ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1031/20 от 26.08.2020 Томского районного суда (Томская область)

дело № 2а-1031/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

председательствующего – судьи Крикуновой А.В.,

при секретаре Дега К.В.,

помощник судьи Незнанова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Томской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам,

установил:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Томской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 8 по Томской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 17675,53 рублей, пени в размере 17,09 рублей; страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 4145,20 рублей, пени в размере 4,01 рублей, а всего 21820,73 рублей.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что должник, ФИО1, с 28.04.2014 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. За ФИО2 числится задолженность по уплате страховых взносов за 2019 год (в период с 01.01.2019 по 07.08.2019) в размере 21820,73 рублей, из которых: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 17675,53 рублей, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 4145,20 рублей. Поскольку обязанности страхователя по своевременной уплате страховых взносов административным ответчиком не были выполнены своевременно, то в силу ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в случае просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начисляются пени за каждый календарный день просрочки платежа. Размер пени за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. На основании ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1 было направлено требование № 34968 от 27.08.2019, содержащее предложение добровольно уплатить сумму страховых взносов в размере 21820,73 рублей, пени в размере 21,10 рублей в срок до 15.10.2019. Требование административным ответчиком оставлено без удовлетворения. 14.02.2020 судебный приказ № 2а-71/20-1 от 21.01.2020 был отменен. ФИО1 оплату страховых взносов до настоящего времени не произвел.

Представитель административного истца, надлежащим образом извещенного о дате времени и месте судебного заседания, не явился, об уважительности причин неявки не извещал, об отложении судебного заседания не просил.

Административный ответчик ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. Требования Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области о взыскании задолженности по страховым взносам признал в полном объеме, о чем указал в письменном заявлении от 04.08.2020.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений данного пункта.

Согласно положениям части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В силу подпункта 1, 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере составляют 29354 рублей за расчетный период 2019 года и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере составляют 6884 рублей за расчетный период 2019 года.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Согласно подп. 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, которые в силу пункта 2 статьи 14 этого же Федерального закона обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

В соответствии с пунктом 5 статьи 430 НК РФ определено, что, если индивидуальный предприниматель прекращает осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате им за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором индивидуальный предприниматель снят с учета в налоговых органах. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату снятия с учета в налоговых органах индивидуального предпринимателя включительно.

Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщикам страховых взносов.

Согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно части 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В силу пунктов 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика, плательщика страховых взносов в случае уплаты налогов, страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

Согласно представленному административным истцом расчету, за ответчиком числится задолженность по уплате страховых взносов за 2019 год (в период с 01.01.2019 по 07.08.2019) в размере 21 820,73 рублей, из которых: страховые взносы на ОПС в фиксированном размере 17 675,53 рублей, страховые взносы на ОМС в фиксированном размере 4 145,20 рублей. Пени по ОПС за период с 23.08.2019 по 26.08.2019 в размере 17,09 рублей, пени по ОМС за период с 23.08.2019 по 26.08.2019 в размере 4,01 рублей.

На основании ст. ст. 69,70 Налогового кодекса Российской Федерации ответчику ФИО1 направлено требование №34968 от 27.08.2019, содержащее предложение добровольно уплатить сумму страховых взносов в срок до 15.10.2019.

В установленный срок данные требования ФИО1 исполнены не были.

Межрайонная ИФНС России № 8 по Томской области обратилась в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам.

21.01.2020 мировым судьей судебного участка № 4 Томского судебного района Томской области, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Томского судебного района Томской области вынесен судебный приказ № 2а-71/20-1 о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам.

Определением мирового судьи судебного участка №2 Томского судебного района, от 14.02.2020 в связи с поступлением возражений ФИО1 относительно исполнения судебного приказа, судебный приказ № 2а-71/20-1 от 21.01.2020 выданный мировым судьей судебного участка № 4 Томского судебного района Томской области, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Томского судебного района Томской области, о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Томской области задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2019 в размере 4 145,20 руб., пени в размере 4,01 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том-числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2019 в размере 17 675,53 руб., пени 17,09 руб., всего 21 841,83 руб., государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 427,6 руб., отменен.

Доказательств исполнения обязанности по уплате страховых взносов и пени суду не представлено.

Расчет задолженности, произведенный административным истцом, судом проверен, признан верным.

Административный ответчик заявленные требования Межрайонная ИФНС России № 8 по Томской области о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 17675,53 рублей, пени в размере 17,09 рублей; страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 4145,20 рублей, пени в размере 4,01 рублей, а всего 21820,73 рублей, признал в полном объеме.

В соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично (часть 3). Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит названному Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5).

В силу ст. 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания (п.1).

Если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон (п.2).

В случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон. В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований (п.3).

В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска или неутверждения соглашения о примирении сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу (п.4).

Суд принимает признание административного иска, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.

На основании вышеизложенного, оценив исследованные доказательства в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проверив представленный административным истцом расчет задолженности по страховым взносам, пени и признав его арифметически верным, суд находит требования Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Томской области о взыскании задолженности по страховым взносам в указанном размере законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета (ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из разъяснений, данных в абз. 2 п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также п.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

Согласно подп. 19 ч. 1 ст. 336.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд общей юрисдикции от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Оснований для освобождения административного ответчика ФИО1 от подлежащей уплате по делу государственной пошлины не имеется.

Поскольку исковые требования, предъявленные к ФИО1, удовлетворены в размере 21820,73 рублей, с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 854,62 рубля.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-179, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Томской области к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца СССР, Целиноградская область, Мариновский район, с. Новый Колутон, зарегистрированного по адресу: <...>, задолженность по уплате страховых взносов за 2019 год (в период с 01.01.2019 по 07.08.2019) в размере 21 820,73 рублей, из которых: страховые взносы на ОПС в фиксированном размере 17 675,53 рублей, страховые взносы на ОМС в фиксированном размере 4 145,20 рублей. Пени по ОПС за период с 23.08.2019 по 26.08.2019 в размере 17,09 рублей, пени по ОМС за период с 23.08.2019 по 26.08.2019 в размере 4,01 рублей.

Реквизиты для перечисления суммы налога и пени:

Получатель: УФК по Томской области (Межрайонная ИФНС России №8 по Томской области)

ИНН <***>/ КПП 701701001 Сч. № 40101810900000010007

Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области БИК 046902001;

КБК Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии 18210202103081013160;

КБК Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального Фонда ОМС 18210202140061110160;

ОКТМО/ ОКАТО 69654420;

КБК пени по страховым взносам ОМС 18210202103082013160;

КБК пени по страховым взносам ОПС 18210202140062110160;

ОКАТО/ОКТМО 69654420.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 854,62рубля.

Решение может быть обжаловано, путём подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня изготовления текста судебного решения в окончательной форме.

Судья /подпись/ А.В. Крикунова

Копия верна

Судья А.В.Крикунова

Секретарь К.В.Дега

УИД 70RS0005-01-2020-002013-63