ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1030/2017 от 14.12.2017 Ипатовского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-1030/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2017 годаИпатовский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Новиковой О.Е.,

при секретаре Шаповаловой Н.М.,

с участием представителя административного ответчика, на основании доверенности, выданной председателем Думы Ипатовского городского округа от 20.11.2017 года, ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Думе Ипатовского городского округа, прокурору Ипатовского района о признании незаконными действий, недействительными решений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Думе Ипатовского городского округа, прокурору Ипатовского района о признании незаконными действий Думы Ипатовского городского округа по проведению конкурса на должность главы Ипатовского городского округа в отсутствие Устава Ипатовского городского округа, признании незаконными действий ответчика по не опубликованию проекта контракта не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса в соответствии с ч. 5 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также по назначению и проведению 07 ноября 2017 года конкурса на должность главы Ипатовского городского округа, признании недействительным решение Думы Ипатовского городского округа от 20 сентября 2017 года № 22 «О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ипатовского городского округа» и решение конкурсной комиссии об опубликовании в газете «Степные зори» условий проведения конкурса на должность главы Ипатовского городского округа.

В обоснование административного иска указано, что со вступлением в законную силу 1 мая 2017 года закона Ставропольского края № 48 от 29.04.2016 года «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Ипатовского муниципального района, и об организации местного самоуправления на территории Ипатовского района» все муниципальные образования, находящиеся на территории Ипатовского района, в том числе МО г. Ипатово, преобразованы в муниципальный городской округ.

10 сентября 2017 года состоялись выборы в представительный орган Ипатовского городского округа первого созыва.

20 сентября 2017 года состоялось первое заседание Думы Ипатовского городского округа, на котором было принято решение № 14 «О проекте Устава Ипатовского городского округа Ставропольского края».

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Дума Ипатовского городского округа решила одобрить проект решения Думы Ипатовского городского округа «О принятии Устава Ипатовского городского округа Ставропольского края». Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Дума Ипатовского городского округа решила: 1. Принять прилагаемый Устав Ипатовского городского округа Ставропольского края. 2. Направить настоящее решение в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю для государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством. 3. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию в муниципальной газете «Ипатовский муниципальный вестник» после его государственной регистрации и вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. 4. Со дня вступления в силу настоящего решения признать утратившим силу решение Совета Ипатовского муниципального района Ставропольского края от 27 октября 2009 года № 64 «О принятии Устава Ипатовского муниципального района Ставропольского края в новой редакции». 5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на председателя Думы Ипатовского городского округа Ставропольского края».

Решением Думы Ипатовского городского округа от 20 сентября 2017 года № 22 назначен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Ипатовского городского округа на 07 ноября 2017 года. Дата начала приема документов от кандидатов – 26 сентября 2017 года. Дата окончания приема документов от кандидатов – 27 октября 2017 года.

27 октября 2017 года она сдала требуемые документы на участие в конкурсе на должность главы Ипатовского городского округа.

Считает, что проведение конкурса на должность главы Ипатовского городского округа в отсутствие зарегистрированного надлежащим образом Устава Ипатовского городского округа нарушает ее права и интересы на участие в легитимной кампании, как конкурс на должность главы Ипатовского городского округа.

Согласно распечатке с сайта Министерства Юстиции РФ от 03.11.2017 года на 20.09.2017 года отсутствует информация о нахождении Устава Ипатовского городского округа на юридической экспертизе и принятии его на день размещения информации о проведении конкурса.

Также решение Думы Ипатовского городского округа № 14 от 20.09.2017 года не направлено в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю для государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.

Согласно распечатке с сайта Министерства Юстиции РФ на 03.11.2017 года отсутствует информация о нахождении решения Ипатовского городского округа №14 от 20.09.2017 года на сайте Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю.

В нарушение ч. 5 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в газете было частично опубликовано сообщение, где указаны дата и место проведения конкурса, крайний срок подачи документов.

Условия конкурса, требования к кандидатам, состав комиссии, перечень необходимых для участия в нем документов, проект контракта опубликованы не были.

Также не опубликованы в СМИ фамилии и сведения о кандидатах, подавших заявки на участие и допущенных к конкурсу, состав конкурсной комиссии.

Также в СМИ и на сайте администрации Ипатовского городского округа отсутствует какая-либо информация о кандидатах на конкурс главы Ипатовского городского округа.

Чиновники утверждают, что вся положенная по закону информация о конкурсе на должность главы Ипатовского городского округа опубликована в «Вестнике Ипатовского городского округа», тираж которого составляет всего 50 экземпляров, не распространяется по подписке и в розницу.

То есть общедоступным СМИ «Вестник Ипатовского городского округа» не является, и общественно значимая информация не дошла до большей части жителей округа и потенциальных участников конкурса.

Считает, что было допущено существенное нарушение действующего порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности главы Ипатовского городского округа в отсутствие устава Ипатовского городского округа, при этом объявление о его проведении не содержало необходимую для кандидатов на участие в конкурсе информацию, и не было официально опубликовано.

Поскольку в момент формирования извещения о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ипатовского городского округа, фактически отсутствует нормативный акт – утвержденный и введенный в действие Устав Ипатовского городского округа, в котором бы отражалась процедура формирования структуры органов местного самоуправления Ипатовского городского округа, способ их формирования, с определением соответствующих полномочий, полагает, требования ее иска подлежат удовлетворению.

В судебное заседание ФИО2 не явилась. Согласно ч. 3 ст. 243 КАС РФ она извещена о времени и месте рассмотрения административного дела, о чем свидетельствует отчет об извещении с помощью СМС-сообщения, из которого усматривается, что СМС-извещение получено адресатом. На основании отобранной у ФИО2 расписки, она согласна о направлении ей извещения в виде электронного сообщения.

Таким образом, суд при рассмотрении настоящего дела посчитал, что ФИО2, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения иска, ее явку не признал обязательной, и пришел к выводу о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Также в судебное заседание не явился прокурор Ипатовского района. До судебного разбирательства он представил суду свои возражения о нецелесообразности его участия в деле в качестве ответчика, либо третьего лица.

Представитель административного ответчика, ФИО1, подтвердившая свои полномочия участия в деле не только доверенностью, но и дипломом об имеющемся у нее высшем юридическом образовании, требования административного иска не признала, просила суд отказать в его удовлетворении.

Суд, выслушав присутствующую сторону, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

ФИО2 обратилась в суд с требованием о признании незаконными действий Думы Ипатовского городского округа по проведению конкурса на должность главы Ипатовского городского округа в отсутствии Устава Ипатовского городского округа, признать незаконными действия ответчика по не опубликованию проекта контракта не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса в соответствии с ч. 5 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также по назначению и проведению 07 ноября 2017 года конкурса на должность главы Ипатовского городского округа. Признать недействительным решение Думы Ипатовского городского округа от 20 сентября 2017 года № 22 «О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ипатовского городского округа» и решение конкурсной комиссии об опубликовании в газете «Степные зори» условий проведения конкурса на должность главы Ипатовского городского округа.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Частью 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации установлено, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ).

Действующее законодательство определяет несколько способов наделения полномочиями главы муниципального образования: избирается на муниципальных выборах; избирается представительным органом муниципального образования из своего состава; избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Аналогичные положения закреплены в статье 29 Закона Ставропольского края от 02.03.2005 №12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае».

Согласно пункту 5 части 2 статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ, в случае избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, он возглавляет местную администрацию.

В данном случае применяются положения статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ, учитывая, что конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Ипатовского городского округа Ставропольского края, а не положения статьи 37, касающиеся главы местной администрации, которую в качестве доводов применяет административный истец.

Глава Ипатовского городского округа, в соответствии с Законом № 131-ФЗ является высшим должностным лицом муниципального образования, выборным должностным лицом местного самоуправления, то есть это - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Федеральным законом от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», на который ссылается ФИО2, не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.

Таким образом, статус главы Ипатовского городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края определяется через понятие лица, замещающего муниципальную должность и не являющегося муниципальным служащим и регулируется Законом Ставропольского края от 29.12.2008г.№ 101-кз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления».

В соответствии с абзацем первым части 2.1 статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Согласно абзацу 3 части 2.1. статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ, общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования. В городском округе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно решению Думы Ипатовского городского округа Ставропольского края от 20 сентября 2017 года № 22 «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ипатовского городского округа Ставропольского края» назначено пять членов комиссии по проведению конкурса.

Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 17 октября 2017 года №757-р назначены пять членов конкурсной комиссии.

Таким образом, сформирована конкурсная комиссия по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ипатовского городского округа в составе 10 членов комиссии.

Решением Думы Ипатовского городского округа Ставропольского края от 20 сентября 2017 года № 21 утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ипатовского городского округа Ставропольского края, которое разработано в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом Ставропольского края «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» и содержит основные правила, устанавливающие порядок и условия проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ипатовского городского округа Ставропольского края.

Полный текст вышеуказанного решения был опубликован в «Ипатовском информационном Вестнике» №3(003) от 20.09.2017г., а также размещен на официальном сайте администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края по адресу: http://www.ipatovo.org.

Суд считает доводы административного истца о том, что печатное средство массовой информации - газета «Ипатовский информационный вестник» не является общедоступным СМИ необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 47 Закона № 131-ФЗ порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан. Основным требованием, предъявляемым к опубликованию нормативных правовых актов, является критерий общедоступности, предполагающий доступ к распространяемой информации без необходимости применения специальных технических средств. А в связи с неравномерным уровнем распространения информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ограниченных возможностей доступа к данной сети некоторых категорий граждан, использование сетевых средств массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов не отвечают полностью такому требованию.

Таким образом, муниципальные нормативные правовые акты в обязательном порядке должны публиковаться в периодическом средстве массовой информации. Исходя из положений статьи 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» периодическим распространением массовой информации является распространение не реже одного раза в год совокупности сообщений и материалов, предназначенной для неограниченного круга лиц. Под средством массовой информации понимается форма периодического распространения массовой информации, в том числе периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма.

Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации в соответствии с Законом № 131-ФЗ может быть орган местного самоуправления.

Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не требуется регистрация средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов.

При таких обстоятельствах, решением Думы Ипатовского городского округа СК от 20.09.2017г. № 9 для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии Ипатовского городского округа Ставропольского края, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации учреждена газета «Ипатовский информационный вестник».

Газета выпускается не реже одного раза в три месяца, тиражом не менее 50 экземпляров и распространяется бесплатно. Распространение издания в обязательном порядке осуществляется путем его рассылки адресатам, включенным в утвержденный Перечень адресатов рассылки, обязательными адресатами в котором являются библиотеки, расположенные в границах Ипатовского городского округа.

Решением Думы Ипатовского городского округа Ставропольского края от 20 сентября 2017 года № 22 назначен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Ипатовского городского округа, определены дата начала и окончания приема документов и утвержден текст объявления о порядке и условиях проведения конкурса, который был опубликован в общественно-политической газете Ипатовского городского округа Ставропольского края «Степные Зори» от 26 сентября 2017г №73(11026).

В соответствии с законом Ставропольского края от 29.04.2016г. №48-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Ипатовского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Ипатовского муниципального района Ставропольского края» муниципальные образования, входящие в состав Ипатовского муниципального района СК, преобразованы путем их объединения без изменения границ иных муниципальных образований во вновь образованное муниципальное образование Ипатовский городской округ Ставропольского края.

До 1 января 2018 года устанавливается переходный период, в течение которого, завершается решение вопросов, связанных с преобразованием муниципальных образований. В соответствии со ст. 6 Закона №48-КЗ, органы местного самоуправления Ипатовского городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Ипатовского муниципального района Ставропольского края и до урегулирования муниципальными правовыми актами Ипатовского городского округа вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления Ипатовского муниципального района Ставропольского края, городского и сельских поселений, входящих в состав Ипатовского муниципального района Ставропольского края, которые на день вступления в силу настоящего Закона осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

Согласно листу записи Единого государственного реестра юридических лиц 02 октября 2017года создано юридическое лицо - Дума Ипатовского городского округа Ставропольского. В то время как, в отношении юридического лица Совет Ипатовского муниципального района СК в июле 2017года была начата процедура ликвидации, которая продолжается и в настоящее время. Так деятельность представительного органа Ипатовского городского округа осуществляется беспрерывно в качестве юридического лица.

Федеральными законами от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен порядок вступления в силу нормативно-правового акта представительного органа с обязательным соблюдением регламентированной процедуры.

В связи с чем, 20 сентября 2017г. на первом заседании Думы Ипатовского городского округа СК принят проект Устава Ипатовского городского округа Ставропольского края.

Согласно п.4 ст.44 Федерального закона №131-ФЗ официально опубликован (обнародован) в муниципальной газете «Ипатовский информационный Вестник» №5 (005) от 20.09.2017г. с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного Думой ИГО СК Порядка учета предложений по проекту указанного Устава, а также порядка участия граждан в его обсуждении, а также размещён на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

24 октября 2017г. состоялись публичные слушания по проекту Устава Ипатовского городского округа, по итогам которых на заседании Думы было принято решение от 24.10.2017г. №28 «О принятии Устава Ипатовского городского округа Ставропольского края», который 31 октября 2017г. направлен для государственной регистрации в Главное Управлении Министерства юстиции РФ по СК. Согласно Федеральному закону от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.

Государственный реестр уставов муниципальных образований, сведения из которого размещается на официальном сайте Министерства юстиции, является сводом сведений о прошедших государственную регистрацию уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований. В соответствии со статьёй 4 Федерального закона № 97-ФЗ, решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации. Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав муниципального образования.

Так, после предусмотренной законодательством процедуры государственной регистрации, Устав Ипатовского городского округа зарегистрирован 09 ноября 2017г. и присвоен государственный регистрационный номер Ru263120002087001.

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона № 97-ФЗ, в случае, если в результате проверки, указанной в части 2 статьи 4, сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в действиях Думы Ипатовского городского округа отсутствуют факты нарушения законных прав и интересов административного истца ФИО2, в том числе и административным ответчиком, прокурорм Ипатовского района, к которому истцом не заявлено никаких требований, в связи с чем, считает необходимым принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО2 к Думе Ипатовского городского округа, прокурору Ипатовского района о признании незаконными действий, недействительными решений, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2017 года.

Председательствующий –