Дело № 2а-1032/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2016 года
Суздальский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Дворниковой С.В.,
с участием адвоката Алякринского С.В.,
при секретаре Савельевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Суздаль Владимирской области административное дело по административному исковому заявлению ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10 к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Владимирской области о признании решений о приостановлении осуществления кадастрового учета, об отказе в снятии приостановлений в части незаконными и обязании зарегистрировать в государственном кадастре недвижимости сведения об объекте недвижимого имущества,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10 обратились в суд с административным исковым заявлением к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Владимирской области (далее - ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области) о признании решений о приостановлении осуществления кадастрового учета, об отказе в снятии приостановлений в части незаконными и обязании зарегистрировать в государственном кадастре недвижимости сведения об объекте недвижимого имущества
В обоснование административного иска указали, что им на праве общей долевой собственности, по 1/4 доли каждому, принадлежит часть жилого дома по адресу: <...>. Кроме того, они являются сособственниками земельного участка с кадастровым номером ### по 334/4000 доли каждый, земельного участка, расположенного по этому же адресу. Собственником оставшейся доли названного жилого дома и земельного участка является ФИО11. Решением Суздальского районного суда <...> от *** частично удовлетворены их требования о разделе жилого дома и земельного участка в натуре, из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) исключены сведения о прежних границах земельного участка и установлены новые границы по границам смежных земельных участков в соответствии с межевым планом кадастрового инженера ФИО12; в собственность ФИО8, ФИО6, ФИО10, ФИО9 выделена часть вышеназванного жилого дома. Решением мирового судьи судебного участка № 2 Суздальского района Владимирской области от *** определен порядок пользования земельным участком. Однако до настоящего времени внести изменения в ГКН они не могут, поскольку решением ФФГБУ «ФКП Росреестра» по <...> от *** приостановлено осуществление кадастрового учета и решениями от *** и *** отказано в снятии данного приостановления. В качестве оснований к приостановлению государственного кадастрового учета, наряду с техническими замечаниями к межевому плану, также названо отсутствие заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от правообладателя уточняемого земельного участка ФИО11. Полагают данные выводы административного ответчика незаконными, необоснованными, поскольку отсутствие ФИО11 по месту нахождения объектов недвижимости, невозможность совместного решения вопроса об изменении границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> ввиду отдаленного проживания ФИО11 и отсутствия с ним контактов, явилось поводом для обращения в суд с иском об исправлении кадастровой ошибки и разделе дома в натуре. Данными решениями административного ответчика нарушаются их права как собственников земельного участка по владению, пользованию и распоряжению имуществом. На основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона Российской Федерации № 221-ФЗ от *** «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон) просят признать решения ФФГБУ «ФКП Росреестра» по <...> от ***### о приостановлении осуществления кадастрового учета, от ***### об отказе в снятии приостановления, от ***### об отказе в снятии приостановления в части отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости по причине отсутствия заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от правообладателя уточняемого земельного участка ФИО11 незаконными; обязать ФФГБУ «ФКП Росреестра» по <...> зарегистрировать в ГКН изменения объекта недвижимости (исправить кадастровую ошибку) с кадастровым номером 33:19:010409:5, расположенного по адресу: <...> соответствии с решением Суздальского районного суда <...> от *** и межевым планом кадастрового инженера ФИО7.
Административные истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, их представитель - адвокат Алякринский С.В., исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что ФИО11 не проживает по месту нахождения недвижимого имущества, он проживает в <...>. С 2006 г. у административных истцов отсутствуют с ним связи. Поскольку местонахождение ФИО1 им не известно, они были вынуждены обратиться в суд для раздела жилого дома в натуре, так как спора между ними нет, а произвести раздел жилого дома в отсутствие одного из сособственников жилого дома, невозможно. По решению суда произведен раздел жилого дома в натуре, в связи с чем они обратились к административному ответчику для внесения на основании решения суда изменений в ГКН, на что им был дан отказ ввиду отсутствия заявления о производстве государственного кадастрового учета у одного из сособственников - ФИО1. В настоящий момент из-за действий административного ответчика, они лишены возможности исполнения решения Суздальского районного суда <...> от *** в части внесения изменений в характеристики принадлежащих им жилого лома и земельного участка.
Представитель административного ответчика - ФФГБУ «ФКП Росреестра» по <...> в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном отзыве пояснил, что отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Закон. По данным ГКН земельный участок с кадастровым номером ### является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет ***, площадь земельного участка является декларированной и составляет 1000 кв.м, находится в общей долевой собственности ФИО11, ФИО10, ФИО9, ФИО6, ФИО8. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями законодательства. В соответствии с требованиями Закона изменение характеристик объектов недвижимости осуществляется на основании заявления и приложенных документов. Форма заявления утверждена Приказом Минэкономразвития № 529 от 30.09.2011 г. «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества». С заявлением о государственном кадастровом учете изменений, а также с заявлениями о предоставлении дополнительных документов на кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером ### обратились ФИО9, ФИО9, действующий от имени ФИО10, ФИО13, действующая от имени ФИО6 и ФИО8. Заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от правообладателя ФИО11 в орган государственного кадастрового учета не подавалось, что является нарушением требований Приказа № 529. Данное обстоятельство послужило одним из оснований для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от ***### и для отказов в снятии приостановлений от ***###, ***### на основании пункта 4 части 2 статьи 26 Закона. Таким образом, принимая решения, Филиал действовал в рамках своих полномочий, закрепленных в Положении о филиале, а также в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем в удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо - ФИО11, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
С учетом мнения представителя административных истцов, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
Выслушав представителя административных истцов, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 3 Закона предусмотрено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Пунктами 5.1.3 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 457 от 01.06.2009 г. определено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости.
По смыслу статьи 16 Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11 - 20, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 17 Закона если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, за исключением сведений, предусмотренных пунктом 14.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя, учет изменений объекта недвижимости в связи с наличием обстоятельств, указанных в пункте 14.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, - в течение не более чем три рабочих дня со дня получения органом кадастрового учета заявления об учете адреса правообладателя или об учете изменений объекта недвижимости в связи с наличием указанных обстоятельств. Срок осуществления кадастрового учета не изменяется в случае, если необходимые для кадастрового учета документы запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В случае представления заявления о кадастровом учете либо заявления об учете адреса правообладателя через многофункциональный центр срок, указанный в настоящей части, исчисляется со дня передачи многофункциональным центром соответствующего заявления в орган кадастрового учета.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
На основании части 1 статьи 23 Закона учет изменений объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Пунктом 4 части 2 статьи 26 Закона предусмотрено, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу пункта 6 части 2 статьи 27 Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Судом установлено, что вступившим в законную силу 12.01.2016 г. заочным решением Суздальского районного суда Владимирской области от 02.10.2015 г. удовлетворены в части исковые требования ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10 к ФИО11, в их собственность в равных долях, по 1/4 доли в праве общей долевой собственности каждому, выделена часть дома по адресу: <...>, состоящая из подсобного помещения, площадью 2 кв.м, кухни, площадью 12,3 кв.м, жилой комнаты, площадью 7,5 кв.м, жилой комнаты, площадью 13,8 кв.м, обозначенных в экспликации №###, 2, 3, 4 лит. А; прихожей, площадью 5,3 кв.м; жилой комнаты, площадью 9,7 кв.м, обозначенных на экспликации плана строений под №№ 1, 2 Лит. А; кухни, площадью 8,6 кв.м, коридора, площадью 2,8 кв.м, жилой комнаты, площадью 4,8 кв.м, жилой комнаты, площадью 17,5 кв.м, обозначенных в экспликации плана №№ 1, 2, 3, 4 Лит. А1, общей площадью помещений 84,3 кв.м, в том числе жилой 53, 3 кв.м; исключены из ГКН сведения о границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлены границы данного земельного участка в соответствии с межевым планом в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением кадастровой ошибки в местоположении и площади земельного участка, изготовленным кадастровым инженером ФИО7. В удовлетворении остальной части исковых требований о разделе в натуре земельного участка с кадастровым номером ### - отказано.
Вступившим в законную силу 01.07.2016 г. заочным решением мирового судьи судебного участка № 2 г. Суздаля и Суздальского района Владимирской области от 22.03.2016 г. удовлетворены исковые требования ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10 к ФИО11 об определении порядка пользования земельным участком с кадастровым номером ###, расположенным по адресу: <...>.
Установлено, что *** г. ФИО9, ФИО10, ФИО13, действующая от имени ФИО6 и ФИО8, обратились к административному ответчику с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером ###5 в связи с изменениями площади и изменением описания местоположения границ земельного участка. К заявлению прилагались, в том числе решение суда от 02.10.2015 г. (дело № 2-679/2015), межевой план на оптическом компакт-диске.
*** ФФГБУ «ФКП Росреестра» по <...> принято решение ### о приостановлении осуществления кадастрового учета сроком на три месяца на основании пункта 2, 4, 5 части 2 статьи 26 Закона, поскольку одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ГКН; не представлены необходимые для кадастрового учета документы (п. 4 ч. 2 ст. 26 Закона), а именно, в нарушение части 1 статьи 20 Закона отсутствует заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от правообладателя 333/1000 доли земельного участка ФИО1 или документ, подтверждающий полномочия заявителя; в нарушение пункта 34 Приказа Минэкономразвития России ### от *** (ред. от 12.11.2015 г.) «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке» в реквизите «2» раздела «Исходные данные» не указаны сведения о не менее чем о трех пунктах государственной геодезической сети, использованной при выполнении кадастровых работ.
*** решением ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области ### отказано в снятии приостановления государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ### на основании пунктов 1, 4 части 2 статьи 26 Закона, поскольку не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от ***### или обнаружены иные причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета объекта недвижимости, а именно, отсутствует заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от правообладателя 333/1000 доли земельного участка ФИО1 или документ, подтверждающий полномочия заявителя; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости, в частности, в разделе межевого плана «Акт согласования местоположения границы земельного участка» по части границы «3-4-5-6» указан смежным земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> а по координатам, представленным в межевом плане земельный участок с кадастровым номером ### является смежным уточняемому не по всей части границы; по части границы «6-7-8-9-н6» указан смежным земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, а по координатам, представленным в межевом плане земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> является смежным уточняемому не по всей части границы; на «Чертеже земельных участков и их частей» точка «9» указана как прекращающая существование; по части границы «н6-н1» указан смежным земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, вместе с тем, по части границы «6-7-8-9-н6» указан смежным земельный участок с кадастровым номером ###; на «Чертеже земельных участков и их частей» указаны не все точки прекращающие существование.
*** ФФГБУ «ФКП Росреестра» по <...> принято решение ### об отказе в снятии приостановления, так как не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от ***###, решения об отказе в снятии приостановления от ***, ### или обнаружены новые причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета объекта недвижимости, а именно, отсутствует заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от правообладателя 333/1000 доли земельного участка ФИО1 или документ, подтверждающий полномочия заявителя.
Согласно части 4 статьи 28 Закона если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Пунктом 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития ### от *** предусмотрено, что основанием для исправления кадастровой ошибки является, в том числе вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Как следует из заочного решения Суздальского районного суда <...> от ***, оно является основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, что прямо указано в его резолютивной части.
Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности с приведенными выше правовыми нормами, суд приходит к выводу о правомерности заявленных административными истцами требований. При этом суд учитывает, что из положений Закона не следует о необходимости обращения с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости всех собственников недвижимого имущества, находящегося в долевой собственности.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации ### от *** утверждены формы заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества. В разъяснениях к их заполнению указано, что если заявителями являются участники общей собственности, заявление подписывается всеми участниками общей собственности, за исключением заявления для учета адреса правообладателя и (или) адреса электронной почты правообладателя объекта недвижимости.
Вместе с тем, статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплена обязательность вступивших в законную силу судебных постановлений для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций, они подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административных истцов пояснял, что обращение ФИО6, ФИО8, ФИО9 и ФИО10 в ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области связано с исполнением вступившего в законную силу заочного решения Суздальского районного суда <...> от ***.
Установлено, что ФИО11 постоянно проживает в Республике Украина, то есть за пределами Российской Федерации, участия в судебном заседании по гражданскому делу ### не принимал, своего представителя в суд не направил, в связи с чем дело рассмотрено судом в порядке заочного судопроизводства, решение Суздальского районного суда Владимирской области от 02.10.2015 г., он не обжаловал.
Принимая во внимание вышеизложенное, установленные по делу юридически значимые обстоятельства, суд, учитывая, что Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации имеет большую юридическую силу относительно Приказа Минэкономразвития Российской Федерации ### от ***, приходит к выводу о незаконности принятых административным ответчиком решений ### от *** и ### от *** в части указания на отсутствие заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от правообладателя 333/1000 доли земельного участка ФИО11 или документа, подтверждающего полномочия заявителя, а также решения № 33/601/16-22083 от 05.07.2016 г., поскольку, с учетом проживания ФИО11 за пределами Российской Федерации и отсутствия у него представителя, административные истцы лишены возможности исполнения заочного решения Суздальского районного суда <...> от ***.
Исходя из незаконности принятых ФФГБУ «ФКП Росреестра» по <...> решений ### от *** и ### от *** в части и решения ### от ***, суд находит подлежащим удовлетворению требования административных истцов об обязании административного ответчика зарегистрировать в ГКН изменения объекта недвижимости (исправить кадастровую ошибку) с кадастровым номером ###, расположенного по адресу: <...> соответствии с решением Суздальского районного суда <...> от *** и межевым планом кадастрового инженера ФИО7.
Руководствуясь статьями 175, 178 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО14, ФИО8 ФИО17, ФИО15 ФИО19, ФИО15 ФИО20 к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Владимирской области о признании решений о приостановлении осуществления кадастрового учета, об отказе в снятии приостановлений в части незаконными и обязании зарегистрировать в государственном кадастре недвижимости сведения об объекте недвижимого имуществ удовлетворить.
Признать незаконными решения Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Владимирской области:
- ### от *** о приостановлении осуществления кадастрового учета;
- ### от *** об отказе в снятии приостановления в части ссылки на отсутствие заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от правообладателя 333/1000 доли земельного участка с кадастровым номером ###, расположенного по адресу: <...>, ФИО11 или документ, подтверждающий полномочия заявителя.
Признать незаконным решение Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <...>### от *** об отказе в снятии приостановления.
Обязать Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <...> внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером ### расположенном по адресу: <...>, в соответствии с заочным решением Суздальского районного суда <...> от *** по гражданскому делу ### по исковому заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к ФИО1 о выделе в натуре части жилого дома, снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ### установлении границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в соответствии с межевым планом кадастрового инженера ФИО7, разделе в натуре земельного участка с кадастровым номером ###.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд <...> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ***.
Председательствующий С.В. Дворникова