ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10318/20 от 02.11.2020 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело № 2А-10318/20

(45RS0026-01-2020-010936-63)

PЕШЕHИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

02.11.2020 г. Курган

Курганский городской суд Курганской области в составе судьи Шанаурова К.В.,

при секретаре судебного заседания Показаньевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Правительству Курганской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Курганской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей. В обоснование указано, что на территории Каргапольского района Курганской области находятся 17 скотомогильников, из которых 16 закрытых и 1 действующий. Действующим скотомогильником, не соответствующим санитарно-ветеринарным правилам является скотомогильник, расположенный на территории Чашинского сельсовета между с. Чаши и с. Новоиковское (на границе двух указанных населенных пунктов) площадью 600 кв.м., географические координаты: 55°55"36.2821" северной широты, 64°51"16.5137" восточной долготы. Данный скотомогильник в чьей-либо собственности не находится, санитарно-защитная зона в отношении него не установлена. Решением Курганского городского суда Курганской области от 16.03.2020 на Правительство Курганской области возложены обязанности принять данный скотомогильник в государственную собственность Курганской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и привести скотомогильник в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами. Управление Роспотребнадзора по Курганской области просило обязать Правительство Курганской области принять меры по устранению нарушений законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и провести мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны действующего скотомогильника, расположенного на территории Чашинского сельсовета Каргапольского района Курганской области между с. Чаши и с. Новоиковское (на границе двух указанных населенных пунктов) площадью 600 кв.м., географические координаты: 55°55"36.2821" северной широты, 64°51"16.5137" восточной долготы, а именно по разработке проектов санитарно-защитных зон скотомогильников, получению санитарно-эпидемиологических заключений на данные проекты, обращению с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон скотомогильников.

В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивала, пояснила, что считают, что срок для исполнения решения суда должен быть установлен – 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель Правительства Курганской области иск не признал, поддержав доводы письменных возражений на иск.

Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Курганского городского суда от 16.03.2020 установлено, что Правительство Курганской области является лицом, которое должно нести ответственность за соответствие скотомогильника, расположенного на территории Чашинского сельсовета Каргапольского района Курганской области между с. Чаши и с. Новоиковское (на границе двух указанных населенных пунктов) площадью 600 кв.м., географические координаты: 55°55"36.2821" северной широты, 64°51"16.5137" восточной долготы федеральному законодательству, на Правительство Курганской области возложены обязанности принять данный скотомогильник в государственную собственность Курганской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и привести скотомогильник в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами. Указанное решение вступило в законную силу 22.07.2020.

Также установлено, что Управлением Роспотребнадзора по Курганской области проведен анализ поступления заявлений на получение решений об установлении санитарно-защитных зон и реестр санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию об установлении санитарно-защитных зон для скотомогильников и сибиреязвенных захоронений, расположенных на территории Курганской области. По имеющимся в распоряжении истца данным, заявлений на выдачу решений об установлении санитарно-защитной зоны и заявлений на получение санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию об установлении санитарно-защитных зон для скотомогильников и сибиреязвенных захоронений, расположенных на территории Курганской области, не поступало, также информация о выданных на данные объекты санитарно-эпидемиологических заключений в реестре Роспотребнадзора (официальный сайт: http://fp.crc.ru) отсутствует.

Согласно статьям 42, 58 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-нротивоэпидемнческих (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно статье 8 Закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказываю! вредного воздействия на человека.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпндемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с сани гарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2,1/2.1.1.1200-03 «Сатштарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий. сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН 2.2.1 2.1.1.1200-03).

На основании пункта 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее – санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

По своем) функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно разделу VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов а производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.

Скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к 1 классу санитарной классификации объектов и сооружений, для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны -1000 м. Скотомогильники с биологическими камерами отнесены ко II классу с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 500 м (пункт 74.12 СанПиН2.2.1/2.1.1.1200-03).

В соответствии с пунктом 3.1. указанного СапПиНа. проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

В соответствии с пунктом 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов 1 – 3 класса опасности является обязательной.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 утверждены 1 Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее – Постановление № 222, Правила).

Согласно пункту 2 Постановления № 222. правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровнен физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

В соответствии с п. 14 Правил к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

Па основании пункта 1 Правил, санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее – объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

В сил}" пункта 30 Правил, со дня установления санитарно-защитной зоны на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Установлено, что на скотомогильник, расположенный на территории Чашинского сельсовета Каргапольского района Курганской области между с. Чаши и с. Новоиковское (на границе двух указанных населенных пунктов) площадью 600 кв.м., географические координаты: 55°55"36.2821" северной широты, 64°51"16.5137" восточной долготы решение об установлении санитарно-защитной зоны не получено, в связи с чем не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды и нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.

Отсутствие установленной санитарно-защитной зоны скотомогильника не препятствует выделению земельных участков под строительство хозяйственных и жилых объектов, что может повлечь за собой распространение болезней, общих для человека и животных.

В связи с тем, что ранее принято решение о возложении на Правительство Курганской области по принятию скотомогильника, расположенного на территории Чашинского сельсовета Каргапольского района Курганской области между с. Чаши и с. Новоиковское (на границе двух указанных населенных пунктов) площадью 600 кв.м., географические координаты: 55°55"36.2821" северной широты, 64°51"16.5137" восточной долготыв собственность Курганской области, то именно Правительство Курганской области обязано принять меры по установлению санитарно-защитной зоны данного скотомогильника в соответствии с Правилами.

При этом непринятие со стороны Правительства Курганской области мер по установлению санитарно-защитной зоны указанного скотомогильника ставит под угрозу экологическое благополучие граждан, проживающих на данной территории, и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения.

Таким образом, обязанность по разработке проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного на территории Чашинского сельсовета Каргапольского района Курганской области между с. Чаши и с. Новоиковское (на границе двух указанных населенных пунктов) площадью 600 кв.м., географические координаты: 55°55"36.2821" северной широты, 64°51"16.5137" восточной долготы, получению санитарно-эпидемиологических заключений на данный проект, обращению с заявленем об установлении санитарно-защитной зоны скотомогильника должна быть возложена на Правительство Курганской области.

Для производства мероприятий по разработке проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника, получению санитарно-эпидемиологического заключения на данный проект, обращению с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны скотомогильника суд находит разумным определить срок 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Обязать Правительство Курганской области в течении одно года с момента вступления решения в законную силу принять меры по устранению нарушений законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и провести мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны действующего скотомогильника, расположенного на территории Чашинского сельсовета Каргапольского района Курганской области между с. Чаши и с. Новоиковское (на границе двух указанных населенных пунктов) площадью 600 кв.м., географические координаты: 55°55"36.2821" северной широты, 64°51"16.5137" восточной долготы, а именно по разработке проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника, получению санитарно-эпидемиологического заключения на данный проект, обращению с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны скотомогильника.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Курганский городской суд Курганской области.

Судья К.В. Шанауров

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>