ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10355/2023 от 09.01.2024 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2а-1224/2024

66RS0001-01-2023-010022-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 января 2024 года г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Коблова Н.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения судебного заседания административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя Уральского транспортного прокурора Воищева Владимира Николаевича о признании информации, размещенной в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

первый заместитель Уральского транспортного прокурора Воищев В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в котором просит признать информацию, размещенную в телекоммуникационной сети "Интернет" на странице с электронным адресом: <иные данные> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В обоснование заявленного требования указано, что на интернет-сайте <иные данные> к приобретению предлагаются сведения, находящиеся в информационных ресурсах таможенных органов, которые в силу п. 2 ст. 366 ТК ЕАЭС имеют ограниченный доступ, содержат коммерческую и налоговую тайну.

Доступ к интернет-сайту <иные данные> является открытым, возможность его просмотра ничем не ограничена. Информация, размещенная на указанном интернет-ресурсе, предоставляет неограниченному кругу лиц возможность приобретать сведения, содержащие коммерческую или налоговую тайну, информацию ограниченного доступа, что создает угрозу информационной безопасности Российской Федерации.

При этом за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или налоговую тайну предусмотрена уголовная ответственность (ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации), а за разглашение информации с ограниченным доступом и за незаконное получение информации с ограниченным доступом – административная ответственность (ст. 13.14 и 13.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При таком положении сведения, размещенные на указанной выше интернет-странице, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости получения и разглашения сведений, составляющих коммерческую и налоговую тайну, а также информации с ограниченным доступом, побуждают указанных лиц к совершению правонарушений и способствуют их совершению.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (далее – Закон об информации, информационных технологиях и защите информации) установлено, что информационно-телекоммуникационная связь технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством (ч. 1 ст. 10 названного закона).

Согласно ч. 5 ст. 15 Закона об информации, информационных технологиях и защите информации передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 6 ст. 10 Закона об информации, информационных технологиях и защите информации запрещено распространение информации, которая направлена па пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственности.

В силу ст. 9 Закона об информации, информационных технологиях и защите информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положениями п. 1 ст. 356 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) установлено, что любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с ТК ЕАЭС, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов, используется таможенными органами исключительно для выполнения возложенных на них задач и функций.

На основании п. 2 ст. 356 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенные органы, их должностные лица, а также иные лица, получившие в соответствии с ТК ЕАЭС, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов доступ к информации, указанной в п. 1 настоящей статьи, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать иным лицам, в том числе государственным органам государств-членов, информацию, составляющую государственную, коммерческую, налоговую, банковскую и иную охраняемую законодательством государств-членов тайну (секреты), а также другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных ТК ЕАЭС, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) устанавливаемых законодательством государств-членов.

Согласно п. 2 ст. 366 ТК ЕАЭС информационные ресурсы таможенных органов формируются на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, и имеют ограниченный доступ.

Под информационными ресурсами таможенных органов понимается организованная совокупность документированной информации, включающая в себя базы данных, создаваемые, обрабатываемые и накапливаемые в информационных системах таможенных органов.

Согласно п. 4 ст. 366 ТК ЕАЭС порядок получения лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах, имеющих ограниченный доступ, находящихся в ведении таможенных органов, а также состав и порядок предоставления такой информации устанавливаются законодательством государств-членов.

В соответствии ч. 1 ст. 305 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу Союза, либо иную деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, а также иные лица, в отношении которых проводился таможенный контроль, имеют право на доступ к имеющейся у таможенных органов документированной информации о себе и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности.

Таким образом, законодательством право лиц, осуществляющих внешнеэкономическую либо иную деятельность в таможенной сфере, на получение информации, содержащейся имеющих ограниченный доступ информационных ресурсах таможенных органов, ограничено только возможностью получения сведений о себе.

Согласно п. 1 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, прямо указанных в данной статье.

В соответствии с п. 2 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика, плательщика страховых взносов и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

На основании ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары, помимо прочего, указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде: заявляемая таможенная процедура; сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе, о получателе, продавце и покупателе товаров; сведения о транспортных средствах международной перевозки, а также транспортных средствах, которыми товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории Союза; сведения о товарах (наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость и статистическая стоимость, сведения о производителе товаров; сведения об исчислении таможенных платежей (ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов), применение льгот по уплате таможенных платежей, суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях; сведения о соблюдении запретов и ограничений; сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру; сведения о лице, составившем декларацию на товары.

Все вышеперечисленные сведения, указываемые участниками внешнеэкономической деятельности в декларациях на товары, электронные копии которых содержатся в Центральной базе данных единой автоматизированной системы таможенных органов, составляют налоговую тайну, используются таможенными органами исключительно для выполнения возложенных на них задач и функций, имеют ограниченный доступ, подлежат защите от несанкционированного доступа к ним и могут быть представлены лицу только при условии, что эти сведения касаются деятельности именно этого лица.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" информацией, составляющей коммерческую тайну, являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

В соответствии с пп. 6 п. 57 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400, достижение цели обеспечения информационной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение, в том числе такой задачи, как снижение до минимально возможного уровня количества утечек информации ограниченного доступа и персональных данных, а также уменьшение количества нарушений установленных российским законодательством требований по защите такой информации и персональных данных.

За незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или налоговую тайну предусмотрена уголовная ответственность (ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации), а за разглашение информации с ограниченным доступом и за незаконное получение информации с ограниченным доступом – административная ответственность (ст. 13.14 и 13.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Уральской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты информации, полученной таможенными органами в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела. В ходе проведения надзорных мероприятий путем мониторинга сети "Интернет" выявлен сайт, на котором содержится информация о возможности приобретения сведений, имеющихся в распоряжении таможенных органов.

Так, на странице с электронным адресом: <иные данные>/ к приобретению предлагаются "исходные данные для анализа импорта и экспорта внешнеэкономической деятельности", в том числе данные о стоимости и количестве ввозимого и вывозимого товара, статистика с 2002 года по 1 октября 2023 года, ценовой разрез групп продукции, информационные выборки, содержащие сведения о номерах деклараций на товары, наименованиях и адресах отправителей и получателях товаров, видах транспорта, странах отправления и происхождения товаров, кодах ТН ВЭД ЕАЭС, описании товаров, их фактурной и статистической стоимости.

Таким образом, на интернет-сайте <иные данные> к приобретению предлагаются сведения, находящиеся в информационных ресурсах таможенных органов, которые в силу п. 2 ст. 366 ТК ЕАЭС имеют ограниченный доступ, содержат коммерческую и налоговую тайну.

Доступ к интернет-сайту <иные данные> является открытым, возможность его просмотра ничем не ограничена. Информация, размещенная на указанном интернет-ресурсе, предоставляет неограниченному кругу лиц возможность приобретать сведения, содержащие коммерческую или налоговую тайну, информацию ограниченного доступа, что создает угрозу информационной безопасности Российской Федерации.

На момент проверки сайт <иные данные>, на котором размещена указанная информация, в Едином реестре отсутствует.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются актом проверки прокуратуры от 29.11.2023. В ходе проверки установлено, что исследуемый сайт составлен на условиях анонимности и конфиденциальности. Сайт не содержит информации о его владельце, адресе его регистрации и контактных данных.

При этом за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или налоговую тайну предусмотрена уголовная ответственность (ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации), а за разглашение информации с ограниченным доступом и за незаконное получение информации с ограниченным доступом – административная ответственность (ст. 13.14 и 13.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, сведения, размещенные на указанной выше интернет-странице, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости получения и разглашения сведений, составляющих коммерческую и налоговую тайну, а также информации с ограниченным доступом, побуждают указанных лиц к совершению правонарушений и способствуют их совершению.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии законных оснований для признания вышеуказанных сведений информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Вышеперечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности незаконного приобретения и использования сведений, составляющих коммерческую или налоговую тайну, либо информации с ограниченным доступом. Возможность незаконного приобретения и использования сведений, составляющих коммерческую или налоговую тайну, либо информации с ограниченным доступом свидетельствует о реальной угрозе правам и свободам человека и гражданина, основам конституционного строя, обеспечению целостности и безопасности Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для ограничения доступа к интернет-сайту <иные данные>, поскольку он предоставляет неограниченному кругу лиц возможность приобретать сведения, содержащие коммерческую или налоговую тайну, информацию ограниченного доступа, что создает угрозу информационной безопасности Российской Федерации, а за незаконные получение и разглашение указанных сведений предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Согласно ч. 4 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 265.5, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление первого заместителя Уральского транспортного прокурора Воищева Владимира Николаевича о признании информации, размещенной в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в телекоммуникационной сети "Интернет" на странице с электронным адресом: <иные данные> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение суда является основанием для включения указанного сайта в сети "Интернет" в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной обратить к немедленному исполнению.

Решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения Интернет-сайта в Единый реестр запрещенной информации.

Разъяснить, что суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий