Дело № 2а-1037/2020
91RS0024-01-2019-005455-23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 февраля 2020 года г.Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Русаковой В.А., с участием истца – ФИО1, представителя ответчика - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 о признании решения незаконным,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым со следующими требованиями: признать незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 от 02 декабря 2019 года №<номер> об отказе в государственной регистрации; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать право собственности истца на жилой дом с кадастровым номером №<номер>, расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование своих требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 270 кв.м., кадастровый №<номер>, вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство», расположенный по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке он построил индивидуальный жилой дом. 12.01.2018 года дом поставлен на кадастровый учет под номером №<номер>. 20.08.2019 года он обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом на основании ч.7 ст.70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п.2 ст.8.1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», приложив к заявлению все необходимые документы. Однако ответчик отказал ему в регистрации права собственности, сославшись на то, что земельный участок, на котором возведен дом, расположен в зоне с особой архитектурно-планировочной организацией территории, в которой запрещено строительство объектов капитального строительства. Истец считает решение государственного регистратора незаконным, поскольку режим архитектурно-планировочной зоны утратил силу с принятием 19.07.2019 года Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечена государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал иск, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 возражала против иска, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным.
Государственный регистратор ФИО3 надлежащим образом извещалась о времени и месте рассмотрения дела, однако в судебное заседание не явилась, явку своего представителя не обеспечила, о причинах неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие указанного ответчика лиц в соответствии со статьей 150 КАС РФ.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что истцу ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 270 кв.м., кадастровый №<номер>, вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство», расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от <дата>, регистрационная запись в Едином государственном реестре недвижимости от <дата>№<номер>.
На указанном земельном участке ФИО1 построил индивидуальный жилой дом площадью 135,8 кв.м., этажность - 2 этажа, год завершения строительства, согласно декларации об объекте недвижимости, - 2017 год.
12.01.2018 года жилой дом поставлен на кадастровый учет под номером №<номер>
20.08.2019 года ФИО1 обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом с кадастровым номером №<номер>
Сообщением государственного регистратора ФИО3 от 02.12.2019 года №<номер> заявителю отказано в государственной регистрации права собственности. В качестве основания отказа указано, что земельный участок, на котором возведен дом, обременен в соответствии со ст.56 ЗК РФ, Законом Республики Крым от 07.07.2017 N 409-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории», Постановлением Совета министров Республики Крым от 08.11.2017 N 582 «О создании зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории». Согласно указанным нормативным правовым актам в кадастровых границах муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым создана зона с особой архитектурно – планировочной организацией территории, в которой запрещено строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу п. 2 этой же статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно п.2 ст.8.1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» до 1 марта 2021 года основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности физического лица на объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, создаваемый или созданный на земельном участке, установленный вид разрешенного использования которого соответствует видам разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)», «Для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2)» (расположенном в границах населенного пункта), «Ведение садоводства (код 13.2)», предусмотренным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, являются правоустанавливающий документ на земельный участок, в границах которого расположен такой объект недвижимого имущества, и технический план объекта недвижимости.
Статья 26 Федерального Закона № 218-ФЗ устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно статье 27 Федерального Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Принимая решение о приостановлении государственной регистрации, государственный регистратор исходил из того, что заявленный ФИО1 к регистрации жилой дом возведен на земельном участке, расположенном в зоне с особой архитектурно – планировочной организацией территории, в границах которой запрещено строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов.
Статьей 56 ЗК РФ предусмотрено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами (п.1).
В частности, могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. (п.2).
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Крым от 07.07.2017 N 409-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории» зона с особой архитектурно-планировочной организацией территории (далее - архитектурно-планировочная зона) - зона с особыми условиями использования территории, включающая земли, земельные участки (части земельных участков) и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в границах которой устанавливается особый правовой режим ее использования с учетом историко-культурной, экологической и рекреационной ценности, а также перспективного градостроительного развития.
Согласно ст. 2 вышеуказанного Закона, решение о создании архитектурно – планировочной зоны принимается Советом министров Республики Крым.
Архитектурно-планировочная зона считается созданной с момента внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствие с п. 2 ст. 4 Закона, в границах архитектурно-планировочной зоны запрещается:
1) строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов;
2) реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный вид указанных объектов.
08 ноября 2017 года принято Постановление Совета Министров Республики Крым № 582 «О создании зон с особой архитектурно – планировочной организацией территории», согласно которому на территории в кадастровых границах муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым создана зона, имеющая особую историко – культурную, экологическую и рекреационную ценность.
25 ноября 2017 года сведения об указанной зоне внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, индивидуальный жилой дом с кадастровым номером №<номер>, являющийся объектом государственной регистрации прав на недвижимое имущество, действительно расположен в зоне с особой архитектурно – планировочной организацией территории.
Между тем, государственным регистратором не учтено, что правовой режим архитектурно-планировочной зоны не может быть распространен на объекты строительства, которые были возведены до создания архитектурно-планировочной зоны.
В статье 4 ГК РФ закреплен основной принцип гражданского законодательства, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Например, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» положения ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, определяющей случаи, когда для возведения строения или его реконструкции не требуется выдача разрешения на строительство, применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие ГрК РФ.
Примененный государственным регистратором Закон Республики Крым от 07.07.2017 N 409-ЗРК/2017 не содержит положений, предусматривающих придание ему обратной силы. Следовательно, указанный закон распространяется только на правоотношения, возникшие после введения его в действие.
Из материалов дела усматривается, что строительство жилого дома, являющегося объектом государственной регистрации прав на недвижимое имущество, было начато истцом до 25 ноября 2017 года – даты внесения сведений о зоне с особой архитектурно – планировочной организацией территории в Единый государственный реестр недвижимости. Данное обстоятельство следует из того, что жилой дом был поставлен на кадастровый учет как оконченный строительством объект недвижимости 12 января 2018 года, то есть менее чем через 2 месяца с даты внесения сведений о зоне с особой архитектурно – планировочной организацией территории в Единый государственный реестр недвижимости. Построить дом в столь короткий срок, с учетом времени года (зима) и существующих технологий строительства, не представляется возможным. Более того, согласно декларации об объекте недвижимости, поданной истцом в орган регистрации, жилой дом построен в 2017 году. Допустимых и достаточных обратного ответчик суду не представил.
При таких обстоятельствах, в силу действия закона во времени, положения Закона Республики Крым от 07.07.2017 N 409-ЗРК/2017 не могли быть основанием для отказа в регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.
Кроме того, целью принятия Закона Республики Крым от 07.07.2017 N 409-ЗРК/2017, исходя из пояснительной записки к проекту данного нормативного правового акта, являлась выработка единого подхода к архитектурно-планировочному виду и планировке застроенной или предполагаемой к застройке территории, а также урегулирования вопросов, связанных с необходимостью приведения объектов планировочной структуры в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Крым от 07.07.2017 N 409-ЗРК/2017 предусмотрено, что правовой режим архитектурно-планировочной зоны, устанавливается до утверждения правил землепользования и застройки.
Таким образом, установленный Законом Республики Крым от 07.07.2017 N 409-ЗРК/2017 режим правового регулирования градостроительной деятельности, в том числе в части запрета строительства объектов капитального строительства, имеет временный характер, и действует до утверждения правил землепользования и застройки. С принятием правил землепользования и застройки подлежат применению соответствующие градостроительные регламенты, устанавливающие виды разрешенного использования земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства и ограничения использования земельных участков. При соблюдении условий использования земельного участка, установленных правилами землепользования и застройки, собственник не может быть ограничен в праве пользования земельным участком. Иное означало бы фактическое сохранение градостроительных ограничений, связанных с уже утратившим силу режимом зоны с особыми условиями использования территории, что противоречит правовому регулированию действия градостроительных регламентов во времени.
Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19.07.2019 года №<номер> утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Согласно карте территориальных зон Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, земельный участок истца с кадастровым номером №<номер> находится в одной из территориальных зон малоэтажной застройки – Т3-02-285. Одним из основных видов разрешенного использования земельного участка в данной зоне является «Индивидуальное жилищное строительство» (письмо Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым от 07.02.2020 №<номер>).
Следовательно, действующий градостроительный регламент допускает возведение заявленного истцом к регистрации жилого дома.
Решение о признании жилого дома самовольной постройкой в период действия правового режима архитектурно-планировочной зоны в порядке, предусмотренном статьями 3, 8 Закона Республики Крым от 07.07.2017 N 409-ЗРК/2017, Постановление Совета министров Республики Крым от 18.07.2017 N 370 «Об утверждении Положения об организации работы по сносу самовольных построек, созданных (возведенных) на территории Республики Крым, на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения» Советом министров Республики Крым не принималось. Доказательств обратного ответчик суду не представил.
При таких обстоятельствах решение ответчика об отказе в регистрации права собственности на жилой дом нельзя признать законным.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении требований, если суд признает его не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Поскольку в данном случае оспариваемое решение государственного регистратора принято с нарушением Федерального закона N 218-ФЗ, при этом нарушает имущественные права истца, суд удовлетворяет требование истца о признании его незаконным.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца, суд возлагает на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление истца о регистрации права собственности.
Требование истца о понуждении ответчика осуществить регистрацию права собственности не подлежит удовлетворению, поскольку в силу статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации суд не вправе подменять собой государственные и муниципальные органы, в компетенцию которых входит принятие соответствующих решений. В этой связи административный иск подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии со ст.111 КАС РФ суд взыскивает с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу истца государственную пошлину, уплаченную последним при подаче иска, в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
иск ФИО1 – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 от 02 декабря 2019 года №<номер> об отказе в государственной регистрации.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в порядки и сроки, установленные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 21.08.2019 года о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером №<номер>, расположенный по адресу: <адрес>.
В остальной части исковых требований – отказать.
Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ФИО1 расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья А.В.Алтунин
В окончательной форме решение суда принято 24 февраля 2020 года.