ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1034/20 от 13.08.2020 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-1034/2020

59RS0005-01-2020-000063-77

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 августа 2020 года г. Пермь

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Вязовской М.Е.,

при секретаре Вегелиной Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и сборам,

у с т а н о в и л:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и сборам, указав в заявлении, что ФИО1 состоит на налоговом учете в ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми и является плательщиком транспортного и земельного налогов. В соответствии со ст. 357, 388, 408 НК РФ, п.2,3 ст. 409 НК РФ, Ответчику начислен: транспортный налог за 2016 год в размере 1 945, 00 руб. и направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате указанных налогов, со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ; транспортный налог за 2017 год в размере 1 944,00 руб., направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате указанных налогов, со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок, суммы транспортного и земельного налога не уплачены. В связи с вышеизложенным, Ответчику, в порядке ст. ст. 69, 70 НК РФ, были направлены требования: об уплате недоимки по транспортному налогу в сумме 1945,00 руб., пени по транспортному налогу в сумме 40,10 руб., со сроком добровольной уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; об уплате транспортного налога в сумме 1 944,00 руб., пени по транспортному налогу в сумме 31,94 руб., со сроком добровольной уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; об уплате пени по транспортному и земельному налогам в общей сумме 736,21 руб., которые до настоящего времени не исполнены. ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка Мотовилихинского судебного района г.Перми, на основании ст. 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отменил судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании вышеуказанной задолженности, поскольку от Ответчика в установленный срок поступили возражения относительно его исполнения.

Впоследствии истцом уточнены исковые требования, указано, что в отношении задолженности, включенной в требование от ДД.ММ.ГГГГ: пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу, в сумме 405,66 рублей списаны Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ (ст. 12 ФЗ от 28.12.2017г. №436-ФЗ); пени в сумме 127,97 рублей начислены на недоимку по транспортному налогу за 2016 год; пени в сумме 198,99 рублей состоят из: в сумме 32,09 рублей - начислены на недоимку по транспортному налогу за 2014 год (Инспекцией недоимка не взыскана); в сумме 166,90 рублей – списаны Инспекцией 23.12.2019г. (ст. 12 ФЗ от 28.12.2017г. №436-ФЗ); пени в сумме 2,79 рублей и 0,80 рублей начислены на недоимку по земельному налогу за 2014 год (недоимка оплачена ДД.ММ.ГГГГ).

На основании изложенного, просят взыскать с ФИО1 недоимку по транспортному налогу за 2016, 2017 годы в общей сумме 3 889 рублей, пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу: за 2014 год в сумме 32,09 рублей, за 2016 год в сумме 40,10 рублей и 127,97 рублей, за 2017 год в сумме 31,94 рублей, пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2014 год в сумме 2,79 рублей и 0,80 рублей, в общей сумме 4 124,69 рублей.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, об отложении дела не просили.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом по месту регистрации, об отложении дела не просил.

Применительно к правилам части 2 статьи 100 КАС РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу.

При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию.

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно п.1,2,4 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

На основании ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства, а также количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, установлены Законом Пермского края от 25.12.2015г. -ПК «О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ «О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ», который вступил в силу с 1.01.2017г.

Согласно ст. 4 указанного Закона ПК налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником автомобиля ВАЗ-21102, и земельного участка.

Согласно налоговому уведомлению от 09.09.2017г. ФИО1 в срок до 01.12.2017г. следовало уплатить транспортный налог за 2016 год в размере 1 945 рублей (л.д.9).

Согласно налоговому уведомлению от 26.06.2018г. ФИО1 следовало уплатить транспортный налог до 03.12.2018г. за 2017 год в размере 1 944 рублей (л.д.8).

Поскольку обязанность по уплате налога ответчиком в установленные законом сроки, т.е. до 01.12.2017г. и до 03.12.2018г. исполнена не была в адрес административного ответчика налоговым органом были направлены требования: об уплате транспортного налога и пени за 2016 год по состоянию на 19.02.2018г. со сроком уплаты до 28.03.2018г. (л.д.10), об уплате пени по транспортному и земельному налогам по состоянию на 15.11.2018г. со сроком уплаты до 18.12.2018г. (л.д.14), об уплате транспортного налога и пени за 2017г. по состоянию на 06.02.2019г. со сроком уплаты до 15.03.2019г. (л.д.11).

Как следует из материалов судебного приказа ) ИФНС по Мотовилихинскому району г.Перми обратилось к мировому судье судебного участка Мотовилихинского судебного района г.Перми Пермского края с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 транспортного налога и пени, земельного налога и пени.

07.06.2019г. мировым судьей был вынесен судебный приказ , который на основании поступивших возражений от ФИО1 был отменен 12.07.2019г.

10.01.2020г. ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2016, 2017 годы в общем размере 3 889 рублей, пени по недоимке по транспортному налогу за 2014 год в сумме 32,09 рублей, за 2016 год в сумме 40,10 рублей и 127,97 рублей, за 2017 год в сумме 31,94 рублей, пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2014 год в сумме 2,79 рублей и 0,80 рублей, всего 4 124,69 рублей.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно п.6 ст. 75 НК РФ к пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Из материалов дела следует, что общая сумма по транспортному налогу за 2016 и 2017г. 3889 рублей превысила 3000 рублей, срок исполнения требования до 15.03.2019г. При ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей по уплате налога и пени истец обратился к мировому судье за судебным приказом 3.06.2019г., т.е. в течение 6-ти месячного срока. После отмены судебного приказа 12.07.2019г., налоговая инспекция также в 6-ти месячный срок обратилась в суд общей юрисдикции. Таким образом, сроки предъявления исковых требований о взыскании транспортного налога за 2016 и 2017годы и пени по ним налоговым органом пропущены не были.

Ответчиком возражений относительно взимания недоимки по налогам и доказательств надлежащего исполнения обязанности по уплате транспортного налога за 2016-2017гг. не представлено.

При отмене судебного приказа ответчик указывала, что транспортного средства у нее нет с ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем доказательств этому при рассмотрении данного дела суду не представлено. Согласно сведений РЭО ГИБДД от 26.05.2020г. автомобиль ВАЗ-21102, (VIN) зарегистрирован за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р. Согласно сведений ЗАГС ПК от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 после заключения брака ДД.ММ.ГГГГ. присвоена фамилия ФИО1.

При изложенных обстоятельствах, оснований полагать, что ответчику неверно был исчислен транспортный налог за 2016-2017 годы не имеется.

Таким образом, суд считает, что исходя из представленных документов, следует, что налоговый орган обоснованно и в установленные сроки обратился в суд с иском о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 3899 рублей и пени по налогу за 2016 год в размере 40,10 рублей и 127,97 рублей, по налогу за 2017 год в размере 31,94 рублей. Расчет пени налоговым органом произведен арифметически верно (л.д.11, 13, 15-17).

Вместе с тем, суд не может признать обоснованными требования налогового органа о взыскании с административного ответчика суммы пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 32,09 рублей, т.к. суду не представлено доказательств, что налог за 2014 год взыскивался и возможность его взыскания не утрачена.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу ст. 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.

При таких обстоятельствах, административному истцу о взыскании с административного ответчика ФИО1 пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 32,09 рублей следует отказать.

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Как следует из материалов дела, административным ответчиком земельный налог за 2014 год уплачен 25.02.2016г., соответственно налоговым органом начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2015г. и с 01.01.2016г. по 24.02.2016г. в размере 3,59 рублей.

Суд находит данное требование обоснованным, требование о взыскании пени предъявлено налоговым органом в установленные сроки в соответствии с абз.2 ч.2 ст.48 НК РФ, поэтому с административного ответчика следует взыскать пени по земельному налогу за 2014 год в общей сумме 3,59 рублей.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ФИО1 недоимку по транспортному налогу за 2016, 2017 годы в общей сумме 3 889 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу за 2016 год в общей сумме 168,07 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу за 2017 год в сумме 31,94 рублей, пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2014 год в общей сумме 3,59 рублей.

В остальной части иска о взыскании пени по транспортному налогу ИФНС по Мотовилихинскому району г.Перми отказать.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: подпись

Копия верна. Судья: