ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1030/18 от 13.09.2018 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

Дело №2а-1030/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2018 года город Корсаков

Корсаковский городской суд Сахалинской области

под председательством судьи Русецкой А.А.,

при секретаре судебного заседания Сабо Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воротниковой Л. С. к администрации Корсаковского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги, постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Воротникова Л.С. обратилась в суд с административным иском к администрации Корсаковского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги, постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении

В обоснование иска указала, что 06 августа 2018г. она обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении муниципальной услуги – постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 14 августа 2018г. получила отказ, выразившийся в письме №5.02-8153/18, из которого следует, что в предоставлении муниципальной услуги отказано, в связи с предоставлением не полном объеме документов, указанных в подпункте 2.6.1 Административного регламента, а именно отсутствует решение уполномоченного органа местного самоуправления о признании граждан малоимущими за 2017 год. Воротникова Л.С. считает данный отказ незаконным, нарушающим ее права и законные интересы. На основании изложенного, просит признать отказ администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области от 14.08.2018г. №5.02-8153/18 незаконным и возложить обязанность поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в течение 30 дней с момента вынесения решения.

Определением суда от 03 сентября 2018г. о принятии административного искового заявления к производству, подготовке и назначении к судебному разбирательству в качестве административных ответчиков привлечены Комитет по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа и его руководитель – Б.

В судебном заседании Воротникова Л.С. изменила часть исковых требований и просила возложить на администрацию обязанность повторно рассмотреть ее заявление о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма.

Представитель администрации Корсаковского городского округа А., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований, пояснив, что административным истцом не подтвержден статус малоимущего за 2017 год.

Руководитель Комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа в судебное заседание не явился, представителя ни от своего имени, ни от имени Комитета не направил, административные ответчики извещены судом надлежащим образом.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).

Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее также - нуждающиеся в жилых помещениях), и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 7 статьи 13 ЖК РФ).

Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14, части 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ).

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 ЖК РФ).

Согласно Закону Сахалинской области от 01 декабря 2005г. №87-ЗО учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений, поданных гражданами в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенными ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

В соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденным постановлением мэра Корсаковского городского округа от 27.09.2017г. №2522 (далее – Административный регламент №2522) предоставляется муниципальная услуга «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией Корсаковского городского округа через Комитет по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа и Управления сельскими территориями администрации Корсаковского городского округа (п.2.2).

Пункт 2.6 Административного регламента №2522 содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Из части 1 подпункта 2.6.2 пункта 2.6 указанного Административного регламента следует, что заявитель вправе самостоятельно представить документы, необходимые для получения муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, - решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принятое в соответствии с Законом Сахалинской области от 16.12.2005 № 97-ЗО «О порядке определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».

Судом установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.

Воротникова Л.С. на основании договора социального найма жилого помещения от 31.01.2012г. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Зарегистрирована в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГг.

В данной квартире совместно с административным истцом зарегистрирован и проживает ее брат – В.

Заключением Межведомственной комиссии по оценке (признанию) помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания от 04 октября 2013г. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано не соответствующим установленным в Положении требованиям, предъявляемым к жилому помещению и непригодным для проживания.

06 августа 2018г. Воротникова Л.С. обратилась в администрацию Корсаковского городского округа с заявлением о постановке ее и членов ее семьи на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. К указанному заявлению административным истцом были приложены все необходимые документы, указанные в подпункте 2.6.1 Административного регламента.

Кроме того, Воротниковой Л.С. самостоятельно к заявлению было приложено постановление исполняющего обязанности мэра Корсаковского городского округа от 16.10.2017г. о признании Воротниковой Л.С. и членов ее семьи малоимущими в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в г. Корсакове.

Письмом от 14 августа 2018г. №5.02-8153/18 руководителем Комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа сообщено Воротниковой Л.С. об отказе в предоставлении муниципальной услуги в связи с тем, что документы, указанные в подпункте 2.6.1 Административного регламента , предоставлены не в полном объеме (отсутствует решение уполномоченного органа местного самоуправления о признании граждан малоимущими за 2017 год).

В судебном заседании представитель администрации Корсаковского городского округа пояснила, что Воротниковой Л.С. не подтвержден статус малоимущей за 2017г.

Однако данное утверждение признается судом неверным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 10 Закона Сахалинской области от 16 декабря 2005г. №97-ЗО «О порядке определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» (действующего в момент признания Воротниковой Л.С. и членов ее семьи малоимущими и до 01 июня 2018г.), а также ст. 8 Закон Сахалинской области от 01.06.2018 №36-ЗО «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» (действующего с 12 июня 2018г. по настоящее время) граждане, признанные малоимущими, ежегодно в сроки, установленные органом местного самоуправления, представляют документы, предусмотренные указанными Законами, для подтверждения их статуса и права на получение по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Пунктом 1 постановления мэра администрации Корсаковского городского округа от 14 января 2014г. №48 «Об установлении срока для подтверждения гражданами статуса малоимущего в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» (действующего на момент обращения административного истца с заявлением) установлено, что граждане, признанные малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании «Корсаковский городской округ» Сахалинской области, ежегодно, в срок не позднее 12 месяцев со дня признания их малоимущими, представляют документы, предусмотренные Законом от 16.12.2005 №97-ЗО, для подтверждения статуса малоимущего.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 постановления от 23.08.2018 «Об установлении срока для подтверждения гражданами статуса малоимущего в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».

Таким образом, при обращении Воротниковой Л.С. 06 августа 2018г. с заявлением о предоставлении муниципальной услуги статус малоимущей, установленный постановлением исполняющего обязанности мэра Корсаковского городского округа от 16.10.2017г. , имел правовое значение и не подлежал подтверждению до 16 октября 2018г.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, с учетом положений приведенных норм, суд приходит к выводу о признании отказа от 14 августа 2018г. №5.02-8153/18 незаконным, поскольку у административного ответчика не имелось правовых оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги и потому административный ответчик обязан повторно рассмотреть заявление Воротниковой Л.С. о предоставлении муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

На основании изложенного, руководствуясь 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Воротниковой Л. С. удовлетворить.

Признать отказ администрации Корсаковского городского округа от 14.08.2018г. №5.02-8153/18 незаконным.

Возложить на администрацию Корсаковского городского округа обязанность повторно рассмотреть заявление Воротниковой Л. С. о предоставлении муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции Сахалинского областного суда через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня вынесения его в окончательной форме 16 сентября 2018г.

Судья Корсаковского городского суда А.А. Русецкая