ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10378/2022 от 20.07.2023 Калининского районного суда (Город Санкт-Петербург)

2а-2934/2023 (2а-10378/2022;) ~ М-8677/2022

78RS0005-01-2022-014434-74

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербург 20 июля 2023 года

Калининский районный суд Санкт-Петербурга

в составе председательствующего судьи Лукашева Г.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мирзоевым Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Санкт-Петербургу к Рабыко И.А. о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 18 по Санкт-Петербургу (далее – Межрайонная ИФНС России № 18 по Санкт-Петербургу) обратилась в суд с административным иском к Рабыко И.А. о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций: транспортного налога в сумме руб., налога на имущество по ОКТМО в размере руб., пени в сумме руб., налога на имущества по ОКТМО в размере руб., пени - руб., земельного налога по ОКТМО в размере руб., пени- руб., земельного налога по ОКТМО в сумме руб., пени- руб. В обоснование своих требований указала, что в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление, а впоследствии и налоговое требование об уплате налога, однако данная обязанность исполнена не была.

Административный истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.

Административный ответчик в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения иска.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.4 ст. 391 НК РФ, для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В соответствии с ч.1 ст.396 НК РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ч.4 ст. 397 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Как следует из материалов дела, на имя административного ответчика в спорный период зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами и ; на транспортные средства марки Хундай Солярис, г.р.з. ; на квартиру (доля в праве 2/5) с кадастровым номером ; на жилой дом (доля в праве ?) с кадастровым номером ; на квартиру (доля в праве 1/3) с кадастровым номером .

Из материалов дела, следует, что в адрес ответчика были направлены налоговые уведомления от 07.02.2019, от 28.06.2019, от 11.02.2020, от 26.06.2020, от 27.06.2020, от 05.02.2021, от 21.06.2021, от 21.12.2021 об уплате налогов, что подтверждается почтовыми реестрами.

В требования, направленные в адрес ответчика, сумма исчисленной пени была включена.

В соответствии с ч.6 ст.69 НК РФ, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ч.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ответчиком обязанность по уплате налога за период, указанный в иске, не исполнена. Указанное обстоятельство стороной ответчика не оспорено.

В соответствии с ч. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового Кодекса РФ.

Согласно ч. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 409 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент срока уплаты налога) - налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с ч. 2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила сумму, указанную в абз. 2 ч. 2 ст. 48 НК РФ, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила сумму, указанную в абз. 2 ч. 2 ст. 48 НК РФ.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила сумму, указанную в абз. 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

26.09.2022 мировым судьей судебного участка № 53 Санкт-Петербурга вынесен судебный приказ № 2а-264/2022-53, который 27.10.2022 отменен.

13.12.2022 года настоящий иск поступил в суд.

Таким образом, шестимесячный срок для обращения налогового органа с административным исковым заявлением в суд не пропущен.

Довод административного ответчика о необходимости зачета переплаты по налогу, возникшей в результате уменьшения ранее излишне уплаченного налога, в том числе за 2016, 2017 годы на снятый с учета автомобиль ГАЗ 2411 рег. номер А , должна быть учтена в счет недоимок по налогам за налоговые периоды 2019, 2020 г, подлежит отклонению ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, по данным регистрирующих органов на имя административного ответчика было зарегистрировано с 07.11.2002 по 06.08.2013 транспортное средство марки ГАЗ .

Инспекцией был исчислен транспортный налог за 2016 и 2017 год в отношении транспортного средства марки ГАЗ без учета сведений о снятии.

При этом действия налогового органа по начислению транспортного налога за 2016 и 2017 год в отношении транспортного средства марки ГАЗ без учета сведений о снятии не обжалованы административным ответчиком.

Материалами дела не подтверждается, что у налогового органа имелись основания для признания образовавшейся у налогоплательщика недоимки по налогам безнадежной к взысканию и списанию, в связи с чем возникшая в результате уменьшения ранее взысканного налога переплата в размере руб. учтена автоматизированной системой налоговых органов счет наиболее ранней недоимки, имеющейся у налогоплательщика.

С заявлением о перерасчете задолженности административный ответчик обратилась в МИФНС России № 18 по Санкт-Петербургу только 25.01.2023, при этом решение об отказе в сложении излишне начисленной суммы по транспортному налогу за 2016, 2017 гг. не оспорено административным ответчиком.

Суд приходит к выводу, что возражения административного ответчика относительно требований о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019-2020 г.г. размере руб. 00 коп. не могут быть признаны обоснованными в ходе рассмотрения спора о взыскании недоимки за конкретный налоговый период, когда налогоплательщиком самостоятельно не была исполнена обязанность по уплате транспортного налога, при том, что платежных документов с реквизитами, назначением платежа, иных идентифицирующих признаков платежа по транспортному налогу за спорный период 2019-2020 гг. административным ответчиком суду не представлено, в связи с чем оснований прийти к выводу, что ответчиком была оплачена спорная недоимка по транспортному налогу не имеется.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня вынесения налоговым органом в соответствии с Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога (подпункт 4 пункта 3 статьи 45 Кодекса).

В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Сведений об обращении административного ответчика с заявлением о зачете излишне удержанного налога в счет спорной недоимки в материалы дела не представлено.

Кроме того, законность и обоснованность решения налогового органа об отказе в сложении излишне начисленной суммы по транспортному налогу за 2016, 2017 гг., не оспоренного административным ответчиком, не может быть проверена в рамках настоящего дела.

Таким образом, суд не может согласиться с доводами стороны ответчика об отсутствии оснований для начисления транспортного налога за 2019-2020 год и оснований для его взыскания.

Определяя размер подлежащей взысканию с административного ответчика в пользу административного истца задолженности по пеням, суд исходит из представленного административным истцом расчета и сумму страховых взносов и начисленных на них пеней, указанных в требованиях. Указанные документы сомнений у суда не вызывают. Представленный расчет задолженности произведен в соответствии с нормами действующего законодательства, соответствует фактическим обстоятельствам дела и является правильным, расчет задолженности судом проверен, арифметических ошибок не содержит.

При этом суд учитывает, что доводы истца и представленные им доказательства в обоснование заявленных требований ответчиком не оспорены и не опровергнуты. Доказательств оплаты задолженности по налогу и пене ответчиком не представлено.

Обязанность платить налоги - это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, пп. 1 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (п. п. 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.

В рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Санкт-Петербургу к Рабыко И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, ИНН , зарегистрированной по адресу: <адрес>, о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций - удовлетворить.

Взыскать с Рабыко И.А. недоимку по транспортному налогу за 2019-2020 г.г. размере рублей.

Взыскать с Рабыко И.А. недоимку на имущество по ОКТМО за период с 2017-2020 г.г. в размере руб..

Взыскать с Рабыко И.А. пени в сумме руб.

Взыскать с Рабыко И.А. недоимку на имущество по ОКТМО за период с 2017-2020 г.г. в размере руб.

Взыскать с Рабыко И.А. пени в сумме руб.

Взыскать с Рабыко И.А. недоимку по земельному налогу по ОКТМО за период с 2017-2020 г.г. в размере руб..

Взыскать с Рабыко И.А. пени в сумме руб.

Взыскать с Рабыко И.А. недоимку по земельному налогу по ОКТМО за период с 2017-2020 г.г. в размере руб..

Взыскать с Рабыко И.А. пени в сумме руб.

- всего взыскать: коп.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья <данные изъяты>

Решение в окончательной форме изготовлено 21 августа 2023 года.