Дело № 2А-102/2019
64RS0002-01-2019-000106-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2019 года город Аткарск
Аткарский городской суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Васильевой С.В.,
при секретаре судебного заседания Костаевой Е.Л.,
с участием прокурора Кузнецова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аткарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области о признании недействующим нормативного правового акта в части,
установил:
Аткарский межрайонный прокурор (далее – прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Аткарский городской суд Саратовской области с указанным административным исковым заявлением к администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области (далее по тексту - администрация, ответчик).
Административные исковые требования обоснованы тем, что Аткарской межрайонной прокуратурой проведена проверка муниципальной правовой базы органов местного самоуправления Ершовского муниципального образования, в ходе которой выявлены правовые акты не соответствующие действующему законодательству. Так, 19 декабря 2018 года администрацией Ершовского муниципального образования принято постановление № 28 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» (далее – Постановление). Согласно информации, полученной из администрации Ершовского муниципального образования 12 февраля 2018 года, Постановление опубликовано (обнародовано) 20 декабря 2018 года. Как установлено п.2 Постановления, оно вступает в силу со дня его опубликования, то есть с 20 декабря 2018 года. При проверке соответствия данного правового акта законодательству установлено, что оно является незаконным и подлежит изменению и приведению в соответствие с действующим законодательством по следующим основаниям. Пунктом 1 Постановления утверждены требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения (далее – Требования). Согласно п.1 ч.3 ст. 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе, общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения. Общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения утверждены постановлением Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 476 (далее – Общие требования) в подпунктах «б», «в» пункта 1 которых указаны правовые акты, на которые распространяется действие данного документа. Вместе с тем, в нарушение подпунктов «б», «в» пункта 1 Общих требований в абзаце втором, третьем пунктов 1.1, 1.2 Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения их действие распространено на бюджетные учреждения, и не указано о распространении их действия на унитарные предприятия. Кроме того, в требованиях к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения в нарушение подпункта «а» пункта 6 Общих требований не указаны сроки размещения в единой информационной системе в сфере закупок правовых актов, указанных в пункте 1.1 Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения. Согласно подпункту «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенным фактором является наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудовыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям. Установление в нарушение требований законодательства нормативного регулирования в указанной области правоотношений в отношении бюджетных учреждений способно привести к установлению к ним и их сотрудникам избыточных требований, что может повлечь коррупционные действия со стороны правоприменителя. На противоречащий закону правовой акт межрайонной прокуратурой ранее (24 января 2019 года) принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен, получен положительный ответ, однако администрацией Ершовского муниципального образования правовой акт до настоящего времени в соответствие с Законом не приведен. Данное обстоятельство свидетельствует о невозможности устранения выявленных нарушений в досудебном порядке и послужило основанием для предъявления искового заявления в суд. В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит признать недействующими следующие нормы постановления администрации Ершовского муниципального образования от 19 декабря 2018 г. № 28 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»: абзацы второй, абзац третий пункта 1.1, абзац второй, абзац третий пункта 1.2, как противоречащие Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также постановлению Правительства Российской Федерации от 18 мая 2015 г. № 476.
В судебном заседании Аткарский межрайонный прокурор административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебное заседание представитель административного ответчика - администрации Ершовского муниципального образования администрации Аткарского муниципального района Саратовской области – ФИО1 не явился, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие, заявив о признании административных исковых требований Аткарского межрайонного прокурора.
Выслушав прокурора, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах административного дела, суд в процессе рассмотрения административного дела установил следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 статьи 213 КАС РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).В соответствии с Уставом (л.д.35-62), Ершовское муниципальное образование является муниципальным образованием со статусом сельского поселения и входит в состав Аткарского муниципального района Саратовской области. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования издает в пределах своих полномочий правовые акты. В систему муниципальных правовых актов входят, в том числе правовые акты главы муниципального образования. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами Совета, издает постановления местной администрации муниципального образования по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации муниципального образования по вопросам организации работы местной администрации муниципального образования, а также издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами. Правовые акты главы муниципального образования нормативного характера оформляются постановлениями, ненормативного характера – распоряжениями. Нормативный правовой акт местной администрации муниципального образования обнародуется главой муниципального образования в течение 10 дней со дня их подписания.
Решением Совета депутатов Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области от 24 сентября 2018 г. № 18 «Об утверждении Порядка официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области» утвержден Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Ершовского муниципального образования, который предусматривает, что опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина осуществляется посредством их доведения до граждан через: а) периодические печатные издания; б) электронные средства массовой информации; в) размещение в установленных местах на территории муниципального образования. Обнародование муниципального правового акта производится не позднее чем через пять дней после его принятия.
Решением Совета депутатов Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области от 24 сентября 2018 г. № 4 «Об избрании Главы Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области» ФИО1 ФИО5 избран главой Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области (л.д.34).
19 декабря 2018 года администрацией Ершовского муниципального образования принято постановление № 28 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» (л.д.25-28).
Согласно информации администрации Ершовского муниципального образования (л.д.24), постановление № 28 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» опубликовано (обнародовано) 20 декабря 2018 года.
Прокурор утверждал о несоответствии части оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Суд соглашается с такими доводами прокурора по следующим мотивам.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе, общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2015 г. № 476 определены общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, которые в подпунктах «б» и «в» пункта 1 которых указаны правовые акты, на которые распространяется действие данного документа.
Вопреки этим обязательным требованиям в абзаце втором, третьем пунктов 1.1, 1.2 Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, их действие распространено на бюджетные учреждения, и не указано о распространении их действия на унитарные предприятия. Такое правовое регулирование не соответствует федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Предъявление завышенных требований к лицу для реализации принадлежащего ему права в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, является коррупциогенным фактором.
Аткарским межрайонным прокурором по факту выявленных нарушений 24 января 2019 года на имя главы Ершовского муниципального образования вносился протест о приведении постановления № 28 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» в соответствие с требованиями действующего законодательства (л.д.10-11).
Поскольку до настоящего времени вышеуказанный нормативный правовой акт в части (абзац второй, абзац третий пункта 1.1, абзац второй, абзац третий пункта 1.2 постановления администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области от 19 декабря 2018 года № 28 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения») в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства не приведен, то он подлежит признанию не действующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
При таком положении административные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Аткарского муниципального района - «Аткарская газета» и на официальном сайте администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 - 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Аткарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац второй, абзац третий пункта 1.1, абзац второй, абзац третий пункта 1.2 постановления администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области от 19 декабря 2018 года № 28 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения».
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Аткарского муниципального района - «Аткарская газета» и на официальном сайте администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционного представления прокурором, подачи апелляционной жалобы иными лицами, участвующими в деле, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (составления мотивированного решения), через Аткарский городской суд Саратовской области.
Председательствующий судья: С.В. Васильева
Мотивированное решение составлено 18 марта 2019 года
Председательствующий судья: С.В. Васильева