Дело № 2а-102/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Зырянка 02 июня 2021 года
Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Эверстовой О.В., при секретаре Барковой О.А., с участием административного ответчика Андросова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании
административное исковое заявление, поступившее от Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) к Общественному учреждению пожарной охраны «Добровольная пожарная команда Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия)» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц (в порядке ст. 61 Гражданского кодекса РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее Управление) обратилось в Верхнеколымский районный суд РС (Я) с административным исковым заявлением к Общественному учреждению пожарной охраны «Добровольная пожарная команда Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия)» (далее по тексту – Учреждение) о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц (в порядке ст. 61 ГК РФ, ст. 32 №7-ФЗ).
Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) извещен надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, согласно заявления просят рассмотреть без их участия.
Представитель административного ответчика Андросов В.В., участвуя в судебном заседании, с исковыми требованиямине согласился, т.к в настоящее учреждение осуществляет свою деятельность, однако какие –либо учредительные документы у него отсутствуют, с нарушениями, указанными в исковом заявлении согласен.
Исследовав материалы дела, заслушав административного ответчика, суд приходит к следующему.
Общественное учреждение пожарной охраны «Добровольная пожарная команда Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия)» зарегистрировано Управлением министерства юстиции РФ по РС (Я) <дата>, запись о некоммерческой организации внесена в ЕГРЮЛ <дата> за основным государственным регистрационным номером №. Сведения об организации внесены в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции РФ по РС (Я) за учетным номером №.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (утв. Приказом Минюста России от 03.03.2014 N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации"), управление по субъекту осуществляет контроль за соответствием деятельности на территории данного субъекта РФ, их уставным целям законодательству РФ.
Согласно п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации (утв. Приказом Минюста России от 30.12.2011 N 456) (далее Регламент) (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным ст. 61 ГК РФ.
В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.
Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом указанных в пунктах 4.2 - 4.5, 4.7 настоящей статьи особенностей организации и проведения внеплановых проверок.
Таким образом, Управление является государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения Управления от <дата>№ в период с <дата> по <дата> проведена плановая документарная проверка Учреждения по результатам которой выявлены следующие нарушения законодательства РФ.
<дата> Управлением составлен и направлен в суд протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка № 9 по Верхнеколымскому району РС (Я) от <дата>№, должностное лицо Учреждения признано виновным в совершении административного правонарушения и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. Также за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, на основании постановления мирового судьи судебного участка № 9 по Верхнеколымскому району РС (Я) от <дата> по делу №, должностное лицо Учреждения признано виновным в совершении административного правонарушения и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.
В нарушение пп. 4 п. 5 ст. 32 № 7-ФЗ, вопреки уведомлению от <дата>№ и распоряжению Управления от <дата>№ о проведении плановой документарной проверки Учреждением не предоставлены следующие документы:
- документы, подтверждающие местонахождение Учреждения (копии правоустанавливающих документов на помещение);
- решение Общего собрания учредителей (протоколы, положения, справки и др.), в том силе об утверждении годового отчета, годового бухгалтерского баланса и финансового плана Учреждения, об избрании и досрочном прекращении полномочий органов Учреждения, а также об определении форм и размеров материального стимулирования добровольных пожарных;
- решения и иные распорядительные документы директора (приказы, распоряжения), в том числе об утверждении штатного расписания;
- решения контрольно-ревизионного органа Учреждения (протоколы заседаний, справки, заключения, акты проверок и т.д.);
- внутренние положения с решениями утвердивших их органов;
- сведения о ежегодном опубликовании отчета о деятельности;
- информация о пожертвованиях полученных и направленных Учреждением физическим и юридическим лицам;
- сведения о мероприятиях (периодичность, форма проведения, место и дата проведения, содержание и т.п.), проводимых Учреждением;
- сведения о структурных подразделениях с указанием полного наименования, местонахождения, ФИО руководителей, контактных телефонах;
- сведения об участниках Учреждения;
- сведения об источниках формирования денежных средств и иного имущества, наличии иностранных источников финансирования, в том числе о видах приносящих доход деятельности;
- документы по имуществу Учреждения;
- сведения по использованию труда добровольцев, волонтеров;
- сведения о конкретных направлениях деятельности, фактической деятельности, по выполнению уставных целей и задач;
- документы по сайту Учреждения;
- переписка с физическим и юридическими лицами по вопросам осуществления деятельности, направленной на достижение уставных целей;
- материалы об учреждении некоммерческих и коммерческих организаций СМИ;
- информация о распространяемых Учреждением литературе, печатных, аудио- и видеоматериалах и источниках их получений;
- копии штатных расписаний;
- бухгалтерско-финансовые документы (сведения об источниках формирования денежных средств и иного имущества, порядке расходования денежных средств, с разбивкой по годам, источникам доходов, статьям расходов и т.д.);
- иные документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности, в том числе по участию в других организациях, о предпринимательской деятельности,
- иные материалы, подтверждающие деятельность по выполнению уставных целей, в том числе об участии в профилактике и (или) тушении пожаров и по проведению аварийно-спасательных работ на территории МР «Верхнеколымский улус (район)»,
-в нарушение требований федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ учредителями Учреждения являются 3 физических лица, что в соответствии с положениями гражданского законодательства РФ с 01.09.2014 года недопустимо.
В ходе проведения проверки установлено, что отдельные положения устава учреждения противоречат действующему законодательству РФ, а именно:
- в нарушении п. 3 ст. 14 №7-ФЗ устав Учреждения не содержит сведений о предмете деятельности административного ответчика;
-- в соответствии с п. 1 ст. 28 № 7-ФЗ компетенция органов управления некоммерческой организации устанавливается уставом. В п. 3 ст. 29 № 7-ФЗ установлен перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа некоммерческой организации. В нарушение вышеуказанных положений федерального законодательства уставом Учреждения к исключительной компетенции высшего органа управления не отнесено решение вопросов о создании Учреждением других юридических лиц и об учреждении аудиторской организации или индивидуального аудитора Учреждения.
- Федеральным законом от 21.07.2014 № 236-ФЗ «"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций" упразднена государственная регистрация символики некоммерческих организаций как самостоятельная государственная услуга, между тем п. 1.9 Устава Учреждения предусматривает государственную регистрацию символики Учреждения;
- в нарушение п. 3.2 ст. 32 № 7-ФЗ административным ответчиком не исполняется обязанность по размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отчета о своей деятельности;
- в нарушение п. 1,2 ст. 24 № 7-ФЗ, согласно которым некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ, и соответствующих целям деятельности некоммерческих организации, которые предусмотрены ее учредительными документами и может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах, код основного вида деятельности Учреждения 94.99 – «деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки», сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, не соответствует цели деятельности Учреждения и на распространяется на ее деятельность.
В связи с установленными нарушениями <дата> исх. № в порядке ст. 32 №7-ФЗ Управлением вынесено предупреждение о недопустимости нарушений требований федерального законодательства, и установлен срок для устранения выявленных нарушений до <дата>.Согласно информации с сайта Почты России предупреждение прибыло в место вручения <дата>, в связи с истечением сроков хранения выслано обратно отправителю. Данный факт свидетельствует о не принятии мер по получению предупреждения либо от отказа в его получении. Нарушения не устранены, сведения о принятых мерах в адрес Управления не поступили.
В соответствии с п. 7 ст. 32 №7-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
Административный ответчик сведения об изменении адреса, по которому должна осуществляться связь с ним, в адрес Управления не предоставил.
Также <дата> Управлением вынесено повторное предупреждение №, установлен срок для устранения нарушений до <дата>, согласно информации официального сайта Почты России предупреждение прибыло в место вручения <дата>, в связи с истечением сроков хранения выслано обратно отправителю. Данный факт свидетельствует о не принятии мер по получению предупреждения либо от отказа в его получении.
В связи с чем, <дата> Управлением вновь вынесено повторное предупреждение №, установлен срок для устранения нарушений до <дата>. Согласно информации официального сайта Почты России предупреждение прибыло в место вручения <дата>, в связи с истечением сроков хранения выслано обратно отправителю. Данный факт свидетельствует о непринятии мер по получению предупреждения либо от отказа в его получении
<дата> Управлением вынесено повторное предупреждение установлен срок для устранения нарушений до <дата>, согласно информации официального сайта Почты России предупреждение получено адресатом <дата>.
Однако, до настоящего времени нарушения, выявленные во время проведения документарной проверки Учреждением не устранены.
В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии с позицией изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.
Должностное лицо Учреждения неоднократно привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. ст. 19.4.1, ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, привлечение к административной ответственности ответчиком не обжаловано.
Как указано в Постановлении Пленума № 64 от 27.12.2016 года по Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.
В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда общественному порядку, законным интересам общества и государства.
Суд приходитк выводу о том, что характер совершенного Учреждением нарушения свидетельствует о высокой степени общественной опасности нарушения в указанной сфере. В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Неисполнение вышеуказанной обязанности нарушает принцип открытости в деятельности некоммерческих организаций, затрудняет контроль за соответствием их деятельности уставным целям и законодательству Российской Федерации, целевым расходованием имущества. Административный ответчик в течении длительного времени не предпринял никаких мер к устранению выявленных нарушений, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять их в будущем и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с ее требованиями. Сама по себе незаконная деятельность ответчика является основанием для его ликвидации, как представляющая угрозу публичному порядку и режиму законности в деятельности всех институтов гражданского общества.
Доводы административного ответчика Андросова В.В. о том, что в настоящее время ведется работа по устранению выявленных в ходе проверки нарушений, судом не принимаются, так как суду не представлены доказательства, подтверждающие слова ответчика. Представленные суду сведения о добровольных пожарных не свидетельствуют об устранении нарушений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Административный истец согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Сумма государственной пошлины определяется правилами статьи 333.19 НК РФ и составит 6 000 рублей 00 копеек, которая подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
На основании вышеизложенного руководствуясь ст.ст. 175-180, 262-264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) к Общественному учреждению пожарной охраны «Добровольная пожарная команда Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия)» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц (в порядке ст. 61 Гражданского кодекса РФ) – удовлетворить.
Ликвидировать Общественное учреждение пожарной охраны «Добровольная пожарная команда Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия)» (ОГРН: №, ИНН: №) и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Общественного учреждения пожарной охраны «Добровольная пожарная команда Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия)» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Верхнеколымский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решения суда принято 02 июня 2021 года.
Председательствующий О.В. Эверстова