2а-102/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
7 июня 2021 года <адрес>
Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Кара-Сал В.Д.,
при секретаре Кадыр-оол С.О.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора <адрес> Токаш-оол Ч.Х.,
председателя администрации <адрес>Сата М.В.,
представителя администрации <адрес> по доверенности Маспын-оол А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Тыва в интересах неопределенного круга к Администрации сельского поселения Сайлыг <адрес> Республики Тыва о признании незаконным бездействия, возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить уличное освещение по <адрес>, Горная, Берег-2, Октябрьская, Лесная, Пролетарская, Степная, и переулку Зеленый <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> Республики Тыва обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> Республики Тыва о признании незаконным бездействия, возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить уличное освещение по улицам о признании незаконным бездействия, возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить уличное освещение по <адрес>, Горная, Берег-2, Октябрьская, Лесная, Пролетарская, Степная, и переулку Зеленый <адрес>, указывая что прокуратурой в порядке надзора проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории муниципальных образований <адрес>. По результатам проведенной проверки улично-дорожной сети на территории <адрес> с привлечением инспектора ОДПС МО МВД РФ «Тандинский» установлено, что в <адрес>, Горная, Берег-2, Октябрьская, Лесная, Пролетарская, Степная и переулке Зеленый не обеспечено уличное освещение в темное время суток, меры по установке столбов с фонарями уличного освещения не приняты. Указанное подтверждается актом проверки ОДПС МО МВД РФ «Тандинский», проведенного ДД.ММ.ГГГГ Выявленные нарушения стали возможными ввиду ненадлежащего осуществления должностных обязанностей ответственными работниками и отсутствия контроля со стороны руководства. В результате непринятия мер администрацией сельского поселения Сайлыг <адрес> по организации и обеспечения уличного освещения нарушаются требования законодательства о безопасности дорожного движения, влечет повышение опасности езды на дорогах в вечернее и ночное время суток, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по <адрес>, Горная, Берег-2, Октябрьская, Лесная, Пролетарская, Степная и переулку Зеленый <адрес>. Просит возложить на администрацию сельского поселения <адрес> обеспечить уличное освещение по <адрес>, Горная, Берег-2, Октябрьская, Лесная, Пролетарская, Степная и переулку Зеленый <адрес> в 3-месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора района Токаш-оол Ч.Х. исковые требования поддержала в полном объеме и просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика председатель администрации признал исковые требования прокурора.
Представитель заинтересованного лица Администрации <адрес> Маспын-оол А.В. пояснила, что работы по обеспечению уличного освещения ведутся, работы ведет ООО «Бастион».
Суд, выслушав стороны и изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Согласно ч.5 ст.46 КАС РФ суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Согласно ч.1 ст.157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление как одно из основ конституционного строя (ст. 1, ч. 2 ст. 3, ст. ст. 12, 130 и 131), самостоятельность которого проявляется в том числе в определенной степени правовой автономии, самостоятельном решении органами местного самоуправления вопросов местного значения (ст. 12, ч. 1 ст. 132), предполагает достаточно широкую самостоятельность местного самоуправления по реализации возложенных на него публичных функций и задач, связанных, прежде всего, с обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования, и вместе с тем исходит из того, что эта самостоятельность определяет степень ответственности местного самоуправления, призванного осуществлять свои полномочия на основе верховенства права и прямого действия Конституции Российской Федерации, признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения общих интересов местного сообщества в целом.
В соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения Городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В силу ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст. 13 вышеуказанного федерального закона органы местного самоуправления в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 3 и ч. 3 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к элементам обустройства автомобильных дорог относятся объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.
Из актов проверки состояния уличного освещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по <адрес>, Горная, Берег-2, Октябрьская, Лесная, Степная, пер.Зеленый <адрес> столбы с фонарями уличного освещения не имеются,.
Из акта проверки состояния уличного освещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по <адрес> имеется 1 столб с фонарем уличного освещения.
В судебном заседании установлено, что обязанность по организации дорожной деятельности на территории <адрес> отнесена к компетенции администрации <адрес>-Хольского кожууна, таким образом, в данном случае обязанность по организации наружного освещения автомобильных дорог в границах <адрес> возложена на администрацию <адрес>-Хольского кожууна.
Однако, ответчиком данная обязанность не исполнена, наружное освещение дорог в границах населенного пункта <адрес> не организовано, что создает угрозу нарушения прав жителей сумона Хову-Аксы на безопасные условия движения по дорогам в границах населенного пункта.
Поскольку администрацией <адрес> обязанности по обеспечению уличного освещения не исполняются, суд находит, что незаконное бездействие Администрации <адрес>-Хольского кожууна Республики Тыва по обеспечению уличного освещения на территории <адрес> нашло свое подтверждение.
Кроме того, административный ответчик иск признал, признание иска административным ответчиком находит не противоречащим КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц, в связи с чем суд принимает признание иска ответчиком.
При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении на администрацию <адрес> обязанности по обеспечению уличного освещения по Зеленая, Горная, Берег-2, Октябрьская, Лесная, Пролетарская, Степная, и переулку Зеленый <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Срок исполнения – 3 месяца, суд находит достаточным.
Администрация <адрес> как орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Тыва в интересах неопределенного круга к Администрации сельского поселения Сайлыг <адрес> Республики Тыва о признании незаконным бездействия, возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить уличное освещение по <адрес>, Горная, Берег-2, Октябрьская, Лесная, Пролетарская, Степная, и переулку Зеленый <адрес>, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Сайлыг <адрес> в части обеспечения работы уличного освещения по <адрес>, Горная, Берег-2, Октябрьская, Лесная, Пролетарская, Степная и переулку Зеленый <адрес>.
Возложить на администрацию сельского поселения Сайлыг <адрес> обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить уличное освещение по <адрес>, Горная, Берег-2, Октябрьская, Лесная, Пролетарская, Степная и переулку Зеленый <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва.
Председательствующий Кара-Сал В.Д.