ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1032/18 от 11.02.2019 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело 2а-46/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 февраля 2019 года г. Николаевск-на-Амуре

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Петровой Е.Г.,

с участием представителя административного истца - помощника Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Нефедьевой М.М.,

представителя административного ответчика администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края ФИО1, действующего на основании доверенности,

при секретаре судебного заседания Бучневой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании бездействий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Николаевского-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского Николаевского муниципального района Хабаровского края о признании бездействий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование требований административный истец указал, что Николаевской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение указания Амурского бассейнового природоохранного прокурора от 25.01.2018 № 1/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о недрах» проведена проверка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении полномочий в сфере исполнения законодательства о недрах, в ходе которой установлено следующее.

Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Закон № 131- ФЗ) органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Частью 2 ст. 17.1 Закона № 131-ФЗ установлено, что к отношениям,
связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и
проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Согласно п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 6 Закона № 294-ФЗ к полномочиям органов
местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль,
относится организация и осуществление муниципального контроля на
соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и
органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление,
ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования, а также разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992
№ 2395-1 «О недрах» (далее - Закон РФ «О недрах») полномочия по
контролю за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, возложены на органы местного самоуправления. Проверкой установлено, что на территории Николаевского муниципального района осуществляется добыча общераспространенных полезных ископаемых.

Так, согласно общедоступным сведениям Министерства природных
ресурсов Хабаровского края (далее - Министерство), размещенным на
официальном сайте Министерства (Сводная таблица участков недр местного
значения, числящихся в распределенном и нераспределенном фонде недр
Хабаровского края) по состоянию на 15.10.2018, на территории
Николаевского муниципального района Хабаровского края осуществляется
добыча таких общераспространенных полезных ископаемых как песок и
суглинки.

Так, ЗАО «Николаевская-на-Амуре РЭБ флота», на основании
лицензии НИК000690Э в границах месторождения «Гусиные острова»
добывает песок, ООО «Нижнеамурская горная компания», на основании
лицензии НИК001780Э, в границах месторождения «Гусиные острова» в
пределах геологического блока № 3 добывает песок, АО «Многовершинное»,
на основании лицензии НИК001700Э, в границах Многовершинного
месторождения добывает суглинки.

Песок и суглинки согласно распоряжению Министерства природных
ресурсов Российской Федерации № 16-р, Правительства Хабаровского края
№ 68-рп от 12.04.2006 «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Хабаровскому краю» являются общераспространенными полезными ископаемыми.

Установлено, что постановлением администрации Николаевского
муниципального района Хабаровского края от 19.06.2017 № 612-па
утвержден Перечень видов муниципального контроля и органов местного
самоуправления, уполномоченных на их осуществление, на территории
Николаевского муниципального района (далее - Перечень).

Вместе с тем, контроль за использованием и охраной недр при добыче
общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в
указанный Перечень не включен, орган местного самоуправления,
уполномоченный на его осуществление, не определен и, как следствие,
соответствующий нормативный правовой акт (административный регламент)
не разработан.

Законом РФ «О недрах» не установлено, какие именно органы
местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению
контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, однако, исходя из анализа норм Закона № 131-ФЗ следует, что такой контроль, как и муниципальный земельный, лесной контроль, муниципальный контроль за охраной и использованием особо охраняемых природных территорий должен осуществляться органом местного самоуправления соответствующего муниципального района.

23.10.2018 в адрес главы администрации Николаевского
муниципального района Хабаровского края направлен запрос № 2-06-2018, п.
5 которого запрошены сведения об осуществлении контроля за
использованием и охраной недр при добыче общераспространенных
полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не
связанных с добычей полезных ископаемых.

Согласно п. 5 ответа администрации Николаевского муниципального
района Хабаровского края от 26.10.2018 № 1.1-46-4847 такой контроль не
осуществлялся по причине непредоставления земельных участков под
данные цели использования.

В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации
Николаевского муниципального района Хабаровского края внесено
представление от 02.11.2018 № 2-13/204-2018, которое рассмотрено
07.12.2018, в удовлетворении представления отказано, нарушения не
устранены.

Согласно письму администрации Николаевского муниципального
района Хабаровского края от 07.12.2018 № 1.1-53-5696 «О результатах
рассмотрения представления», орган местного самоуправления вследствие
субъективного толкования требования действующего законодательства
ошибочно полагает, что осуществление такого контроля является правом
органа местного самоуправления, поскольку в соответствии с абз. 4 ст. 1.1 Закона РФ «О недрах» органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий, а также в связи с тем, что полномочия по осуществлению такого вида контроля не переданы органу местного самоуправления в порядке ст. 19 Закона № 131-ФЗ.

Вместе с тем, учитывая, что на территории Николаевского
муниципального района осуществляется деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также, что полномочия по осуществлению контроля за использованием и охраной недр при добыче
общераспространенных полезных ископаемых и при строительстве
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
установлены Законом РФ «О недрах» в совокупности со ст. 17.1 Закона №
131-ФЗ, органы местного самоуправления обязаны организовать
осуществление такого контроля.

Кроме того, п. 4 ст. 5 Закона РФ «О недрах» установлено, что органы
местного самоуправления уполномочены на приостановление работ,
связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае
нарушения положений статьи 18 Закона РФ «О недрах».

Согласно ст. 18 Закона РФ «О недрах» участки недр местного значения
предоставляются в пользование для геологического изучения
общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи
общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по
совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для
геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для
добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и
оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей
полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Недра
для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью
производства строительных материалов могут не предоставляться при
условии возможности использования отходов добычи полезных ископаемых
и отходов иных производств, являющихся альтернативными источниками
сырья. Общераспространенные полезные ископаемые, добываемые на
участках недр местного значения, которые указаны в пункте 1 части первой
статьи 2.3 настоящего Закона и которые предоставлены в пользование в
соответствии с абзацем восьмым пункта 6 статьи 10.1 настоящего Закона,
могут использоваться только в объеме и для целей выполнения
соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному
ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.

Вместе с тем, для приостановления таких работ необходимо выявление
оснований для такого приостановления, согласно ст. 18 Закона РФ «О
недрах». Такие основания возможно выявить лишь в случае осуществления
контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Таким образом, в нарушение п. 5 ст. 5 Закона РФ «О недрах», ст. 17.1
Закона № 131-ФЗ контроль за использованием и охраной недр при добыче
общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,
администрацией Николаевского муниципального района не осуществляется.

Неисполнение указанных полномочий, отнесенных к полномочиям
органов местного самоуправления действующим законодательством, может
привести к бесконтрольному пользованию общераспространенными
полезными ископаемыми и их истощению, что создает угрозу причинения
ущерба компонентам окружающей среды, приводит к нарушению прав
граждан на благоприятную окружающую среду, а также несовременному
выявлению и пресечению нарушений, допускаемых недропользователями.

Просил признать бездействие администрации Николаевского
муниципального района Хабаровского края по непринятию мер к
осуществлению контроля за использованием и охраной недр при добыче
общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,
незаконным; обязать администрацию Николаевского муниципального района
Хабаровского края организовать контроль за использованием и охраной недр
при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при
строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Определением судьи от 27.12.2018 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство природных ресурсов Хабаровского края.

В судебном заседании помощник Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Нефедьева М.М. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края ФИО1 против заявленных требований возражал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях по делу, в которых указано следующее.

В перечне вопросов местного значения городских районов, закрепленном в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", данный вид контроля не фигурирует. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными
полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5 ст. 19 указанного Федерального закона). Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление от-
дельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ч. 3 ст. 20 того же Федерального закона). Однако данное полномочие не передано органам местного самоуправления в установленном законом порядке и не обеспечено субвенциями из федерального бюджета. В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона N 131-ФЗ и п. 4 ст. 2 Федерального закона N 294-ФЗ муниципальный контроль по общему правилу осуществляется за соблюдением требований муниципальных правовых актов; соблюдение требований феде-
ральных законов и законов субъектов Российской Федерации может являться предметом муниципального контроля только в случаях, если это прямо предусмотрено федеральными законами (как, например, применительно к муниципальному жилищному контролю ч. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации). В отношении муниципального контроля в сфере недропользования предмет муниципального контроля не конкретизирован. Вместе с тем следует иметь в виду, что разработка и утверждение норм и правил в области использования и охраны недр относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти, а порядок пользования участками недр местного значения регулируется Законом РФ N 2395-1 и законами субъектов РФ (п. 3 ст. 3, п. 9 ст. 4 Закона РФ N 2395-1).

Таким образом, в данном случае осуществление муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, подразумевает осуществление контроля за соблюдением требований федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с ч. 4.1. ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

Представительным органом - Собранием депутатов Николаевского муниципального района решение о реализации права на участие в осуществлении вышеуказанных полномочий не принималось.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО2 поддержал доводы, изложенные в отзыве на административный иск, дополнений не высказал.

В судебное заседание представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов Хабаровского края не явился, предоставил письменный отзыв по делу, в котором указал следующее.

Требования административного истца направлены на обеспечение
осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр
при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископа-
емых. Указанное полномочие относится к компетенции органов местного са-
моуправления, к которым министерство не относится.

Министерство является органом государственной власти Хабаровского
края. Полномочиями по надзору (контролю) за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной недр, согласно Положению о ми-
нистерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденному поста-
новлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2009 № 49-пр, мини-
стерство не наделено.Таким образом, считаем, что в данном деле министерство является не-
надлежащим ответчиком, в связи с чем ходатайствуем об исключении ми-
нистерства из числа административных ответчиков по делу.

В дополнениях к отзыву указали, что требования административного истца направлены на обеспечение осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Указанное полномочие относится к компетенции органов местного самоуправления, к которым министерство не относится.

Более того, министерство не наделено также и государственными пол-
номочиями по надзору (контролю) за геологическим изучением, рациональ-
ным использованием и охраной недр - в Положении о министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденном постановлением Правитель-
ства Хабаровского края от 14.02.2009 № 49-пр, такое полномочие отсутству-
ет.

В соответствии с пп. 3.1.2.1 п. 3.1 Положения о комитете регионально-
го государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровско-
го края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от
16.10.2012 № 371-пр, надзор (контроль) за геологическим изучением, рацио-
нальным использованием и охраной недр осуществляет Комитет региональ-
ного государственного контроля и лицензирования Правительства ФИО3-
ского края.

Вместе с тем, полномочие по надзору (контролю) за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является государственным, регулируется пунктом 14 ст. 4, статьей
37 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

Требования же прокурора предъявлены в рамках исполнения полномо-
чий органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений
недропользования по ст. 5 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

Таким образом, считаем, что в данном деле министерство является не-
надлежащим ответчиком. Административный регламент исполнения комитетом регионального государственного контроля и лицензирования
Правительства Хабаровского края государственной функции по осуществле-
нию регионального государственного надзора за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр
местного значения утвержден приказом Комитета регионального государ-
ственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от
01.03.2018 NIO-П. Просили в иске отказать, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Николаевской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение указания Амурского бассейнового природоохранного прокурора от 25.01.2018 № 1/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о недрах» проведена проверка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении полномочий в сфере исполнения законодательства о недрах.

Проверкой установлено, что на территории Николаевского муниципального района осуществляется добыча общераспространенных полезных ископаемых.

23.10.2018 в адрес главы администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края направлен запрос № 2-06-2018, п.
5 которого запрошены сведения об осуществлении контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Согласно п. 5 ответа администрации Николаевского муниципального
района Хабаровского края от 26.10.2018 № 1.1-46-4847 такой контроль не
осуществлялся по причине не предоставления земельных участков под
данные цели использования.

В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации
Николаевского муниципального района Хабаровского края внесено
представление от 02.11.2018 № 2-13/204-2018, которое рассмотрено
07.12.2018, в удовлетворении представления отказано, нарушения не
устранены.

Согласно письму администрации Николаевского муниципального
района Хабаровского края от 07.12.2018 № 1.1-53-5696 «О результатах
рассмотрения представления», орган местного самоуправления вследствие
субъективного толкования требования действующего законодательства
ошибочно полагает, что осуществление такого контроля является правом
органа местного самоуправления, поскольку в соответствии с абз. 4 ст. 1.1 Закона РФ «О недрах» органы местного самоуправления вправе
осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах
предоставленных им действующим законодательством полномочий, а также
в связи с тем, что полномочия по осуществлению такого вида контроля не
переданы органу местного самоуправления в порядке ст. 19 Закона № 131-
ФЗ.

Полагая действия администрации городского поселения незаконными, Николаевский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд.

Статьей 4 Закона о недрах определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.

При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе приостанавливать работы, связанные с пользованием недрами, вести контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, поскольку это иные полномочия, предусмотренные статьей 5 Закона о недрах и принадлежат они органам местного самоуправления.

В соответствии со статьей 1.1 Закона о недрах органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.

Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Закон N 131-ФЗ.

В соответствии со статьей 17.1 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Статьей 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (статья 5 Закона о недрах).

Согласно ст. 18 Закона о недрах, участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Хабаровском крае принят закон от 30.03.2005 N 267 (ред. от 25.11.2015) "О порядке пользования участками недр местного значения".

Согласно статьи 4 указанного Закона, права на пользование участками недр возникают по основаниям, установленным Законом Российской Федерации "О недрах". Решение о предоставлении права пользования участками недр принимается Правительством края или уполномоченным им органом исполнительной власти края. Решение о предоставлении права пользования участками недр является основанием для выдачи лицензии на пользование недрами.

Таким образом, вопросы предоставления в пользование участков недр местного значения находится в компетенции органов государственной власти Хабаровского края. К компетенции органов местного самоуправления, как указано выше, отнесен контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых.

Обращаясь в суд с административным иском, природоохранный прокурор указал, что на территории Николаевского муниципального района осуществляется добыча общераспространенных полезных ископаемых, однако муниципальный контроль за использованием и охраной недр при этом не осуществляется.

Суд соглашается с указанными доводами прокурора и считает их обоснованными по следующим основаниям.

Как было указано выше, пользование недрами местного значения для добычи общераспространенных полезных ископаемых осуществляется на основании выдаваемой лицензии.

Из сведений, представленных Министерством природных ресурсов Хабаровского края, являющегося уполномоченным на выдачу лицензий государственным органом, о пользовании участками недр местного значения в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Николаевском муниципальном районе, следует, что на территории Николаевского муниципального района имеются хозяйствующие субъекты с действующей лицензией на добычу общераспространенных полезных ископаемых.

Согласно ст. 37 Закона «О недрах», е отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

По смыслу данного Закона, основными мероприятиями муниципального контроля являются плановые и внеплановые проверки, проводимые в отношении конкретных юридических и физических лиц на предмет соблюдения процесса осуществления деятельности обязательных требований, установленных законодательством.

Поскольку на территории Николаевского муниципального района имеются субъекты, использующие в своей деятельности участки недр местного значения легальным путем, то есть с получением лицензии, то в данной сфере должен осуществляться муниципальный контроль.

Деятельность же лиц, использующих участки недр местного значения для самовольной, безлицензионной добычи общераспространенных полезных ископаемых, предметом муниципального контроля не является, поскольку данные действия являются правонарушением, относящимся к компетенции правоохранительных органов.

Таким образом, поскольку в материалах дела имеются доказательства того, что на территории Николаевского муниципального района осуществляется добыча общераспространенных полезных ископаемых, суд находит основания для признания бездействия администрации Николаевского муниципального района по неосуществлению муниципального контроля за использованием участков недр местного значения незаконным.

Доводы представителя администрации Николаевского муниципального района о том, что полномочия по контролю за использованием и охраной недр не переданы органу местного самоуправления в установленном законом порядке и не обеспечены субвенциями из федерального бюджета, судом во внимание не принимаются, поскольку статьей 86 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального района (за исключением финансовых средств, передаваемых бюджету муниципального района на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в порядке, определенном федеральным законом, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

При этом довод о том, что полномочия по контролю за использованием и охраной недр не переданы органу местного самоуправления в установленном законом порядке, не свидетельствует о необоснованности заявленных требований, поскольку за органами местного самоуправления в целом закреплены полномочия по решению вопросов местного значения в области осуществления контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (статья 5 Закона Российской Федерации «О недрах»).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 46, 65, 157, 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края по непринятию мер по осуществлению контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, незаконным.

Обязать администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края организовать контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В удовлетворении заявленных требований к Министерству природных ресурсов Хабаровского края отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15.02.2019.

Судья Е.Г.Петрова