего комплекса землеустроительных работ, описания границ, выноса их на местность и постановке таких земельных участков на государственный кадастровый учет. Однако земельные участки, занятые городскими лесами, не отмежеваны, границы их не установлены, на государственном кадастровом учете не состоят.

Доказательств обратному административным истцом в суд не предоставлено.

Представитель административного истца помощника ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 в судебном заседании пояснила, что в отношении земельных участков, на которых расположены городские леса, землеустроительные работы не проведены, границы их не установлены, на местность не вынесены, на государственном кадастровом учете не состоят. Также пояснила, что решение Кисловодского городского суда об обязании администрации города-курорта Кисловодска провести весь комплекс землеустроительных работ с целью определения границ городских лесов, их площади, постановке на государственный кадастровый учет, по настоящее время не исполнено.

Свидетель административного истца ФИО5 суду дал аналогичные пояснения, объяснив, что площадь городских лесов установлена ориентировочно на основании лесохозяйственного регламента.

В соответствии со ст.215 Кодекса административного судопроизводства РФ, решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 39,215 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Думе города-курорта Кисловодска о признании недействующим со дня принятия решение Думы города- курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города - курорта Кисловодска», в части градостроительных регламентов территориальных зон города - курорта Кисловодска, и карты зон с особыми условиями использования территорий города-курорта Кисловодска, обязать опубликовать сообщение о настоящем решении в таком же порядке, в котором было опубликовано решение Думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города - курорта Кисловодска», -отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня его принятия, путём подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд.

Судья К.Ю.Домоцев