ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1034/2022 от 14.07.2022 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

№2а-1034/2022

УИД14RS0019-01-2022-001651-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Нерюнгри 14 июля 2022 года

Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Михайловой А.А., при секретаре Мельник Н.С., с участием помощника прокурора Д.В.П., представителя МО «» М.А.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа », администрации муниципального образования «» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности оборудовать здание средствами для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения,

установил:

Заместитель прокурора обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в общеобразовательные учреждения , по результатам которой выявлены нарушения Федерального законодательства. Так, общеобразовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися их содержания с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также нести ответственность в установленном законодательством РФ порядке, в частности за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательные учреждения являются муниципальными учреждениями, учредителем которых является муниципальное образование «», от имени которого функции и полномочия, в том числе в части финансирования деятельности, осуществляет орган местного самоуправления - администрация. Вопросы в части обеспечения доступности объектов образования для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также иных маломобильных групп населения, отнесены к компетенции ной администрации. В ходе проверки было установлено, что в нарушение ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ вход в здание МОУ «СОШ », расположенного по адресу: , не оборудован пандусом и (или) перилами. Таким образом, административное здание указанного учреждения не приспособлено в полной мере для нужд детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также иных маломобильных групп населения, так как не обеспечивают беспрепятственный доступ граждан указанной категории в учреждения образования, что нарушает их прав на благоприятные условия ведения полноценного образа жизни, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Факт длительного отсутствия пандусов и перил в образовательном учреждении нарушает права детей-инвалидов по обеспечению беспрепятственного доступа в учреждение. Просит обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа » оборудовать здание, общеобразовательной организации, расположенное по адресу: (Якутия), РС (Я), , средствами для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения граждан, а именно: пандусами с поручнями или подъемными устройствами для инвалидов в соответствии с требованиями Свода правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В случае отсутствия в МОУ «Средняя общеобразовательная школа » достаточных денежных средств на устранение выявленных нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации субсидиарную ответственность возложить на МО «», расположенное по адресу .

Впоследствии заместитель прокурора требования уточнил, просит признать бездействия МОУ «Средняя общеобразовательная школа », незаконным в части не установления пандуса с поручнями или подъемными устройствами для инвалидов в соответствии с требованиями Свода правил СП 59.133330.2020 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными приказом Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа » оборудовать здание общеобразовательной организации, расположенное по адресу: , средствами для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения граждан, а именно: пандусами с поручнями или подъемными устройствами для инвалидов в соответствии с требованиями Свода правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать МО «» выделить МОУ «Средняя общеобразовательная школа » денежные средства на устранение выявленных нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации.

Административный истец помощник прокурора , требования административного искового заявления поддержал и просит удовлетворить.

Представитель административного ответчика МОУ «СОШ » в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Административный ответчик представитель администрации МО «» М.А.В., исковые требования признает в полном объеме.

Суд, заслушав лиц участвующих в деле, изучив представленные материалы, приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" одними из основных принципов в сфере образования являются обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность; недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система ч гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак - проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Так, в соответствии с пунктами 3, 4 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий для беспрепятственного входа в объекты и выхода из них.

Требование к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в Своде правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденном приказом Минстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Свод правил).

В силу положений пункта 6.1.1 Свода правил в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения (далее - МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

Согласно п. п. 2, 15 ч. 3, п. 2 ч.6, ч.7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах-организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.

Согласно ст. 4 Закона Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ 1401-3 -V «Об образовании в (Якутия)» (далее - - Закон -V) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Из содержания ст. 13.1. Закона -V следует, что органы государственной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают условия доступности для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) объектов образования.

Как следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в общеобразовательные учреждения .

По результатам проверки выявлены нарушения ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, а именно: вход в МОУ «СОШ » не оборудован пандусом и (или) перилами.

Из ответа главы МО «» от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушения законодательства в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних» следует, что в МОУ «СОШ » и дошкольных группах учреждения, согласно приказу Управления образования, установка наружных пандусов запланирована на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно проекту здания образовательного учреждения, входов в здание на уровне земли не предусмотрено.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ утвержден план мероприятий дорожной карты по созданию условий доступности для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и обучающимися с инвалидностью в МОУ « на 2021 – 2025 годы».

По реестру муниципальных учреждений системы образования в МОУ «СОШ » доступность в объекте образования для инвалидов отсутствуют: (пандусы, лифты), поручни имеются частично.

Согласно представленному договору, МОУ «СОШ » от ДД.ММ.ГГГГ, между МОУ «СОШ » и ООО «МТЦ «Рита» заключено соглашение по покупке и доставке с - 1 пандуса для инвалидов, пандус складной – за 28 000 руб., с доставкой до , оплата подтверждена счетом от ДД.ММ.ГГГГ.

Из письменного отзыва директора МОУ «СОШ » от ДД.ММ.ГГГГ следует, что до ДД.ММ.ГГГГ будут приобретены и доставлены 2 мобильных пандуса, будет полностью обеспечен беспрепятственный доступ в помещения образовательного учреждения для маломобильных групп населения.

Таким образом, судом установлено, что в настоящее время административное здание указанного учреждения, не приспособлено в полной мере для нужд детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также иных маломобильных групп населения, так как не обеспечивают беспрепятственный доступ граждан указанной категории в учреждения образования, что нарушает их права на благоприятные условия ведения полноценного образа жизни, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Факт длительного отсутствия пандусов и перил в образовательном учреждении нарушает права детей-инвалидов по обеспечению беспрепятственного доступа в учреждение.

При этом, социальная защита, социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, пункт "ж" ч. 1 Конституции РФ). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 2, 7, 18 и 19).

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Образовательные учреждения являются муниципальными учреждениями, учредителем которых является муниципальное образование «», от имени которого функции и полномочия, в том числе в части финансирования деятельности, осуществляет орган местного самоуправления - администрация.

Соответственно, вопросы в части обеспечения доступности объектов образования для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также иных маломобильных групп населения, отнесены к компетенции ной администрации.

В судебном заседании представитель администрации МО «» требования административного иска признала в полном объеме, что не противоречит ч.3 ст. 46 КАС РФ.

Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры, кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности.

Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения обеспечивается, в том числе (причем в первую очередь) путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.

При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиками своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.

Таким образом, судом установлено, что ответчиками не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Устанавливая срок исполнения решения суда, суд учитывает, обстоятельства по делу, срок выполнения мероприятий по оборудованию здания требует временных затрат, в связи с чем, считает возможным установить срок исполнения решения суда по ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что доводы прокурора являются обоснованными, подтвержденными материалами административного дела, в связи с чем, административное исковое заявление – подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление заместителя прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа », администрации муниципального образования «» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности оборудовать здание средствами для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МОУ «Средняя общеобразовательная школа » , в части отсутствия оборудования в здании общеобразовательной организации средств для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения граждан, а именно пандусов с поручнями или подъемными устройствами для инвалидов.

Обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа » оборудовать здание общеобразовательной организации, расположенное по адресу: , средствами для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения граждан: пандусами с поручнями или подъемными устройствами для инвалидов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию МО «» обеспечить финансирование расходов МОУ «Средняя общеобразовательная школа » , на устранение выявленных нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий: А.А. Михайлова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.