ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1034/20 от 18.08.2020 Самарского районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 августа 2020 года г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Коваленко О.П.,

при секретаре Конецкой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1034/2020 по административному иску Гарибиди Е.В. к МИФНС России №18 по Самарской области о признании незаконными действия, бездействия должностных лиц налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Гарибиди Е.В. обратилась в суд с административным иском к МНФНС о признании незаконными действия, бездействия в части отказа в ознакомлении с материалами налоговой проверки, проведенной по заявлению Гарибиди Е.А. в отношении Гарибиди Е.В., в части отказа в проведении проверки в отношении налогового органа Гарибиди Е.А., по доходам, полученным в период работы в иностранных государствах В обоснование иска указала, что истцом ДД.ММ.ГГГГ получено Уведомление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Самарской области , о вызове в налоговый орган для дачи пояснений по вопросу полученного дохода в сумме 30000 долларов США в ДД.ММ.ГГГГ году и полноты исчисления налога на доходы физических лиц по заявлению бывшего мужа, Гарибиди Е.А. ДД.ММ.ГГГГ инспектору налоговой службы ею были даны разъяснения, что полученные денежные средства являются алиментами на содержание сына Даниила. Указала, что у Гарибиди Е.А. имеется задолженность по алиментам в сумме 2086099,20 рублей. 03.12.2019 г. истец предоставила налоговому инспектору письменные объяснения и документы, свидетельствующих о том, что Гарибиди Е.А. является плательщиком алиментов и имеет задолженность по выплате. О результатах проверки просила истца известить письменно, в установленные сроки ответ истец не получила, в ее адрес направлен ответ лишь ДД.ММ.ГГГГ В ответе указано, что по результатам мероприятий налогового контроля нарушений законодательства о налогах и сборах, совершенных ею не установлено, оснований для ознакомления с обращением Гарибиди Е.А. не имеется, поскольку данная информация является налоговой тайной. С данным ответом она не согласна, как противоречащему требованиям в ч.2 ст. 101 НК РФ. Полагает, что действия Гарибиди Е.А. являются заведомо ложным доносом, направленным на незаконное привлечение истца к ответственности. ДД.ММ.ГГГГ Она обратилась в налоговый орган с заявлением о проведении проверки в отношении Гарибиди Е.А. о получении доходов за пределами Российской Федерации, которые он декларировал, в связи с чем, не платил алименты и соответственно налоги. Однако, результата проверки истцу представлено не было, на ее письменные обращения ДД.ММ.ГГГГ, сообщено, что по результатам мероприятий с ее стороны нарушений законодательства о налогах и сборах не установлено. Ее доводы, изложенные в заявлении относительно получения дохода Гарибиди Е.А. не только в Республике Кипр, но и в Греции, Германии, Украине, не проверены, по данным обстоятельствам проверка не проведена, о результате ей не сообщено. Однако истца с материалами налоговой проверки по ее заявлению в отношении Гарибиди Е.А. также не ознакомили. В удовлетворении ее жалобы на действий сотрудника налоговой инспекции Управлением Федеральной налоговой службы России по Самарской области отказано. Полагает, что при проведении проверки не были учтены все вышеизложенные обстоятельства, полагает результаты носят формальный характер, в связи с чем, вынуждена обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.

Административный истец и ее представитель в судебном заседании настаивали на исковых требованиях, просили иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика МИФНС России по Самарской области в судебном заседании заявленные требования не признал, просил в иске отказать по изложенным в отзыве основаниям.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы России по Самарской области в судебном заседании заявленные требования не поддержал, просил в иске отказать.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в МИФНС России по Самарской области поступило обращение от Гарибиди Е.А. с указанием информации о полученных истцом Гарибиди Е.В. доходах в ДД.ММ.ГГГГ г.

ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России по Самарской области в адрес истца Гарибиди Е.В. было направлено уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений по вопросу полноты исчисления налога на доходы физического лица за ДД.ММ.ГГГГ год.

ДД.ММ.ГГГГ Гарибиди Е.В. в МИФНС России по Самарской области были представлены письменные пояснения с приложением документов, а также подано заявление с просьбой провести проверку в отношении доходов Гарибиди Е.А., полученных им с ДД.ММ.ГГГГ, сообщить о результате проведенной проверки письменно по адресу ее проживания.

ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России по Самарской области был дан административному истцу Гарибиди Е.В. ответ о том, что нормами налогового законодательства предусмотрено, что сведения, полученные налоговыми органами при проведении контрольных мероприятий в отношении налогоплательщиков, носят конфиденциальный характер и не подлежат разглашению.

На основании статьи 6 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов и процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют также иные функции в случаях, предусмотренных настоящим Законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положениями ст. 32 НК РФ установлено, что в обязанности налоговых органов входит направление налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копни акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (пп. 9 п. 1 указанной статьи); кроме того по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (пп. 12 п. 1 указанной статьи).

Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Заявления, обращения от третьих лиц в налоговые органы, не могут являться основой для проведения камеральной налоговой проверки.

Поскольку налоговые проверки в отношении налогоплательщика Гарибиди Е.А. не проводились, у налогового органа отсутствовали основания для направления копии акта налоговой проверки, решения, равно как у налогоплательщика Гарибиди Е.В. в данном случае отсутствовало право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.

Статьей 2 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ) предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

На основании ст. 9 Закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно подпунктам 4 и 12 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах, вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

Из представленных документов административного истца, МИФНС России по Самарской области установлено, что Гарибиди Е.А. является моряком (вторым механиком) иностранных судов.

В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.

В случае если моряки, выполняющие трудовые обязанности за пределами территории Российской Федерации на судах под иностранными флагами, не признаются налоговыми резидентами Российской Федерации, полученные ими доходы от источников за пределами Российской Федерации, с учетом положений статьи 209 НК РФ, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.

Если же моряки, выполняющие трудовые обязанности на судах под иностранными флагами, являются налоговыми резидентами Российской Федерации, то в соответствии с положениями статьи 228 НК РФ такие лица, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Вместе с тем законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для указанной категории граждан не предусмотрена обязанность по информированию о выбытии из числа налоговых резидентов Российской Федерации, в связи с чем, у налоговых органов отсутствует информация о причинах непредставления моряками, выполняющими трудовые обязанности на судах под иностранными флагами, налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц с отражением доходов от источников, находящихся за пределами Российской Федерации.

При исчислении налога на доходы физических лиц в силу статьи 7 НК РФ необходимо учитывать положения международных соглашений об избежание двойного налогообложения, положения которых имеют приоритет над положениями Кодекса.

Налогообложение доходов, полученных в Республике Кипр, регламентируется «Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (Заключено в г. Никозии ДД.ММ.ГГГГ).

Как следует, из представленных документов административного ответчика, МИФНС России по Самарской области Гарибиди Е.А. направлялось уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о вызове в налоговый орган по вопросу налогообложения дохода, полученного за пределами Российской Федерации. Однако Гарибиди Е.А. не явился.

ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России по Самарской области был направлен запрос в Отряд Пограничного Контроля «Поволжье» Пограничного Управления по Саратовской и Самарской областям ФСБ России о предоставлении информации по факту пересечения Гарибиди Е.А. границы РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. границу РФ.

ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России по Самарской области получен ответ от Отряда Пограничного контроля «Поволжье» Пограничного управления по Саратовской и Самарской областям ФСБ России о том, что ведение поименного учета лиц, следующих через государственную границу, пограничными органами не предусмотрено.

Доводы административного истца о том, что ее не ознакомили с обращением Гарибиди Е.А. и, что она могла бы дать пояснения по фактам, изложенным в обращении, судом не принимаются, в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, указанных в подпунктах 1-13 пункта 1 статьи 102 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Из пункта 2 статьи 9 Закона № 149-ФЗ следует, что обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Исходя из изложенного, к сведениям, отнесенным к категории ограниченного доступа, относится налоговая тайна.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» информацию, являющуюся конфиденциальной, имеют право запрашивать органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом все вышеперечисленные организации должны представить мотивированное требование, с указанием цели, правового основания и срока предоставления запрашиваемой информации.

Согласно части 2 статьи 6 Закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия МИФНС России по Самарской области по отказу в ознакомлении с материалами проверки по обращению Гарибиди Е.А. и отказу в проведении проверки в отношении Гарибиди Е.А. соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Гарибиди Е.В., в связи с чем, оснований для удовлетворения административного искового заявления у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Гарибиди Е.В. к МИФНС России №18 по Самарской области о признании незаконными действия, бездействия должностных лиц налогового органа, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через суд Самарского района г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 21.08.2020.

Судья: