ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1035/2015 от 28.01.2016 Семикаракорского районного суда (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2016 года г.Семикаракорск

Судья Семикаракорского районного суда Ростовской области Курносов И.А.,

при секретаре Овчинниковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Свириденко Е.Г. к Управлению Росреестра по Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

Свириденко Е.Г. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество, обосновывая свои требования тем, что 24 октября 2015 года она обратилась в Семикаракорский отдел Управления Росреестра по Ростовской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по <адрес>, в упрощенном порядке, предусмотренном ст.25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». К заявлению она приложила квитанцию, подтверждающую оплату государственной пошлины, и декларацию об объекте недвижимого имущества. Правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором построен указанный жилой дом, она не представляла, поскольку ее право собственности на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке, и в соответствии с п.1 ст.25.3 названного Федерального закона представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется. 6 октября 2015 года она получила уведомление о приостановлении государственной регистрации. С приостановлением государственной регистрации она не согласилась, о чем уведомила Управление Росреестра по Ростовской области письмом с пояснениями о незаконности приостановления регистрации и ссылками на законодательство. 10 декабря 2015 года она получила ответ на свое письмо и сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный жилой дом. Отказ в регистрации права собственности Управление Росреестра по Ростовской области мотивировало ссылкой на п. 1.2, абз. 10 п.1 ст.20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и указало, что заявителем не были представлены документы, необходимые для регистрации права, в частности, кадастровый паспорт жилого дома. Свириденко Е.Г. считает позицию Управления Росреестра по Ростовской области ошибочной, а отказ в государственной регистрации права собственности незаконным и необоснованным, противоречащим действующему законодательству. По мнению административного истца до 1 марта 2018 года правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства, истребование дополнительных документов не допускается. На основании изложенного административный истец просила суд признать отказ Управления Росреестра по Ростовской области в государственной регистрации права собственности незаконным и обязать Управление Росреестра по Ростовской области зарегистрировать за ней право собственности на вышеуказанный жилой дом, а также взыскать с административного ответчика в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании административный истец Свириденко Е.Г. поддержала заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, суду пояснила, что разрешение на строительство указанного жилого дома и разрешение на ввод его в эксплуатацию она не получала, технический паспорт и кадастровый паспорт на данный жилой дом отсутствуют. Для государственной регистрации права собственности на жилой дом в порядке, предусмотренном ст.25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в этих документах нет необходимости.

Заинтересованное лицо Чекин Н.В. в судебном заседании поддержал административный иск, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, в дополнение к ним пояснил, что позиция административного ответчика о том, что не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «Государственном кадастре недвижимости» - является ошибочной, так как она основана на неполном прочтении положений закона. Административный ответчик забыл указать о том, что пункт 1.2 ст.20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает исключение из указанного правила в случаях, предусмотренных законом. Упрощенный порядок государственной регистрации права, предусмотренный ст.25.3 указанного Федерального закона, как раз и является таким случаем, позволяющим зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества, неучтенный в государственном кадастре недвижимости.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, от него поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором он просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, считая их незаконными и необоснованными, обосновывая возражения тем, что 24 октября 2015 года Свириденко Е.Г. обратилась в Семикаракорский отдел Управления Росреестра по Ростовской области с заявлением о регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу<адрес>. В качестве документа основания на государственную регистрацию права собственности была представлена декларация об объекте недвижимого имущества, расположенном на земельном участке с кадастровым , предоставленном для размещения жилого дома. В соответствии с п.1.2 ст.20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии с п.3 ст.25.3 указанного Федерального закона документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества. Поскольку земельный участок под вышеуказанным домом имеет иное разрешенное использование (не предназначенное для ведения дачного хозяйства или садоводства), декларация об объекте недвижимого имущества не может являться документом, подтверждающим факт создания такого объекта. Документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащим описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта. 6 ноября 2015 года государственная регистрация была приостановлена. Государственный регистратор указал Свириденко Е.Г., что ей необходимо предоставить кадастровый паспорт на вышеуказанный объект недвижимого имущества. В уведомлении о приостановлении были указаны причины приостановления государственной регистрации. До истечения срока приостановления Свириденко Е.Г. не устранила причины, препятствующие государственной регистрации, в связи с чем, заявителю было отказано в государственной регистрации права на основании абз.10 п.1, п.1.2 ст.20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Кадастровый паспорт вышеуказанного объекта недвижимости на государственную регистрацию представлен не был, сведения о данном объекте в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Отказ в регистрации был произведен в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с ч.2 ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав административного истца, заинтересованное лицо, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Производство по административным об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

Для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) государственного, муниципального органа или должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав и свобод административного истца.

В судебном заседании установлено, что 24 октября 2015 года Свириденко Е.Г. обратилась в Семикаракорский отдел Управления Росреестра по Ростовской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым , предоставленном для строительства индивидуального жилого дома, по <адрес>. К заявлению о государственной регистрации Свириденко Е.Г. приложила квитанцию, подтверждающую оплату государственной пошлины, и декларацию об объекте недвижимого имущества. Данные обстоятельства подтверждаются копией расписки в получении документов на государственную регистрацию (л.д.7).

6 ноября 2015 года государственная регистрация права собственности на указанный жилой дом Управлением Росреестра по Ростовской области была приостановлена на основании п.1 ст.19 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Федеральный закон № 122-ФЗ), в связи с возникновением у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для проведения государственной регистрации, так как вышеуказанный жилой дом не учтен в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", что подтверждается копией уведомления о приостановлении государственной регистрации (л.д.8-9).

Не согласившись с приостановлением государственной регистрации, Свириденко Е.Г. 24 ноября 2015 года подала в Семикаракорский отдел Управления Росреестра по Ростовской области письменные возражения относительно приостановления государственной регистрации, ссылаясь на п.4 и п.5 ст.25.3 Федерального закона № 122-ФЗ, и указывая на незаконность приостановления государственной регистрации.

4 декабря 2016 года Управлением Росреестра по Ростовской области принято решение об отказе Свириденко Е.Г. в государственной регистрации права собственности на указанный жилой дом на основании абзаца 10 пункта 1, пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона № 122-ФЗ, в связи с тем, что на государственную регистрацию не был представлен кадастровый паспорт данного жилого дома, и вышеуказанный жилой дом не учтен в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", что подтверждается копией сообщения об отказе в государственной регистрации (л.д.13-14).

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.

Согласно п.1 ст.25.3 Федерального закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:

документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Исходя из пункта 4 статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ, документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.

Вместе с тем, в силу требований абзаца 4 пункта 6 статьи 12 Федерального закона № 122-ФЗ в подразделе I Единого государственного реестра прав (далее ЕГРП) должно содержаться описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных Правилами ведения Единого государственного реестра прав. При этом сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I Единого государственного реестра прав.

В связи с этим для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и внесения в ЕГРП соответствующего описания объекта необходимо, чтобы вновь создаваемый объект недвижимого имущества прошел кадастровый учет.

Исходя из пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», осуществление кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости является обязательным.

Таким образом, документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости, является кадастровый паспорт, который Управление Росреестра по Ростовской области лишено возможности запросить в соответствующем государственном органе в связи с тем, что спорный жилой дом не прошел кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с п.1.2 ст.20 Федерального закона № 122-ФЗ не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Проанализировав вышеприведенные положения Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», суд приходит к выводу о том, что нормы статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ не освобождают административного истца от обязательного кадастрового учета жилого дома, что является условием государственной регистрации права собственности на него.

Доводы административного истца и заинтересованного лица о том, что упрощенный порядок государственной регистрации права, предусмотренный ст.25.3 Федерального закона № 122-ФЗ, позволяет зарегистрировать право собственности на индивидуальный жилой дом, неучтенный в государственном кадастре недвижимости, суд отклоняет, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Само по себе несогласие административного истца и заинтересованного лица с указанным выводом не является основанием для признания незаконным оспариваемого решения Управления Росреестра по Ростовской области, которое соответствует Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости», и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца и заинтересованного лица.

При таких обстоятельствах суд находит требования Свириденко Е.Г. не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Свириденко Е.Г. к Управлению Росреестра по Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 2 февраля 2016 года.

Судья Курносов И.А.