ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1029/2021 от 23.03.2021 Московского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Административное дело № 2а-1029/2021

УИД 62RS0002-01-2021-000914-49

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2021 года г. Рязань

Московский районный суд г. Рязани в составе

председательствующего судьи Черносвитовой Н.А.,

с участием помощника прокурора Московского района г.Рязани Трушкиной И.В.,

при секретаре судебного заседания Семилетовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному иску прокурора Московского района г. Рязани в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Московского района г.Рязани обратился в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной, указав, что прокуратурой Московского района г. Рязани проведена проверка соблюдения законодательства об информации и информационных технологиях.

Проверка показала, что на интернет-сайте https://msk.top-diplomy.com/novosibirsk/ размещена информация с предложениями продажи дипломов и ат­тестатов. На страницах сайтов также размещены цены за документы и способ их приобретения. При этом вход на вышеуказанные страницы сайтов является сво­бодным, регистрация пользователей для доступа к ресурсам страницы сайта не требуется, ознакомиться с содержанием страниц сайтов и заказать вышеуказан­ные документы может любой интернет-пользователь.

Факт размещения указанной информации на сайтах установлен работником прокуратуры в помещении прокуратуры Московского района г. Рязани по адресу: ул. Бирюзова, д. 1в в г. Рязани.

На момент проверки указанный интернет-ресурс не внесен в Единый реестр, что подтверждается копией общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора.

Информация об администраторе доменного имени находится в исключи­тельной компетенции регистратора доменного имени. На основании данных, по­лученных посредством открытых сервисов 2ip.ru в сети Интернет установить вла­дельцев в частности указанного доменного имени не представляется возможным.

На сайте ресурса 2ip.ru по запросу с указанием доменного имени https://msk.top-diplomy.com/novosibirsk/ сведений о регистраторе нет, в связи с чем, получить информацию от указанного регистратора не представляется возможным.

Сведения о владельце Интернет сайта (собственнике доменного имени) https://msk.top-diplomy.com/novosibirsk/ на страницах Интернет-сайта отсутст­вуют.

При указанных обстоятельствах, установить владельца сайта не представляется возможным, ввиду чего невозможно привлечь данное лицо к участию в деле в качестве ответчика с возложением на него обязанности по прекращению доступа к конкретному Интернет-ресурсу.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 39 КАС РФ, ст. 35 Фе­дерального закона «О прокуратуре российской Федерации», административный истец просит признать информацию о продаже дипломов и аттестатов, распростра­няемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайте с URL-
адресами: https://msk.top-diplomy.com/novosibirsk/ информацией, распростра­нение которой в Российской Федерации запрещено; обязать Управление Роскомнадзора по Рязанской области включить со­ответствующие сведения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В судебном заседании помощник прокурора Московского района г.Рязани Кабочкина И.Н. заявленные административные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, против удовлетворения административных исковых требований не возражал.

На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

По смыслу положений статей 29, 55 Конституции РФ, федеральным законом могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина, в том числе право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право сво­бодно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравст­венности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 9 ст. 2 Закона № 149-ФЗ распространение информации - дейст­вия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

На основании ч.1 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распро­странение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 15 Закона №149-ФЗ передача ин­формации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В ч. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ содержится запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или админи­стративная ответственность.

В соответствии с п. 4 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выда­ются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких до­кументов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за ис­ключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложе­ний, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляю­щим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно ч. 6 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую атте­стацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня: ос­новное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем обра­зовании), среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем об­щем образовании).

При этом за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается (ч. 16 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).

В силу п. 27 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем об­разовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Минобр-науки России от 13.02.2014 №112 диплом выдается лицу, завершившему обучение по образовательной программе и успешно прошедшему государственную итого­вую аттестацию, на основании решения государственной экзаменационной ко­миссии о присвоении выпускнику квалификации.

За подделку удостоверения или иного официального документа, предостав­ляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт штам­пов, печатей, бланков предусмотрена уголовная ответственность по ст. 327 УК РФ.

Также ст. 19.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печа­ти, бланка, их использование, передачу либо сбыт.

Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения дос­тупа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственно­сти, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны стра­ны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная инфор­мационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Фе­дерации запрещено» (далее реестр).

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Россий­ской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и над­зору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информа­ционных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Россий­ской Федерации.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, инфор­мацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Московского района г.Рязани проведена проверка соблюдения законодательства об информации и информационных технологиях. Проведенным мониторингом сети Интернет установлено, что на интернет-сайте https://msk.top-diplomy.com/novosibirsk/ размещена информация с предложениями продажи дипломов и ат­тестатов. На страницах сайтов также размещены цены за документы и способ их приобретения. При этом вход на вышеуказанные страницы сайтов является сво­бодным, регистрация пользователей для доступа к ресурсам страницы сайта не требуется, ознакомиться с содержанием страниц сайтов и заказать вышеуказан­ные документы может любой интернет-пользователь.

На момент проверки указанный интернет-ресурс не внесен в Единый реестр.

Суд считает, что на основании информационных материалов указанных сайтов потенциальный потребитель побуждается к покупке дипломов и ат­тестатов. Сведения, размещенные на указанных выше интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования дипломов и ат­тестатов, без соответствующего обучения в образовательных учреждениях, в связи с чем порождают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности размещения сведений, содержащихся на указанном ресурсе сети-интернет, в открытом доступе и противозаконном характере таких сведений.

Законодательством предусмотрен порядок ограничения доступа к информации, а именно п.4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101 закрепляет, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении: а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети «Интернет»; б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений и о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства, в случае ее размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет»; в) информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.

Частью 5 ст. 15.1 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации основаниями для включения в реестр сведений, являются: 1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»: а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера; б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений; в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства; г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами; д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи; е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции; 2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, учитывая, что информация об изготовлении и сбыте поддельных документов, в том числе дипломов и ат­тестатов, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения в единый реестр, суд полагает возможным заявленные требования о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной удовлетворить, признать информацию о продаже больничных листков, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет сайте с URL-адресами: https://msk.top-diplomy.com/novosibirsk/ информацией, распространение которой запрещено, обязать Управление Роскомнадзора по Рязанской области включить соответствующие сведения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Московского района города Рязани в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению - удовлетворить.

Признать информацию о продаже дипломов и аттестатов, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет сайте с URL-адресом: https://msk.top-diplomy.com/novosibirsk/ информацией, распространение которой запрещено.

Обязать Управление Роскомнадзора по Рязанской области включить соответствующие сведения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Московский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.А. Черносвитова