ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10320/2016 от 07.12.2016 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

мотивированное решение составлено 07.12.2016

№2а-10320/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02.12.2016 г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Патрушевой М. Е., при секретаре Поляковой Ю.П.

при участии административного истца ФИО1 и ее представителя Цинка А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 <ФИО>6 к ГУ МВД России по Свердловской области о признании незаконным отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации

установил:

гражданка Республики Узбекистан ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным отказ территориального органа ГУ МВД России по Свердловской области (далее ГУ МВД) от 27.09.2016 в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации; обязать Управление устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод (безотлагательно принять заявление о приеме в гражданство).

В обоснование требований указано, что ответ, изложенные в письме от 27.09.2016 №А-196-Э/П-3 выражает собой отказ в выдаче паспорта, а также содержит «навязывание» такой процедуры как установление (проверка) гражданства, которая (проверка) носит исключительно добровольный характер. Наличие у ФИО1 гражданства Российской Федерации определено действующим законодательством. Гражданство Российской Федерации у ФИО1 имеется по рождению в силу принципа «права по крови»

ФИО1 и ее представитель, действующий по устному ходатайству, требования административного иска поддержали, просили удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка в получении судебной повестки; в представленных подробных возражениях на иск, требования не признала, просила в их удовлетворении отказать (л.д.21-25).

С учетом мнения участников судебного разбирательства, при наличии сведений о надлежащем извещении административного ответчика, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод административного истца.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 13.03.1997 N 232, п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Порядок выдачи (замены) паспорта гражданина Российской Федерации установлен Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 30.11.2012 N 391 (далее - Административный регламент).

Согласно п. 17 Административного регламента выдача (замена) паспорта производится ФМС России (в пределах компетенции), ее территориальными органами и подразделениями по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения гражданина (в настоящее время Управление по вопросам миграции ГУ МВД).

Пунктами 23 - 30.3 Административного регламента предусмотрен перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по выдаче (замене) паспорта, которыми являются, заявление; свидетельство о рождении; две личные фотографии (идентичные и соответствующие возрасту заявителя на момент подачи заявления о выдаче паспорта); в случае подачи заявления в форме электронного документа, фотография предоставляется также в электронной форме; документы, необходимые для проставления обязательных отметок в паспорте: документы воинского учета, свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака, свидетельства о рождении детей, документы подтверждающие регистрацию по месту жительства, реквизиты квитанции об уплате госпошлины.

В соответствии с п. п. 85, 86 Административного регламента оформление паспорта производится после вынесения руководителем подразделения ФМС решения о выдаче паспорта. Решение о выдаче паспорта принимается руководителем подразделения после проверки представленных документов.

Судом установлено, что 30.08.2016 в Управление по вопросам миграции ГУ МВД через ящик приема обращений поступило обращение ФИО1, в котором была изложена просьба, выдать паспорт гражданина Российской Федерации как гражданке Российской Федерации по рождению. К заявлению были приложены копии: свидетельства о рождении, свидетельства о регистрации брака родителей (л.д.29).

27.09.2016 Управлением подготовлен ответ №А-196-Э/П-З, в котором заявителю разъяснен порядок предоставления государственной услуги по выдаче паспорта гражданина Российской Федерации; разъяснен порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (л.д.30-31).

Проанализировав заявление ФИО1 от 26.08.2016, поступившее в ГУ МВД 30.08.2016, суд приходит к выводу, что ГУ МВД правомерно расценено указанное заявление как обращение гражданина, подлежащее рассмотрению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". При этом процедура оформления паспорта, предусмотренная Административным регламентом, не была начата, поскольку заявителем не было представлено заявление по установленной форме с представлением всех документов, в том числе квитанции об оплате государственной пошлины.

Обращение ФИО1 рассмотрено в установленном порядке врио начальника отдела Управления по вопросам миграции ГУ МВД 27.09.2016, ей направлен ответ, в котором указывается, по каким основаниям ей не могла быть оказана государственная услуга, разъяснен порядок предоставления государственной услуги, рассмотрения вопросов гражданства.

С целью дачи заявителю полного ответа, в ходе рассмотрения обращения ГУ МВД была проведена проверка представленных документов, в ходе которой установлено, что ФИО1 по имеющимся сведениям въезжала на территорию Российской Федерации как гражданка Республики Узбекистан. Паспорт гражданина Российской Федерация ФИО1 не выдавался, сведений об оформлении гражданства Российской Федерации ФИО1 не имеется.

При таких обстоятельствах, действия должностных лиц суд признает правомерными и не нарушающими права административного истца.

Поскольку административным ответчиком государственная услуга по выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, вопроса об определении наличия либо отсутствия гражданства не предоставлялась, иные доводы сторон правового значения для разрешения судебного дела не имеют.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск ФИО1 <ФИО>7 к ГУ МВД России по Свердловской области о признании незаконным отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.

Судья подпись