Дело № 2а-102/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Целинное 30 мая 2018 года
Целинный районный суд Алтайского края в составе судьи Сидоровой Н.А.
при секретаре Копытовой Е.Л.
с участием административного ответчика Чановой З.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Алтайскому краю к Чановой З.Ф. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, соответствующей пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Чановой З.Ф. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 3 368 рублей, пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 74 рубля 02 копейки, всего 3 442 рублей 02 копейки.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что согласно сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, об объектах налогообложения, должнику в 2015 году принадлежала квартира, расположенная по адресу: <адрес> с кадастровым номером <номер>.
В соответствии со ст. ст. 3, 23, 45, 388 НК РФ административный ответчик является плательщиком земельного налога и обязан уплатить его до 01 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог исчисляется налоговым органом на основании данных о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01 января каждого года (ст. 85, 390, 391 НК РФ) и процентной ставки, установленной нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Должнику направлялось налоговое уведомление о необходимости оплатить налог, однако налог своевременно уплачен не был. Недоимка за 2015 год составила 3 368 рублей.
За несвоевременную уплату налога на основании ст.75 НК РФ начисляется пеня за каждый день просрочки платежа в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной суммы налога. В соответствии с п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (пункт 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно письма Министерства финансов РФ от 14.01.2013 года № 03-02-07/1-5 Налоговым кодексом РФ не установлен общий срок исковой давности выявления недоимки. Сроки предусмотрены только в отношении требования об оплате налога (ст. 70 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Расчет пени по налогу на имущество за 2015 год: недоимка для пени 3 368 рублей, ставка пени 0,000333 (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной суммы налога) – начислено пени за день 1, 121544 х 66 дней просрочки (с 02.12.2016 года по 05.02.2017 года) = 74 рубля 02 копейки.
В соответствии со ст.ст. 69 и 70 НК РФ административному ответчику направлялось требование об уплате налога, пени, которое так же не исполнено в срок, установленный законодательством. Требования налогового органа в порядке ст.ст. 137-138 НК РФ не обжалованы.
<дата> мировым судьей судебного участка Целинного района Алтайского края было вынесено определение об отмене судебного приказа.
В силу ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Представитель административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежаще и своевременно, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с направлением копии решения суда в адрес административного истца.
Административный ответчик Чанова З.Ф. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна, полагает, что отмена судебного приказа свидетельствует об отсутствии ее обязанности оплачивать указанный налог, поскольку она, как пенсионер, пользуется льготами по названному налогу на один из объектов недвижимости.
Учитывая характер спорных правоотношений, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца на основании ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав административного ответчика Чанову З.Ф., оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой, а не гражданско-правовой характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
За несвоевременную уплату налога на основании ст.75 НК РФ начисляется пеня за каждый день просрочки платежа в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной суммы налога. В соответствии с п.5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (п.6 ст.75 НК РФ). Обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
В судебном заседании установлено, что согласно сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, административному ответчику в 2015 году, в числе других объектов недвижимости, на праве общей совместной собственности принадлежала квартира, расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер>.
В соответствии со ст.ст. 3, 23, 45 НК РФ, ст.ст. 1, 2, 5 Закона «О налогах на имущество физических лиц» № 2003-1 от 09.12.1991 года ст. 400 НК РФ административный ответчик является плательщиком данного налога, обязан уплатить его до 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог исчисляется налоговым органом на основании данных об инвентаризационной стоимости имущества по состоянию на 01 января каждого года (статья 3,5 Закона) и процентной ставки, установленной нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Так, плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: 1) жилой дом; 2) квартира; 3) комната; 4) гараж; 5) единый недвижимый комплекс; 6) объект незавершенного строительства; 7) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно представленному административным истцом расчету задолженность налогоплательщика Чановой З.Ф. по налогу на имущество за указанный объект недвижимости образовалась за 2015 год и составила 3 368 рублей. Административному ответчику направлялось налоговое уведомление <номер> от <дата> о необходимости оплатить налог за указанный объект недвижимости в срок до 01.12.2016 года, которое в срок исполнено не было. При этом, налог исчислен налоговым органом согласно данным регистрирующего органа, а также исходя из требований ст.ст. 402, 406 Налогового кодекса РФ, исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора, и ставки налога, определенной решением <номер> Совета депутатов Целинного сельсовета Целинного района Алтайского края от 27.11.2014 года «О ставках налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования Целинный сельсовет». Проверив произведенный налоговым органом расчет налога, суд признает его верным и подлежащим применению, поскольку налог в размере 3 368 рублей исчислен исходя из установленной представительным органом в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения на территории сельского поселения ставки налога и принадлежащей Чановой З.Ф. ? доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>.
В соответствии с положениями ч.ч. 1-3 ст. 407 НК РФ право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
Вопреки доводам административного ответчика, налоговая льгота по оплате налога на имущество физических лиц за 2015 год была Чановой З.Ф. предоставлена по ее выбору, соответственно, в отношении жилого дома по адресу: <адрес> в размере 2 633 рубля, а также в отношении <адрес> в размере 5 835 рублей, что подтверждается расчетом налога на имущество физических лиц, содержащимся в налоговом уведомлении <номер> от <дата>. Следовательно, Чанова З.Ф. обязана исполнить обязанность по оплате налога на имущество физических лиц за 2015 год по объекту налогообложения, расположенному по <адрес>.
Расчет пени по налогу на имущество за 2015 год: недоимка для пени 3368 рублей - начислено пени за день 1,121544 х 66 дней просрочки (с <дата> по <дата>) = 74 рубля 02 копейки.
В связи с тем, что Чанова З.Ф. не произвела оплату налога на имущество за 2015 год в добровольном порядке в срок до <дата>, налоговая инспекция направила ей требование <номер> по состоянию на <дата> с напоминанием о необходимости оплаты налога и соответствующей пени до <дата>. Общий размер задолженности составил 3 442 рубля 02 копейки (3 368 рублей + 74 рубля 02 копейки).
К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (пункт 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Пеня, будучи способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (страховых взносов), является дополнительной обязанностью налогоплательщика (плательщика страховых взносов), поэтому после истечения срока взыскания задолженности по уплате налогов и сборов (страховых взносов) (утраты возможности взыскания задолженности) она не может служить способом исполнения обязанности по их уплате и с этого момента не подлежит начислению.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 422-О, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Изложенное свидетельствует о том, что пени могут взыскиваться только в том случае, если контрольным органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налогов и сборов (страховых взносов).
Согласно п. 51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ» при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Требование <номер> для оплаты недоимки по налогу на имущество за 2015 год и пени было сформировано по состоянию на 06.02.2017, при этом недоимка для начисления пени составляла период 2015 года. Данное требование было направлено в адрес административного ответчика заказным письмом 09.02.2017 (согласно штампа Почты России). Исходя из изложенного, требование в адрес налогоплательщика было направлено в соответствии со ст. 70 НК РФ, в связи с фактической неуплатой недоимки. Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. В соответствии с п. 6 ст. 287 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть оформлено в соответствии с требованиями частей 1, 8 и 9 статьи 125 КАС РФ. Кроме того, в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ.
Исходя из изложенного, при обращении для принудительного взыскания недоимки по налогам налоговому органу изначально необходимо направить заявление о вынесении судебного приказа в адрес мирового судьи, а в случае его отмены обратиться в адрес федерального суда с административным исковым заявлением.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. То есть, требование <номер> было сформировано и направлено по состоянию на <дата>, при этом срок для добровольного погашения сложившейся недоимки был установлен до <дата>.
Согласно сведениям, указанным в определении об отмене судебного приказа <номер>, судебный приказ был вынесен <дата>, то есть в сроки, установленные действующим Законодательством РФ.
В силу ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Исходя из изложенного, в связи с тем, что судебный приказ был отменен <дата>, административный истец в срок до <дата> имел право обратиться в адрес федерального суда с административным исковым заявлением. Согласно штампа входящей корреспонденции, административное исковое заявление о взыскании недоимки по налогу и пени с Чановой З.Ф. поступило в адрес Целинного районного суда <дата>, то есть в установленный законодательством РФ срок.
Таким образом, административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю к Чановой З.Ф. о взыскании с нее недоимки по налогу на имущество за 2015 года в размере 3 368 рублей, а также пени по налогу на имущество за 2015 год в размере 74 рублей 02 копейки нашли свое подтверждение в судебном заседании, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Алтайскому краю к Чановой З.Ф. удовлетворить.
Взыскать с Чановой З.Ф. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 3 368 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц на недоимку за 2015 год в размере 74 рубля 02 копейки по реквизитам, указанным в требовании, в доход бюджета Муниципального образования «Целинный сельсовет Целинного района Алтайского края».
Взыскать с Чановой З.Ф. государственную пошлину в размере 137 рублей 68 копеек в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Целинный районный суд Алтайского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 02.06.2018 года.
Судья подпись