ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1033/19 от 26.03.2019 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 марта 2019 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2А-1033/2019 по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Иркутска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Иркутска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области о признании информации, размещенной в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», на сайтах https://xn--90aenniilb.xn--p1ai/category/kriptovalyutyi; https://xn--90aennii1b.xn--p1ai/invest/gde-i-kak-kupit-bitkoinyi.html, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование административного искового заявления прокурор указал, что прокуратурой Ленинского района г. Иркутска в ходе мониторинга исполнения законодательства об информации, информационных технологиях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», установлено, что на сайте https://xn--90aenniilb.xn--p1ai/category/kriptovalyutyi размещена информация о способах покупки, использования и оборота валюты биткоин, а также сведения о возможности покупки иных криптовалют, способах создания и использования онлайн-кошельков для криптовалюты.

На указанном сайте также имеется вкладка с разделом https://xn--90aennii1b.xn--p1ai/invest/gde-i-kak-kupit-bitkoinyi.html, на котором также размещена информация об использовании и обороте электронной валюты биткоин, которая является криптовалютой, о том, как купить криптовалюту (виртуальная валюта), и как ее выгодно продать. На указанных страницах размещена информация о том, что плюсами покупки криптовалюты является отсутствие налогообложения, поскольку данный вид валюты не является официальной валютой какой-либо страны и банка, а также отсутствие контроля за ее обращением, поскольку данная валюта не имеет единого эмиссионного центра, не гарантируется и не обеспечивается Центральным банком Российской Федерации. Указанные интернет-сайты описывают способ приобретения денежных суррогатов, выполняя функцию торгового биржевого агента, указанная криптовалюта не обеспечена реальной стоимостью, не содержит информации о ее держателях (все ее использование анонимно). Оборот биткоинов обеспечивают организации и предприниматели, осуществляющие прием криптовалюты в качестве средства платежа за оказанное услуги или предоставленный товар, либо трейдеры обменивающие их на различные валюты (рубли, доллары США, евро и т.д.) на онлайн-биржах. За незаконный оборот денежных суррогатов предусмотрена уголовная ответственность.

На основании изложенного, прокурор просит признать информацию размещенную в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», на сайте https://xn--90aenniilb.xn--p1ai/category/kriptovalyutyi, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Участники судебного разбирательства о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежаще.

Явка сторон, заинтересованных лиц в судебное заседание не является обязательной.

В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с ч. 1, ч. 6 ст. 10 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 10 названного Закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (ч. 1). При этом запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 6).

Статьей 15 Закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Вышеприведенные положения действующего законодательства являются императивными и подлежат соблюдения всеми лицами без исключения.

Судом установлено, что в ходе проведенного прокуратурой Ленинского района г.Иркутска мониторинга исполнения законодательства об информации, информационных технологиях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», установлено, что на сайте https://xn--90aenniilb.xn--p1ai/category/kriptovalyutyi, имеется вкладка с разделом https://xn--90aennii1b.xn--p1ai/invest/gde-i-kak-kupit-bitkoinyi.html на котором размещена информация об использовании и обороте электронной валюты биткоин, которая является криптовалютой, о том, как купить криптовалюту (виртуальная валюта), и как ее выгодно продать. На указанных страницах размещена информация о том, что плюсами покупки криптовалюты является отсутствие налогообложения, поскольку данный вид валюты не является официальной валютой какой-либо страны и банка, а также отсутствие контроля за ее обращением, поскольку данная валюта не имеет единого эмиссионного центра, не гарантируется и не обеспечивается Центральным банком Российской Федерации. Указанные интернет-сайты описывают способ приобретения денежных суррогатов, выполняя функцию торгового биржевого агента, указанная криптовалюта не обеспечена реальной стоимостью, не содержит информации о ее держателях (все ее использование анонимно). Оборот биткоинов обеспечивают организации и предприниматели, осуществляющие прием криптовалюты в качестве средства платежа за оказанное услуги или предоставленный товар, либо трейдеры обменивающие их на различные валюты (рубли, доллары США, евро и т.д.) на онлайн-биржах.

В соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции Российской Федерации официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

Аналогичный запрет на введение на территории Российской Федерации денежных единиц, помимо рубля, и выпуск денежных суррогатов установлен ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

За незаконный оборот денежных суррогатов предусмотрена ответственность, в том числе по ст.ст. 159 (мошенничество), 159.3 (мошенничество с использованием электронных средств платежа), 174 (легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных другим лицом преступным путем), 174.1 (легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных другим лицом в результате совершения им преступления) Уголовного Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, создает основу теневой экономики, причиняет вред экономической безопасности и финансовой стабильности государства, затрудняет раскрытие и расследование преступлений, обеспечивает возможность преступным группам (организациям) финансировать и осуществлять свою противоправную, в том числе террористическую, деятельность.

В Российской Федерации правовой основой противодействия нелегальному обороту преступных доходов являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) и другие нормативные правовые акты.

В силу ст. 3 Закона № 115-ФЗ под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается способ придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

В п. вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ № 32 указано, что цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), может проявляться, в частности: в совершении финансовых операций или сделок по обналичиванию денежных средств, приобретенных преступным путем (в результате совершения преступления), в том числе с использованием расчетных счетов фирм-«однодневок» или счетов физических лиц, не осведомленных о преступном происхождении соответствующих денежных средств; в совершении финансовых операций или сделок с участием подставных лиц, не осведомленных о том, что задействованные в соответствующих финансовых операциях и сделках денежные средства приобретены преступным путем (в результате совершения преступления); в совершении финансовых операций с использованием электронных средств платежа, в том числе неперсонифицированных или персонифицированных, но принадлежащих лицам, не осведомленным о преступном происхождении электронных денежных средств.

Распространение на вышеприведенном сайте оспариваемой информации негативно сказывается на правоотношениях в банковской сфере и сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Отсутствие в системах криптовалюты контролирующего центра влечет невозможность обжалования или отмены несанкционированной транзакции, а фактическое нахождение криптовалюты вне правового поля не представляет возможность реализации правовых механизмов обеспечения исполнения обязательств сторонами сделки. Так, если оплата произведена, но услуга или товар не получены, то нет гарантий возврата такого платежа. При этом криптовалюта, в том числе биткоины, в силу децентрализации не имеют субъекта, обеспечивающего условную платежеспособность.

Обеспечение свободного доступа к информации, содержащей сведения о введении на территории Российской Федерации оборота и выпуска денежных суррогатов, оказывает негативное влияние на правосознание граждан, формирует искаженное представление о возможных способах незаконного завладения эмиссионными денежными средствами, воспитывает противоправное поведение и способствует совершению преступлений и правонарушений.

Кроме того, распространение указанной информации, в частности посредством размещения в сети «Интернет», позволяет недобросовестным лицам осуществлять оборот денежных средств запрещенными способами, причиняющими вред неопределенному кругу лиц, вводимых в заблуждение относительно возможности использования денежных средств, не контролируемых Центральным банком РФ или иным эмиссионным центром. При этом, в силу анонимного характера деятельности по выпуску криптовалюты граждане и юридические лица могут быть вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Свободное распространение и использование криптовалюты в торговле обуславливает возможность активного ее использования в торговле наркотиками, оружием, поддельными документами и иной преступной деятельности. Данные факты, а также возможность бесконтрольного трансграничного перевода денежных средств и их последующего обналичивания, служат предпосылками высокого риска потенциального вовлечения криптовалюты в схемы, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее реестр).

В реестр включаются:

- доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

- сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении:

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети Интернет;

б) информации, указанной в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, в случае ее размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети Интернет;

в) информации, распространяемой посредством сети Интернет, решение о запрете к распространению, которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.

Поскольку информация, размещенная на указанных Интернет-сайтах прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению в судебном порядке.

Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрен.

В Российской Федерации не допускается использование средств массовой информации в нарушение защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, что влечет признание распространяемой посредством указанного интернет-сайта информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд находит требования прокурора Ленинского района г. Иркутска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 188 КАС РФ, наличии ходатайства административного истца, в целях своевременной защиты прав неопределенного круга лиц, суд полагает правомерным обратить решение суда к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Прокурора Ленинского района г.Иркутска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на сайтах https://xn--90aenniilb.xn--p1ai/category/kriptovalyutyi; https://xn--90aennii1b.xn--p1ai/invest/gde-i-kak-kupit-bitkoinyi.html, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 26.03.2019г. Н.Н. Исакова