ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10349/20 от 10.12.2020 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2а-10349/2020

Решение

Именем Российской Федерации

«10» декабря 2020 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Ермолова Г.Н.,

секретаря судебного заседания Щегольковой М.М.,

помощника судьи Авдеевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 А,М. к Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, понуждении к устранению нарушенных прав,

Установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности кадастрового квартала , и принадлежащего ФИО1, на праве собственности земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещены судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель административного истца в судебном заседании иск поддержал, подтвердив доводы и требования административного искового заявления.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования город Краснодар и заинтересованного лица Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления.

Суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.

Заслушав довод и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы данного административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствие со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 22 Кодекса административного судопроизводства Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства» по адресу: <адрес> государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись .

Указанные земли неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале площадью <данные изъяты> кв.м. незастроенные и не предоставлены третьим лицам.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования города Краснодара по вопросу образования объекта недвижимого имущества путем перераспределения земельного участка по <адрес> с кадастровым номером и земель неразграниченной государственной собственности.

Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории образование земельного участка предусматривалось путем перераспределения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером и земель неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного: <адрес> земли неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале площадью <данные изъяты> кв.м. незастроенные и не предоставлены третьи лицам.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории соответствует требованиям Земельного кодекса РФ и приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

В результате выполненных работ площадь формируемого земельного участка составила <данные изъяты> кв.м. со следующими координатами в системе МСК-23:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Ответным письмом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального города Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в предоставлении муниципальной услуги, ссылаясь на то, что земли неразграниченной государственной собственности, за счет которых планируется увеличение земельного участка с кадастровым номером , являются территорией общего пользования, а именно <адрес>.

Согласно части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков ( ч.2 ст. 39.28 ЗК РФ).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. (ч.3 ст. 39.28 ЗК РФ).

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату (ч.5 ст. 39.28 ЗК РФ).

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган (ч.1 ст. 39.29 ЗК РФ).

В силу ч.8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Частями второй и третьей статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены исчерпывающие перечни сведений, которые указывают в заявлении о перераспределении земельных участков, а также приложений к такому заявлению.

Административным истцом были в полной мере соблюдены требования частей второй и третьей статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации при подачи заявления о перераспределении земельных участков.

Статьей 62 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено следующее.

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия).

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие)

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Также согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Согласно Решению городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п.6 (в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО1) "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар" формируемый земельный участок соответствует предельным минимальным и максимальным параметрам разрешенного строительства. Испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж.1.1. Информация о наличии утвержденных красных линий в границах кадастрового квартала на момент подачи заявления ФИО1 в Правилах землепользования и застройки города Краснодара и документах территориального планирования города Краснодара не имеется, административным ответчиком не представлена.

Представленные сведения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар подготовлены по состоянию на 19.11.2020, то есть после даты ответа на обращения ФИО1

Исходя из данных сведений V раздел ГИСОГД – документация по планировке территорий в графическом плане, указано, что красная линия не утверждена.

Судом установлено, что формируемый земельный участок площадью 988 кв.м., не расположен в пределах территории общего пользования.

Согласно материалам Публичной кадастровой карты и документам, имеющимся в материалах дела установлено, что на формируемом земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства иных собственников. Объект капитального строительства с КН не пересекает границы формируемого земельного участка.

Кроме того, исходя из договора на размещение объектов на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитутов от ДД.ММ.ГГГГ предоставленная территория, идентична испрашиваемому земельному участку по данному делу, для размещения элементов благоустройства территории. Согласно договору на размещение объектов на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитутов от ДД.ММ.ГГГГ и постановлению администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ предоставленная территория также не является территорией общего пользования и согласно заключению департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ размещение элементов благоустройства территории и малые архитектурные формы, на землях, государственная собственности на которые не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>, соответствует документам территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования город Краснодар.

Отказ администрации муниципального образования город Краснодар в лице Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального города Краснодара, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ незаконен, нарушает права ФИО1 А,М., предусмотренные статьей 39.28 Земельного кодекса РФ.

Администрацией муниципального образования город Краснодар не доказаны обстоятельства, изложенные в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Такое толкование учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25 февраля 2016 г. N 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории соответствует требованиям Земельного кодекса РФ и приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе». Доводы административного ответчика не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, необходимая информация имеется в представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Действующей законодательство, не ограничивая субъекта в выборе способа защиты нарушенного права, предполагает избрание им такого способа судебной защиты, который, в случае удовлетворения судом требований, приведет к восстановлению нарушенного права.

Возложение обязанности на орган, обладающий публичными полномочиями, совершить определенные действия будет являться единственно возможным способом восстановления нарушенного права. Судом установлено, что обязанность подлежала исполнению Администрацией муниципального образования город Краснодар в рамках своих полномочий.

Суд исходит из того, что отказ административного ответчика незаконен и не мотивирован. Административный ответчик не доказал законность принятого решения. Единственным возможным способом восстановления нарушенного права суд видит, в том, чтобы считать утвержденной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обязаннее административного ответчика заключить с административным истцом соглашение о перераспределении земельного участка. Принятие иного решения не достигло бы цели восстановления нарушенного права административного истца.

Обстоятельства дела, установленные в ходе судебного следствия и анализ сложившейся ситуации, позволяют суду сделать вывод о том, что исковое заявление ФИО1 А,М. к Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, понуждении к устранению нарушенных прав подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Решил:

Исковые требования ФИО1 А,М. к Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, понуждении к устранению нарушенных прав, удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации муниципального образования город Краснодар в лице Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального города Краснодара, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Считать утвержденной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., образованного из земель неразграниченной муниципальной собственности в границах кадастрового квартала и земельного участка с кадастровым номером в следующих координатах характерных точек:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Данное решение является основанием для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., образованного из земель неразграниченной муниципальной собственности в границах кадастрового квартала и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Обязать администрацию города Краснодара в лице Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования города Краснодара, заключить с ФИО1, соглашение о перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности кадастрового квартала и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий –